Яктация стоит ли бить тревогу родителям, у которых ребенок, как маятник

Содержание

Задержка речи и речевого развития у ребёнка

Яктация  стоит ли бить тревогу родителям, у которых ребенок, как маятник
Задержка речевого развития у ребенка

В годовалом возрасте малыш должен произносить около десяти легких слов и знать названия двух сотен предметов. Кроме того, он должен понимать речь, обращенную к нему и реагировать на слова.

Уже в два года ребенок строит фразы и простые предложения, пользуется местоимениями и прилагательными, а его словарный запас растет как минимум до пятидесяти слов, но специалисты ожидают от него как минимум ста слов.

Более сложные предложения с использованием двух-трех сотен слов ребенок начинает строить в два с половиной года, начав использовать шипящие звуки. Уже в три года малыш должен говорить объединенными по смысле предложениями, правильно употребляя местоимения, наречия и прилагательные.

Задержку в развитии в трехлетнем возрасте определить просто: нужно, чтобы с малышом поговорил незнакомый ему человек. Если складывается нормальная диалоговая речь – все в порядке.

Граница между задержкой речевого развития и индивидуальными особенностями ребенка

Рамки, учитываемые нормами развития, достаточно гибкие. Если в год ребенок еще не говорит десяти слов, а только семь, не стоит бить тревогу. Причем мальчики могут отставать от девочек на 4-5 месяцев. Многие люди считают, что за развитие речи отвечает определенная область головного мозга. На самом же деле речь формируется при согласованной работе двух полушарий мозга.

Для того, чтобы речевое развитие проходило нормально, важно гармоничное развитие обоих полушарий.

Пучок нервных волокон, которые их соединяют, у мальчиков тоньше, чем у девочек, и отличается более медленным развитием. Но это различие быстро сходит на нет.

 Если отклонение от нормы сильное, стоит бить тревогу. Именно среди мальчиков особенно высок процент отклонений как в речевом, так и в психоречевом развитии.

Среди детей, страдающих заиканием, мальчиков в два раза больше, чем девочек. Почти полным отсутствием речи при нормальном слухе страдают втрое больше мальчиков, чем девочек.

Когда бить тревогу?

До 2,5 лет словами можно считать не только полноценные (к примеру, «мама»), но и «малышковые» слова «би-би», «куп-куп» и прочие. Но, если ребенок в возрасте 2,5 лет еще не пытается строить фразы из трех-четырех слов, это является поводом для волнений. Внимательные специалисты могут выявить задержку речевого развития в раннем периоде.

4 месяца

Ребенок в 4 месяца не реагирует на жесты родителей, не улыбается и не оживляется, когда с ним разговаривает мама.

8-9 месяцев

Ребенок в 8-9 месяцев не начинает лепетать.

1.5 года

  • не говорит простых слов;
  • не знает собственного имени и названий окружающих предметов;
  • не может выполнить самые простые просьбы родителей.

Ребенок имеет трудности с жеванием или сосанием (к примеру, если полуторагодовалый ребенок не может жевать).

2 года

Ребенок в два года не пытается выучить новые слова и повторяет только отдельные, не связанные слова.

2.5 года

  • имеет словарный запас менее двадцати слов и словоподражаний;
  • не знает названий частей тела и окружающих предметов;
  • не может указать на знакомый предмет по просьбе родителей или принести предмет, находящийся вне поле его зрения;
  • не умеет составлять простые фразы из двух слов.

3 года

Трехлетний ребенок говорит так неразборчиво, что даже родители с трудом могут его понять, не говорит простых предложений, не понимает простых рассказов и объяснений. Говорит слишком быстро, не проговаривая окончаний слов, или, наоборот, слишком медленно, растягивая слова, хотя примера такой речи никогда не слышал.

Малыш выражается фразами из книжек или мультфильмов, но не может построить свои собственные словосочетания и предложения (это – признак крайне серьезного отклонения в развитии). Ребенок постоянно зеркально повторяет слова и фразы, которые говорят при нем взрослые (даже если говорит к месту) – причина для срочного обращения к психиатру.

У ребенка любого возраста все время приоткрыт рот или отмечается повышенное слюноотделение без явных на то причин. Заметив, что речевое развитие малыша не соответствует норме для его возраста, следует срочно обратиться к специалистам. Если начать коррекцию расстройства в раннем возрасте, уже к школе ребенок ничем не будет отличаться от сверстников.

© Тимошенко Елена, Dealinda.ru

Источник: https://dealinda.ru/magazine/10/604/

Перепутанные роли: стоит ли бить тревогу, если сын играет в куклы?

Яктация  стоит ли бить тревогу родителям, у которых ребенок, как маятник

Узнав пол ребенка еще до его рождения, родители покупают соответствующие этому полу игрушки, пеленки, одежду определенного цвета.

Таким образом, ребенка как бы заранее, в соответствии с общепринятыми культурными нормами, готовят к осознанию того, мальчик он или девочка.

Но что делать, если вопреки ожиданиям родителей сын, подрастая, тянется в песочницу, где девочки играют в куклы, а дочь стремится вместе с мальчишками поиграть в «войнушку»? Для начала необходимо разобраться в ситуации.

Во-первых, нужно учитывать возраст ребенка. Считается, что до 3 лет ребенок не осознает свой пол и не связывает выбор определенных видов игрушек с тем, мальчик он или девочка.

А далее малыш идет в детский сад, родители берут его в гости, где он впервые встречается с игрушками противоположного пола. И ему становится интересна любая новая игрушка, ведь дома он таких раньше не встречал — родители их попросту не покупали.

Возможно, кроху тянет к игрушкам противоположного пола, так как свои наскучили.

Во-вторых, имеет значение не столько сам факт игры с куклами для мальчиков или с машинками для девочек, сколько ее характер.

Важно учитывать, насколько долго и часто это происходит, насколько ребенок увлечен игрой, каков сюжет этой игры.

Может быть, взяв куклу, мальчик сделает из нее монстра, потому что солдатики по сравнению с ней очень маленькие, а девочка в машинке повезет куколку в магазин за покупками.

Таким образом, прежде чем переживать и запрещать ребенку играть с «неправильными» игрушками, нужно понять причину, по которой ваш сын проявляет интерес к куклам или дочь — к машинкам. Причины могут быть следующими:

  1. Проявление любопытства. Например, если мальчик впервые увидел коляску с пупсом, то вполне нормальным можно считать его желание покатать ее.

    Или, возможно, малыш воспринял коляску как любую другую «каталку» и даже не заметил, что в ней лежит кукла. То же самое с девочками — они попросту из интереса могут примерять на себя роли, присущие мальчикам, изучая себя с необычной, непривычной стороны.

    Если в этом случае позволить крохе поиграть и удовлетворить интерес, вскоре он пройдет сам по себе.

  2. Подражание родителям или старшим братьям и сестрам. Когда трехлетний малыш укладывает спать куклу сестренки, это может означать только то, что он проигрывает обычную ситуацию из собственной жизни.

    Таким образом мальчик может осваивать заботливое поведение, которое показывает по отношению к нему отец, а это станет даже полезным навыком в будущем. Девочка, в окружении которой только братья, может увлеченно бегать и забираться на деревья вместе с ними.

    Также машинки могут быть интересны девочкам в связи с тем, что многие мамы сами часто возят их на машине.

  3. Физическая и психологическая энергии ребенка. Все дети разные: у них различны и физические показатели силы или слабости нервной системы, и темперамент, и многое другое.

    Поэтому мальчик, который имеет меланхолический тип темперамента, может чувствовать себя неуютно с другими, более активными мальчишками и начинает играть с девочками, в обществе которых ощущает себя самым сильным.

    Или, например, энергичной девочке может наскучить играть в куклы, тогда как лазанье по деревьям вместе с мальчишками в большей мере позволит ей выплеснуть свою энергию.

  4. Проживание в процессе игры собственных трудных ситуаций.

    Ребенка может тянуть к куклам, так как с их помощью дети могут проигрывать затруднительные или болезненные ситуации из своей жизни, чтобы таким образом пережить их, справиться с ними, найти для себя пути их решения.

    Можно сказать, что игра является для детей инструментом собственной психотерапии.

    Наблюдая за ребенком в процессе такой игры, но не вмешиваясь, родители могут узнать о нем (или даже о себе) много нового, могут понять, что его тревожит или как он относится к чему-нибудь важному. Например, если мальчик с помощью кукол проигрывает семейные ссоры, важно задаться вопросом: не наши ли сценарии поведения сын воплощает в игре? Возможно, стоит обратить внимание на супружеские отношения или, по крайней мере, перестать ругаться при ребенке.

  5. Рождение ребенка одного пола вопреки родительской мечте о малыше другого пола. Бывают ситуации, когда родители (или один из них) мечтают о дочери, а рождается сын, или наоборот. В этом случае родитель зачастую может не принимать реальный пол своего чада. Чаще всего это происходит неосознанно.

    Крайним проявлением этого неприятия может стать одевание мальчика в женскую одежду или, наоборот, девочки — в мужскую, а также прямое высказывание своего желания иметь ребенка противоположного пола.

    Такое поведение действительно может очень сильно травмировать ребенка и стать причиной внутреннего конфликта, неприятия себя и своего пола и, как следствие, низкой самооценки, неуверенности в себе, депрессивных, невротических состояний в будущем.

    И даже если у родителей нет такой ярко выраженной неприязни к полу ребенка, их изначальное желание может подсознательно влиять на выбор мужской или женской модели поведения малыша, в частности и на выбор игрушек. В связи с этим очень важно реально оценить, насколько вы как родитель принимаете пол собственного ребенка, не тоскуете ли от того, что хотели «другого» ребенка и не стараетесь ли «подогнать» его поведение под свое желание.

  6. Отклонения от нормы. Это происходит чрезвычайно редко и не стоит делать вывод о «ненормальности» ребенка по одному факту использования игрушек противоположного пола, здесь всегда важна оценка общей картины.

    При этом лучше всего, если эту оценку проводят специалисты.

    Стоит обратиться к психологу, если ребенок очень длительное время проявляет интерес к «чужим» игрушкам, если он начинает ассоциировать себя с представителями противоположного пола или называет себя именами другого пола.

На что стоит обратить внимание

Немаловажный вопрос состоит в том, чего именно боятся родители, если их ребенок ведет себя нестандартным для его пола образом? Можно предположить, что так проявляется страх выбора ребенком нетрадиционной сексуальной ориентации или его желания сменить пол в будущем.

Однако нельзя судить о будущей ориентации ребенка исключительно по одному признаку — игре, характерной для противоположного пола. Тем более эта игра не может стать причиной такого выбора.

А вот реакция родителей на поведение дочери или сына вполне может повлиять на самоопределение будущих женщины или мужчины.

Поэтому если вы заметили, что раздражаетесь, когда ребенок берется за игрушки, характерные для противоположного пола, если стремитесь как можно скорее отнять такую игрушку, запретить или даже наказать ребенка за это, то сначала стоит обратить внимание на ваше собственное отношение к вопросам пола. Важно понять, что именно вас в этом задевает, ведь ваши личные ограничения могут сильно влиять на жизнь ребенка сейчас и в будущем. Выявить их и помочь справиться с ними может психолог на личной консультации.

Что делать родителям

Начнем с того, что главное, чего не стоит делать родителям в этой ситуации, — запрещать играть в определенные игрушки, реагировать чересчур эмоционально, ругать и тем более наказывать за такое проявление интереса. Эффект от таких реакций может быть совсем обратным желаемому, и, в лучшем случае, интерес к игрушкам противоположного пола может закрепиться по принципу «запретный плод сладок».

Лучше всего показывать своему чаду мужественное и женственное поведение на собственном примере. Конечно, вы можете подчеркивать женские качества своей дочери: например, наряжать ее в платья, юбки и банты, покупать множество кукол и показывать мультфильмы про принцесс.

Но все эти приемы вряд ли сработают, если сама мама считает излишним использовать косметику, следить за собой и носит исключительно брюки. То же самое можно сказать и о мужском поведении: мальчикам необходимо видеть образец мужественности, желательно в собственном отце.

Имея такой ориентир, мальчик будет выбирать «мужские» игрушки, и даже если интерес к куклам однажды возникнет, он быстро пройдет сам собой.

Если же вы все-таки видите, что игра вашего ребенка действительно имеет характерные черты моделей поведения другого пола, и это не просто любопытство или подражание, то необходимо разбираться с одной из вышеперечисленных причин.

Возможно, вашей чересчур энергичной девочке не хватает нежности и ласки, а меланхоличному мальчику необходима поддержка и понимание, чтобы поверить в себя.

В любом случае, ваша чуткость к состоянию ребенка и безусловная любовь помогут ему справиться с трудностями.

Каждый родитель хочет, чтобы детство ребенка было радостным, а будущее — счастливым.

Это возможно, если человек будет оставаться собой, сохранит свое детское творческое начало, но при этом научится соответствовать правилам того общества, в котором он живет.

Поэтому важно позволять ребенку проявлять себя естественным для него образом, давать возможности испытывать радость от игры и непосредственного общения, принимать и любить его таким, какой он есть, но при этом обучать его социальным и моральным нормам.

То же касается и вопросов пола. В каждом из нас есть и женские, и мужские черты, хотя, конечно, какие-то из них преобладают. Важно принимать в ребенке (да и в себе тоже) и те, и другие, видеть его уникальность и стремиться к тому, чтобы он стал, прежде всего, гармоничной личностью.

Психолог портала «Я — Родитель»
Анастасия Вялых

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/pereputannye-roli-stoit-li-bit-trevogu-esli-syn-igraet-v-kukly/

Яктация — стоит ли бить тревогу родителям, у которых ребенок, как «маятник»

Яктация  стоит ли бить тревогу родителям, у которых ребенок, как маятник

Яктацией называются ритмичные рефлекторные покачивания или движения головой или всем туловищем, которые совершаются неосознанно.

Ребенок может раскачиваться взад-вперед или из стороны в сторону, также возможны и другие проявления.

Причины яктации у ребенка

Основной причиной феномена яктации является недостаток внимания и тактильного контакта с мамой.

Это может наблюдаться либо у деток, которых родители бросили после рождения, а также может возникнуть в случае принудительного расставания с мамой, если малыша кладут в больницу, и маме к нему нельзя, например.

Кроме того, даже если малыш находится дома, но мама не берет его на руки, не кормит, не уделяет внимания, это может стать причиной яктации.

Также кроха может просто-напросто осваивать новые движения, готовится учиться ползать или стоять, и освоенный им навык шатать головой или туловищем может ему просто понравится. В этом случае подобное явление не войдет в привычку, кроха просто повторяет новое для него движение.

Симптомы яктации

Яктация проявляется в неосознанных покачиваниях и шатаниях.

Ребенок может ритмично вертеть головой из стороны в сторону в положении лежа, сидя, стоя – зависимо от возраста и соответствующих навыков.
Когда малыш уже умеет стоять, он может хвататься ручками за поручни или другие предметы, и раскачиваться взад-вперед или слева-направо.

В положении лежа кроха может перекатываться со спинки на живот и обратно. Также ребенок может принимать позицию своеобразного мостика, выгибая спину, упираясь в кроватку головой и пяточками.

Особенно пугает родителей такой симптом, как биение: ребенок во сне из положения лежа поднимается на четвереньки и совершает удары головкой о подушку.

Все эти действия производятся неосознанно, обычно перед тем, как малыш заснет. Возможны проявления во время сна.
В более старшем возрасте проявления возможны и в дневное время в период активности.

Опасна ли яктация для ребенка?

Яктация как такова не несет опасности для ребенка. Она не влияет на его умственное и физическое развитие.

Если феномен яктации не проходит у ребенка вплоть до школьного возраста, это может создавать ему дискомфорт, если симптомы будут проявляться в школе. Дети и учителя неоднозначно реагируют на подобные проявления.

Но такое случается редко, при своевременном обнаружении и применении соответствующих мер от яктации можно избавиться.

Причины яктации у детей

Этиологические факторы, приводящие к яктации, в целом схожи с таковыми при сосании пальцев. Особое значение в происхождении яктации имеет хронический дефицит внешней ритмической стимуляции (сенсорная депривация), ограничение двигательной активности.

Дети, страдающие яктацией, часто имеют от рождения повышенную потребность в сенсорной стимуляции и уже с первых месяцев жизни проявляют особую любовь к укачиванию, ритму, музыке.

К психотравмирующим факторам, провоцирующим возникновение яктации, следует отнести, в первую очередь, разлучение ребенка с матерью и, как следствие, воспитание его в детских закрытых учреждениях (домах ребенка).

Не меньшую роль играют конфликтные отношения между членами семьи или коллектива, эмоциональная и физическая перегрузки.

Первые проявления яктации могут возникнуть в связи с изменением жизненного стереотипа ребенка (появление зубов, переход от сидения к ползанию, от ползания к ходьбе).

В ряде случаев яктации сопутствуют нарушения сна, что подтверждено ЭЭГ-исследованиями. Имеется связь эпизодов раскачивания с переходными фазами между парадоксальным и синхронизированным сном.

Чаще всего причинами повышенных потребностей в сенсорной стимуляции являются следующие ситуации:

  • Малыш ощущает эмоциональный дискомфорт – возможно, имеются проблемы со сном.
  • Ребёнок при помощи данного «упражнения» старается самостоятельно снизить уровень мышечного напряжения.
  • Малыш готовит свой вестибулярный аппарат к смене основного двигательного процесса – готовится учиться ползать или начать ходить.
  • В организме имеется дефицит витамина Д – для детей это означает угрозу развития рахита.
  • Малыш пытается унять болевые ощущения – возможно, страдает от прорезывания зубов.
  • Проблемой может быть повышенное внутричерепное давление у детей – в таких случаях у ребёнка болит голова.
  • Яктация может быть последствием гипоксии плода, «заработанной» малышом и мамой в процессе родов.

Всё вышеперечисленное может стать причиной проявления феномена яктации – как видите, список причин включает местами не просто серьёзные, а даже опасные факторы, требующие повышенного внимания специалиста. Но не исключайте и тот факт, что ребёнку, возможно, просто понравилось новое, только что выученное движение.

Кто виноват и что происходит?

Причины возникновения феномена яктации те же, что и приводящие к сосанию пальца – потребность в большем внимании к своей персоне.

Ребенок подсознательно ощущает свою ненужность и нелюбимость пребывая еще в утробе матери, которая никак не может определиться с выбором: оставить ребенка или произвести аборт?

Страх перед смертью методом абортирования и обида на мать сохраняются в течение всей жизни, проявляясь во взрослом состоянии особенностями психики. В детском же возрасте арсенал выражения эмоций резко ограничен сначала возможностями тела, а затем зависимым от родителей положением.

Метаболизм мозга, извращенный негативными ощущениями, испытываемыми на стадии плода, приводит к отклонениям от стандартного для возраста поведения.

Неврологическая классификация подразделяет яктации на характеризующиеся:

  • качаниями;
  • биениями;
  • складыванием;
  • челночными движениями.

Первая категория расстройств выражается следующей классической симптоматикой: стоя и опираясь руками на стенку манежа (кровати), ребенок раскачивает тело или голову вперед-назад либо из стороны в сторону в определённом ритме. Либо делает то же самое в сидячей позе.

В более раннем возрасте, научившись переворачиваться, ребенок раскачивает тело, многократно ритмично перекатываясь с живота на спину и наоборот, обычно не до конца, а лишь до положения на боку.

Яктация в первое полугодие жизни может происходить в позе «борцовского моста» – с раскачиванием тела, опирающегося на голову и пятки, требуя дифференциации от опистотонуса и иных видов тонических судорог.

С момента начала ползания возможно возникновение яктации с раскачиванием туловища вперед-назад в позе на четвереньках, иногда с театрально-картинным отведением в сторону одной ноги.

Отдельного внимания заслуживают качательные движения во время сна на спине с раскачиванием из стороны в сторону (до 30 за минуту, продолжительностью до 6 часов с перерывами и с эпизодами до 12 минут). Остановленные волей родителей движения ребенка, через малое время вновь возобновившись, продолжаются в еще более интенсивном ритме.

Движения биения, как и качательные, чаще происходят в процессе сна на животе. Это внезапный резкий подъем с упором на руки с серией ударов головой о подушку лицом либо щечной областью. Серии (с числом движений от 4 до 12) могут повторяться несколько раз и прекращаются после укладывания на спину. Возникающие вследствие биения гематомы легко могут быть приняты за следы побоев.

Аналогом биений может стать производимое с частотой ритма сердца интенсивное верчение головой.

Обычно ритуал совершается молча, но предельно возбужденный ребенок может выразить себя «гневливой яктацией».

Редко встречающийся феномен «складывания» заключается в придании телу во сне формы полусложенного перочинного ножа (со значительным отклонением тела кпереди) вследствие частых присаживаний (принятия сидячей позы), чередующихся с укладываниями. Ритм движений постепенно возрастает, как и их объём.

Челночность движений заключается во вставании сонного тела на четвереньки (из положения лежа на животе) с совершением им возвратно-поступательных движений в направлении вперед-назад.

Постановка диагноза

В большом проценте случаев постановка диагноза трудностей не представляет: необходимо лишь описание поведения ребенка его родителями, наблюдение за ним самим, дифференцирование от схожей патологии.

Опытный невролог (психоневролог) с легкостью установит диагноз, в пользу которого говорят данные акушерского анамнеза и сообщенные матерью сведения о психологическом состоянии в процессе беременности.

К тому же, феномен чаще проявляется у мальчиков, обычно связан с процессом засыпания и сна (особенно с фазой, промежуточной между сном парадоксальным и синхронизированным).

Из инструментальных методов исследования распознаванию патологии способствуют данные ЭЭГ и других методов изучения активности мозга (МРТ, КТ).

О необходимости лечения

Поскольку яктация связана с вестибулоасимметрией и расстройством динамики возбуждения-торможения в коре головного мозга, то лечение должно производиться именно в этом направлении.

Но обычно необходимости в этом не возникает, патология нивелируется возрастом. Сложности возникают, когда ритуал переходит в стойкую психопатологию, посему наблюдение за ребенком специалистом-неврологом должно осуществляться обязательно.

Применение различных модификаций психотерапевтического воздействия (включая семейную и игровую терапию, гипносуггестивный метод) позволяют через гармонизацию внутрисемейных межличностных отношений достичь нормализации психического состояния ребёнка.

О последствиях и профилактике

Ввиду того, что достигшая школьного возраст личность пытается скрыть патологическую привычку, закрепляемую избыточным вниманием окружающих, возможно перерастание ритуала в психотический феномен с преобладанием кататонического симптомокомплекса.

К превентивным мерам относят:

  • тщательное планирование беременности;
  • устранение межличностных трений в семье и обществе;
  • «воспитание» воспитательного стиля с максимальным смягчением индивидуального подхода.

Совместное творческое времяпровождение и общие игры на воздухе также сослужат добрую службу в профилактике патологии.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/yaktaciya.html

Патологические привычки у детей: яктации, онанизм, кусание ногтей и выщипывание волос

Яктация  стоит ли бить тревогу родителям, у которых ребенок, как маятник

На сегодня – это одна из слабоизученных групп расстройств, категоризировать которую крайне сложно.

Некоторые специалисты включают патологические привычные действия в группу невротических расстройств, в то время как другие психиатры склонны утверждать, что эти действия относятся в большей степени к неврозу навязчивых состояний.

Однако в случае патологической привычки ребенок обнаруживает мазохистические тенденции (выдергивание волос – это болезненно), в то время как в картине невроза навязчивых состояний этого нет.

С другой стороны, дети с проявлением онихофагии и трихотилломании обнаруживают болезненные переживания, свойственные неврозу навязчивости.

Американская психологическая ассоциация включает это заболевание в крайне размытую группу «behavioral disorders» — поведенческих расстройств. Таким образом, мы можем заключить, что патологические привычные действия – спорная и до конца не изученная патология, требующая наблюдения и экспериментов.

Причины нарушений

Патологические привычные действия возникают на фоне следующих факторов:

  • — Жесткое воспитание с физическими наказаниями;
  • — Затяжные психотравмирующие факторы (алкоголизм родителей, постоянные ссоры);
  • — Эмоциональная депривация (незаинтересованность родителей в состоянии ребенка).

Все эти причины вызывают постоянное напряжение, в котором живет ребенок, что зарождает амбивалентное отношение ребенка к семье и родителям. Предполагается, что именно для временного снятия этого напряжения ребенок сознательно начинает воспроизводить те или иные действия.

Гипотетически, эти действия снижают актуальный уровень тревоги и депрессии, а удовольствие, которое следует за эмоциональной разрядкой, закрепляется по типу классического Павловского рефлекса.

Таким образом, патологические привычные действия фиксируются в жизнедеятельности ребенка.

Как воспринимает привычные действия ребенок?

Эти действия носят сознательный и произвольный характер. В отличие от навязчивостей, ребенок может остановиться на какое-то время, однако при нарастании тревоги они снова проявляются.

Дети осознают патологические привычные действия как ненормальные, даже опасные и вредные, однако не стараются их подавить. В ряде случаев, попытки взрослых прекратить привычные действия встречают отпор, а стресс, полученный ребенком, только усиливает дефект.

Однако у всех детей, при всей типичности действий, картина болезни индивидуальна.

Ниже поговорим о каждом из заявленных нарушений подробнее.

Трихотилломания, как патологическое действие

Это патологическое желание выдергивать волосы с головы и лица, которое может аккомпанимироваться эйфорическими состояниями.

В некоторых случаях может сопровождаться проглатыванием, по большей степени – истинно женская патология, обнаруживающаяся у школьниц.

В серьезных случаях приводит к частичному облысению, сопровождается анестетическим эффектом относительно этого действия, при условии, что остальная сенсорика в норме.

Артефактные формы этой патологии могут встречаться и в более раннем возрасте и проявляются в виде:

  • — Накручивания волос;
  • — Завышенного интереса к ним;
  • — Игр с волосами.

У этого патологического действия могут быть следующие причины:

  • — При повышенной тревожности и навязчивостях выступает в роли инструмента для снятия напряжения;
  • — Более серьезные патологические расстройства влечений по типу мазохизма.

В 90% случаев при этом расстройстве наблюдается депрессивный фон настроения и повышенная личностная тревожность.

Мастурбация, как патологическое действие

Критикуя бытовое понятия термина, обратим внимание, что под ним объединяется группа расстройств с разными механизмами. Патологическое привычное действие, лежащие в основе онанизма – это стимуляция половых органов руками, путем сжатия бедер (особенно у девочек), трением обо что либо.

Мастурбация у детей младшего возраста является следствием закрепления игры с различными частями собственного тела и, как правило, не связано с половым возбуждением или сексуальным влечением (оно просто не сформировано).Если онанизм наблюдается в рамках картины невропатий, то здесь он связывается с общей возбудимостью (в том числе и сексуальной) ребенка.

В возрасте 8 лет мастурбация обрастает явными признаками полового возбуждения и влияет на вегетативную составляющую: заметно покраснение лица, увеличивается потоотделение и учащается пульс.

В пубертате к мастурбации подключаются переживания и фантазии эротического характера.

Сексуальное возбуждение и оргазм, сопутствующие механической стимуляции половых органов, приводят к фиксации патологического привычного действия.

Онанизм у школьников и подростков часто обрастает страхом разоблачения и чувством вины, а также боязнью по поводу последствий такого действия. Возникают эти переживания и при запугивании детей, создании мифов, что это вредно для здоровья. Наказания за онанизм также приводят к развитию тревожности.Подобные конфликты удовольствия и требований зачастую приводят к формированию вторичных неврозов, а в тяжелых случаях могут стать причиной формирования невротической личности.

Важное замечание! Сексологи и сексопатологи давно пришли к выводу, что онанизм – одна из форм подавления сексуального влечения, а также тонизирующее средство для поддержания нормальной эрекции у мужчин и оргазмии у женщин. Если онанизм не замечен за ребенком как регулярный процесс – то не стоит и подавать виду или наказывать подростка за такие действия.

Сосание языка и пальцев

Такая патологическая привычка свойственна детям младшего возраста, но иногда фиксируется и в младшем школьном периоде.

В глубинной основе – «хоботковый» рефлекс или сосательный рефлекс, который является рудиментарной формой более сложного пищевого рефлекса. Он развит у новорожденных и грудничков, однако с возрастом пропадает.

Биологический смысл – сосание груди матери. Сохранение в старших возрастах способствует нарушению прикуса.

Интересное отступление: сосательный рефлекс – жизненно важный и существует от рождения. Обнаружить его у грудничка можно следующим образом: поднесите к его губам палец. Если ребенок складывает губы «хоботком», то рефлекс в норме.

Яктации у детей

Раскачивания во сне и днем. Однако чаще наблюдается в вечерние часы перед отходом ко сну и с утра. Любые попытки прекратить яктации приводят к сопротивлению и плачу. Наблюдается у детей младшего возраста, но может сохраняться до 11-13 лет.

Патологическое кусание ногтей

Типично для пубертатного возраста, чаще наблюдается в картине других расстройств. Обкусываются, зачастую, не только края ногтевых пластин, но и близлежащая кожа, что приводит к местным воспалительным реакциям. Онихофагия может сопровождаться проглатыванием ногтей и кожи.

Профилактика патологических привычных действий

В классическом «советском» подходе используются следующие рекомендации для профилактики патологических действий:

  • — Гармонизация семейных отношений;
  • — Стабилизация воспитательного стиля, смягчение всего подхода;
  • — Эмоциональная близость с ребенком, заинтересованность его чувствами;
  • — Занятия творческими видами деятельности и физические упражнения.

Лечение патологических привычек

Основный метод коррекции таких действий: психотерапия. Эффективны здесь будут семейная психотерапия, общие мероприятия по нормализации воспитания и любые другие методы, гармонизирующие внутрисемейные отношения.

Для дошколят рекомендована игровая терапия, а подросткам назначаются сеансы рациональной терапии, а также гипносуггестивное лечение.

Для детей с трихотилломанией и устойчивостью к психологическому вмешательству назначается курс галоперидола или этаперазина.

Для снятия навязчивой мастурбации – после консультации – назначается лечение меллерилом, неулептилом или аминозином.

автор: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

Источник: http://love-mother.ru/stati/roditelyam/patologicheskie-privychki-u-detej-yaktatsii-onanizm-kusanie-nogtej-i-vyshhipyvanie-volos/

Ребенок-молчун: стоит ли беспокоиться?

Яктация  стоит ли бить тревогу родителям, у которых ребенок, как маятник

Ваш ребенок растет и с каждым днем радует вас все новыми достижениями. Однако не все так замечательно – ребенок не хочет разговаривать.  Ему уже исполнилось 2 года, а он только мычит и говорит «на своем языке».  Многие родители в данной ситуации начинают бить тревогу и считают, что это симптом какого-либо заболевания.

Специалистами выявлено, что пополнение детского словаря происходит наподобие «взрыва» — буквально недавно ребенок не произносил ни единого слова и вдруг превратился в жуткого болтуна, которого невозможно остановить.

  По мнению ученых это происходит потому, что дети в возрасте 1,5 года только познают мир, делая для себя, каждый день новое открытие: каждый предмет характеризуется  определенным названием, которое обязательно скажет мама или папа.

  Но есть и вполне нормальные дети, которые не стремятся быстро заговорить. В большинстве случаев это обусловлено характером и особенностями ребенка, а не его физическим или психологическим здоровьем.

  Дружелюбный и активный ребенок заговорит раньше, а вот спокойный и наблюдательный малыш может довольно длительный период времени молчать, вызывая тем самым тревогу у родителей.

Немаловажным фактором в развитии речи ребенка является и отношение окружающих.  Если родители редко разговаривают с малышом, то и он, не ощущая с их стороны стремления пообщаться с ним, замыкается.

Или же наоборот – родители постоянно говорят с ребенком, но не требуют от него ответной реакции, тем самым ограждая его от проявления инициативы.  Существует мнение, что поздно произносят слова  те дети, которые находятся в постоянном окружении взрослых, пытающихся все сделать за ребенка.

  Такие дети и на самом деле пополняют словарный запас не так быстро, как остальные, более самостоятельные  малыши.

В период с 7 -8 месяцев жизни дети уже способны понимать смысл слов.  Они запомнили  уже названия часто используемых  предметов и могут даже найти их взглядом.  Родители должны больше времени уделять малышу, играя с ним  в такие игры, где ему необходимо найти тот или иной предмет.

До определенного возраста количество слов, которые ребенок запомнил, существенно превосходит количество произносимых. Родители жалуются: «Все понимает, а вот говорить не хочет».  Такой период формирования пассивной речи у некоторых детей может весьма затянуться.

Если малыш долго молчит, родители начинают думать, что у ребенка нарушено умственное развитие.  В самом деле, умственно отсталые малыши произносят первые слова довольно поздно.

  Однако большая часть из них говорят слова в том же возрасте, что и вполне здоровые дети.

  Конечно, если ребенок  отстает в физическом развитии, то и развитие речи может быть немного заторможено.

Учеными установлено, что многие дети, которые не произносят слова до трех лет, обладают нормальным развитием и даже способны  проявить необычайную смышленость.

  Нередкие случаи, когда ребенок, молчавший до 2,5 лет, достигая трехлетнего возраста, догоняет и перегоняет в развитии речи тех малышей, которые уже в 10 месяцев сказали свои первые слова.

 По этой причине не следует паниковать, если до двух лет ваш малыш говорит всего несколько слов.

Помните, что если ребенок понимает все то, что вы говорите, внимательно слушает вас и различает названия многих предметов, его развитие речи протекает нормально и в скором времени он обязательно заговорит.

Но, не смотря на все это, специалисты бьют тревогу, на сегодняшний день речевое развитие  у детей наблюдается  довольно поздно.  Обуславливается это наследственностью, стрессовым состоянием матери в период беременности,  не соблюдением здорового образа жизни, различными нарушениями в момент родов, а также экологическими условиями.

  Все эти факторы оказывают влияние на головной мозг, а затем и на общее развитие малыша.  По этой причине очень важно вовремя привести малыша, который не желает или не может  по каким-либо причинам говорить,  на прием к невропатологу и логопеду.

Если будут выявлены явные отклонения,  специалисты подберут индивидуальный метод коррекции, который поможет «молчуну» превратиться в болтуна.

  • Полина
  • Распечатать

16.12.2018

Издавна мёд используется не только в качестве сладкого десерта, но и как средство для избавления от многих болезней. Чаще всего им лечат вирусные заболевания, ангину, стоматит. А медовые лепёшки от кашля для детей и на сегодняшний… 

Page 3

Дети в возрасте около 10 месяцев очень активны. Маленьким непоседам сложно долго оставаться на одном месте, ведь мир такой интересный, и всё в нём нужно успеть познать. Именно в это время малыши начинают делать свои первые шаги.

А родители так волнуются, чтобы пешеходные изыскания их карапузов не закончились плачевно. Ведь с одной стороны, новый навык — это прогресс в развитии ребёнка, а с другой — лишний повод получить какую-либо травму. Вот и стараются мамы-папы страховать своё чадо везде и всегда.

Но как научить ребёнка ходить самостоятельно, без поддержки взрослых?

Когда ребёнок готов сделать свои первые шаги?

Научиться ходить самостоятельно — дело непростое, поэтому малыш основательно к этому готовится: встаёт, держась за бортик кроватки, движется вдоль него, ходит, опираясь на коляску или тележку.

Примерно к годику дети уже активно перемещаются по квартире из комнаты в комнату, но на четвереньках. Ползают то к маме, то к папе, испытывая удовольствие от движения, как от такового. В этом же возрасте они обычно делают первые самостоятельные шаги и начинают ходить без опоры и посторонней помощи.

А в год и два месяца большинство малышей без труда способны вставать и садиться, преодолевать препятствия, залезать на невысокие стулья и диваны, и даже, держась за руку взрослого, могут шагать по лестнице.

Примерно в год ребёнок начинает самостоятельно ходить

Техника безопасности

В первую очередь родителям необходимо позаботиться о безопасности малыша во время ходьбы.

  • Обратите внимание на обувь — она должна быть предназначена для прогулок. Никакие вязаные пинетки и мягкие сандалии уже не подойдут. Самым лучшим вариантом будет лёгкая кожаная обувь с жёсткой подошвой. Если имеются хоть малейшие сомнения по поводу того, что при ходьбе она не будет скользить, отшлифуйте её наждачной бумагой.
  • Поверхность, на которой ребёнок учится делать первые шаги, должна быть ровной и гладкой, и ни в коем случае не скользкой. Иначе травмы неизбежны. Но дело здесь не только в травматизме — малыш, сделав несколько неудачных попыток пойти по такой поверхности, может разувериться в своих силах или потерять интерес к обучению.
  • Если ребёнок учится ходить в квартире, заранее позаботьтесь о том, чтобы на его пути не встречались ступеньки, пороги, коврики и т.п., иначе он будет спотыкаться.
  • Острые углы предметов интерьера должны находиться максимально далеко, ведь при падениях карапуз может о них ударятся.
  • Не рекомендуется использовать ходунки, поскольку при их применении у многих малышей пропадает желание научиться передвигаться самостоятельно.
  1. Самостоятельная ходьба — довольно сложный процесс. Но родители в силах заранее подготовить ребёнка к ней. Это возможно даже в первые месяцы жизни.
  2. Очень важно убедиться в том, что кроха проводит хотя бы по 10 минут в день в положении лежа на животике. Такие регулярные упражнения помогут окрепнуть мышцам шеи и спины.
  3. Малыши довольно часто любят переворачиваться со спинки на животик и обратно при смене подгузников. Такие движения они начинают делать в возрасте 2–6 месяцев. Эти попытки должны поощряться. Например, можно держать любимую игрушку крохи сначала перед ним, а затем перемещать вбок. Таким образом, развиваются все мышцы, и ребёнок готовится к следующему этапу своего развития — приобретению навыка подниматься из положения лёжа.
  4. Примерно в возрасте четырёх месяцев дети делают попытки сидеть, опираясь на что-то, а в полгода они уже сидят самостоятельно. Ребёнку нужно помочь принять такое положение, осторожно подтягивая его за ручки. Заинтересуйте его повернуться в том или ином направлении при помощи яркой игрушки — это, опять же, укрепит мышцы спины и улучшит ориентирование в пространстве.
  5. В возрасте от полугода до года дети активно учатся ползать к предметам, наиболее привлёкшим их внимание. Родители должны всячески поощрять такие движения. Можно, например, поместить любимые игрушки немного дальше, это поможет малышу совершить небольшое путешествие по дому.
  6. Придерживайте ребёнка за подмышки и позвольте ему попрыгать у вас на коленях. Научите его сгибать-разгибать ножки. Как правило, с такой задачей дети легко справляются в возрасте от семи месяцев до года. Если настал такой момент, когда ваш кроха начал вставать, используя в качестве опоры различные предметы, например диван, стул и др., самое время начать укреплять мышцы маленьких ножек более активно.

Первым сигналом о том, что ребёнок готовится к самостоятельной ходьбе, являются уверенные попытки передвигаться вдоль опоры, например, вдоль софы, бортиков детской кроватки или других устойчивых предметов интерьера.

Если кроха уже прекрасно встаёт и садится без посторонней помощи, передвигается вдоль стен, опираясь на них ручками, то он и первые шаги делать вполне готов.

Сейчас самое время научить его правильно ходить без опоры. И тут родителям помогут некоторые ценные рекомендации.

  • Поддерживать ребёнка нужно за подмышки, как это делается в первые месяцы жизни. Продвигайтесь с ним синхронно вперёд, и здесь вам не помешает помощь другого взрослого, который мог бы перехватить кроху в нужный момент.
  • Второй взрослый находится напротив и протягивает руки к идущему малышу. В тот момент вы его отпускаете, и получается, что кроха шагает самостоятельно, опираясь лишь на ваши руки. Очень важно таким образом научить его правильно ориентироваться, ведь при ходьбе вдоль стены характер движения в корне отличается. Вышеописанный метод является самым простым и надёжным, но всегда помните о безопасности.
  • Если ребёнок уже имел опыт самостоятельного передвижения, очень важно, чтобы он не боялся падать и приседать в нужный момент. Поэтому вы должны обязательно страховать его при движении и подхватывать, когда он наклоняется или неуверенно стоит. Привлечь кроху можно игрушками или другими интересующими его предметами, тогда он будет двигаться по правильной траектории.
  • В самом начале обучения ходьбе позаботьтесь о том, чтобы на пути предполагаемого движения малыша были мягкие подушки или специализированные валики. Они смогут предотвратить травмирование при незапланированных падениях.
  • Если вы видите, что ваш кроха ещё неуверенно двигается, стоит, покачиваясь из стороны в сторону, не занимайтесь с ним слишком долго. Его позвоночник пока не окреп, что может спровоцировать формирование неправильной осанки при ходьбе.
  • Постарайтесь обучить карапуза садиться из положения стоя. Ведь именно таким образом он сможет устраивать небольшие перерывы, что избавит ножки от чрезмерной нагрузки.
  • Если вы затеяли обучение на улице, на самых первых этапах вам помогут специальные приспособления – «поводки». Благодаря им, вы можете предотвратить травмирование, не держа малыша подмышки. Они представляют собой страховочные ремни. Конечно, это не самый хороший метод обучения ходьбе, но его применение допустимо, когда ребёнок начинает ходить уже более уверенно, а вы хотите сделать его передвижение максимально безопасным.
  • Некоторые дети уже в раннем возрасте очень активны и развиты физически. Если ваш малыш проявляет неподдельный интерес к самостоятельной ходьбе — не препятствуйте. Когда его организм достаточно окреп, ранние шаги пойдут крохе только на пользу. Но если он проявляет недовольство и протестует на первых порах обучения, временно отложите этот процесс.

Бывает, что дети в годик ещё не могут самостоятельно или при помощи взрослых сделать и нескольких шагов. В этом случае необходимо срочно обратиться к детскому неврологу.

А некоторые малыши не становятся на всю ступню, а ходят на носочках. Родители паникуют по этому поводу, полагая, что виной тому какие-то отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата малыша. Но доктор Комаровский уверен, что ничего страшного в этом нет.

доктора Комаровского: что делать, если ребёнок ходит на цыпочках

https://.com/watch?v=QSysmsZWVNQ

Мамы и папы при обучении своих малышей самостоятельной ходьбе зачастую допускают просчёты, которые не позволяют детям в короткие сроки овладеть необходимыми навыками. Для того чтобы у вас подобного не произошло, просто не совершайте некоторых ошибок при обучении.

  1. Детские ходунки — полезное изобретение, но педиатры категорически против их применения. Дело в том, что такая ходьба не предусматривает опоры, что неизбежно может привести к деформированию детской стопы. Ко всему прочему в ходунках ребёнок сидит, поэтому вся нагрузка приходится на позвоночник, а не на ножки, а ремешки не позволяют ему свободно и беспрепятственно двигаться.
  2. Не стоит учить малыша ходить ранее 9 месяцев. В противном случае у него может развиться плоскостопие или повредится неокрепший позвоночник.
  3. Если ребёнок самостоятельно встаёт, держась за опору, не значит, что присесть ему удастся с таким же успехом — ему необходима помощь. Иначе такая непосильная нагрузка может привести к растяжению связок и деформированию стоп.
  4. Если детская обувь низкого качества, лучше откажитесь от неё. А когда обучение происходит во время прогулки на улице, предпочтение стоит отдать ортопедическим моделям, ведь они способны равномерно распределить нагрузку и поддерживать стопу в правильном положении.
  5. Не нужно чрезмерно опекать ребёнка при ходьбе. Он вполне может научиться ходить самостоятельно — главное дать ему свободу. В задачу родителей входит лишь помощь и страховка от падений.

Постарайтесь не совершать этих ошибок. Тогда кроха непременно порадует вас и овладеет навыком самостоятельной ходьбы очень быстро.

https://.com/watch?v=yBh65oBPluw

Не нужно торопиться и заставлять ребёнка ходить. Не равняйтесь на других детишек. Помните, что все малыши индивидуальны. И каждый непременно сделает свои первые самостоятельные шаги. А вот когда это произойдёт, будет зависеть не только от того, насколько активно родители помогали развитию своего карапуза, но и от его личных биологических часов.

  • Наталья Галушко
  • Распечатать

Источник: https://babyzzz.ru/1-3/1508.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.