Современный взгляд на синдром Каннера: симптомы, диагностика, лечение

Содержание

Синдром Каннера — он же ранний детский аутизм

Современный взгляд на синдром Каннера: симптомы, диагностика, лечение

Синдром Каннера (он же – ранний детский аутизм) является тяжелой формой нарушения развития, симптомы которого сводятся к выраженному искажению нормальных психических процессов, поражающему, прежде всего, функции психосоциального и когнитивного уровня.

Для больных с рассматриваемым отклонением характерно стремление отстраняться от социальных контактов, вести замкнутый образ жизни. У них отмечаются неправильные сенсорные реакции, проблемы с развитием речевой функции.

Для постановки диагноза, специалист проводит динамическое наблюдение пациента с целью выявления свойственных для изучаемой патологии отклонений. Лечение базируется на синдромальных принципах в комплексе с коррекционной педагогической работой.

Основные сведения о патологии

data-full-width-responsive=”true”>
Синдром Каннера основывается на стойких поведенческих, коммуникабельных и социальных нарушениях.

В соответствии с усредненными статистическими данными, заболевание проявляется у 2-4 детей из 10 000. При этом пациенты мужского пола болеют в 3-4 раза чаще, чем девочки

Первые симптомы отклонения возникают до достижения 3-летнего возраста. Основная клиническая картина складывается к 2-5 годам.

В среднем у 0,2% больных параллельно с ранним аутизмом развивается
умственная отсталость. Что примечательно, у малышей старше 5 лет изучаемый недуг не диагностируется.

При наличии соответствующих симптомов, говорят о прочих отклонениях психического развития, преимущественно о шизофрении.

Причины появления заболевания

Достоверно причины возникновения заболевания, равно как и механизм его развития, полностью не установлены. Наряду с этим, существует множество гипотез и теорий.

Так, к примеру, в соответствии с положениями генной теории, детский аутизм возникает по причине генетических отклонений.

Если же верить тератогенной теорией, синдром появляется по причине воздействия на организм будущей матери разнообразных неблагоприятных средовых и экзогенных факторов. Из-за этого нарушается развитие нервной системы формирующегося плода, что в перспективе может привести к раннему аутизму.

В качестве неблагоприятных факторов рассматривают:

  • неправильное питание, подразумевающее прием в пищу продуктов с содержанием нитратов, консервантов;
  • употребление алкогольных напитков, наркотиков, курение;
  • прием некоторых лекарственных препаратов;
  • сильные стрессы;
  • внутриутробные инфекции;
  • воздействие радиации, фенола.

В соответствии с усредненными статистическими данными, до 30% больных с синдромом Каннера страдают эпилепсией. В данном случае имеет место перинатальная энцефалопатия, к возникновению которой чаще всего приводят такие факторы как: гипоксия формирующегося плода, токсикозы, родовые травмы и т.д.

По альтернативным теориям, рассматриваемый синдром может формироваться в результате нарушений иммунного, инфекционного, гормонального, а также метаболического плана.

Формы проявления отклонения

Болезнь относится к категории общих психических нарушений, сопровождающихся проблемами социально-бытового характера.

Интересное по теме: Как и почему проявляется аутизм у ребенка?

В эту же группу входят атипичный аутизм и синдром Ретта.

В соответствии с особенностями этиологии, болезнь классифицируется на следующие группы:

  • эндогенно-наследственная – возникает по причине хромосомных нарушений;
  • экзогенно-органическая;
  • психогенная.

В отдельную группу относят ранний аутизм неясного происхождения.

В большинстве своем специалисты придерживаются классификации, предложенной К. С. Лебединской, разделившей больных детей на 4 основные группы.

  1. Отрешенные от окружающего. Таким пациентам не нужны социальные контакты, они не способны самостоятельно себя обслуживать.
  2. Отверженные от окружающего. Проявляются стереотипии сенсорного, речевого и двигательного типа, пациенты зачастую гипервозбудимы, не имеют чувства самосохранения.
  3. Замещающее окружающее. Проявляют страсть к отдельным предметам, имеют своеобразные интересы, эмоциональная привязанность к близким отсутствует.
  4. Сверхтормозимые к окружающему. Такие дети быстро истощаются, они ранимые, пугливые.

Симптомы недуга

Основные симптомы следующие:

  • отсутствие стремления к взаимодействию с другими людьми;
  • нарушения нормальных сенсорных реакций;
  • стереотипии в различных проявлениях;
  • нарушения развития коммуникативных функций.

Первые проблемы в плане социального взаимодействия возникают уже в раннем возрасте. Больной ребенок практически никогда не улыбается, он может не реагировать на клич по имени, избегать зрительного контакта, бояться посторонних, не общаться с другими детьми, не проявлять позитивных эмоций.

На привычные для большинства здоровых людей раздражители больные дети реагируют неадекватно. К примеру, даже неяркие вспышки гнева и незнакомый шум может вызвать страх, либо же, напротив, малыш не будет проявлять абсолютно никакой реакции, словно не замечая, что происходит.

Детям-аутистам чужды тактильные контакты – они никак на них не отвечают либо сопротивляются. Отмечается быстрая утомляемость от различной деятельности и простого общения.

Поведение развивается по стереотипному типу: действия и движения однообразные, все делается по заранее выбранному плану и шаблонам, отмечается привязанность к привычной обстановке. Мелкая моторика слаборазвита, присутствует двигательная неловкость, возможны повторяемые действия. Навыки самостоятельного обслуживания формируются позднее положенного.

У больных малышей отмечается запоздание характерного детского лепета и гуления. Самостоятельная речь развивается намного позже, чем у здоровых людей. Словарный запас скуден и однообразен.

Физическое развитие в большинстве случаев не страдает, но интеллект зачастую снижен. Более чем у половины пациентов отмечаются нарушения функции пищеварения.

Диагностирование и лечение

В соответствии с общепринятой медицинской классификацией болезней, о наличии рассматриваемого синдрома говорят в следующих случаях:

  • при наличии выраженных проблем социального взаимодействия;
  • при наличии коммуникативных нарушений;
  • при стереотипности поведенческих проявлений.

Диагноз не ставится сразу – специалисту нужно понаблюдать за больным. Работа ведется комплексно с задействованием педиатра, психолога, психиатра, логопеда, невролога и, при необходимости, представителей других областей. Применяются всевозможные тесты, опросники и т.д.

При наличии судорожного синдрома, могут рекомендоваться КТ и МРТ. Если имеют место неврогенетические нарушения, пациенту рекомендуют проконсультироваться с генетиком. Лечением расстройств пищеварения занимается гастроэнтеролог.

Параллельно должны быть выполнены диагностические мероприятия, направленные на исключение/подтверждение наличия других заболеваний психики, перечень которых обычно включает: олигофрению, расстройства депривационного типа, задержки развития, шизофрению.

Полностью устранить рассматриваемый недуг силами современной медицины невозможно. Медикаменты назначаются для устранения симптомов.

При необходимости больной принимает препараты следующих групп:

Источник: http://prodepressiju.ru/psihicheskie-rasstrojstva/autizm/sindrom-kannera.html

Аутизм (синдром Каннера)

Современный взгляд на синдром Каннера: симптомы, диагностика, лечение

Впервые термин «аутизм» для обозначения заболевания был предложен американским ученым Лео Каннером еще в 1943 году. Он же и дал первое подробное описание этого заболевания, поэтому второе название детского аутизма – синдром Каннера.

Аутизм – это психическое заболевание, первые симптомы которого обязательно появляются еще в детском возрасте до 2,5 лет.

Однако, достоверный диагноз детского аутизма можно установить только в более позднем возрасте (до 5-ти лет), когда у ребенка формируются навыки общения в коллективе.

Основные проявления аутизма включают в себя замкнутость, стремление к одиночеству, нарушения эмоционального контакта с окружающими, странности в поведении. Чаще детский аутизм встречается у мальчиков.

Причины аутизма

Причины детского аутизма полностью не изучены. Большинство ученых приходит к мнению, что в основе этого заболевания лежит поражение головного мозга, которое может быть обусловлено внутриутробной инфекцией (чаще, краснухой), а также профессиональными вредностями родителей, кроме того, повреждение головного мозга плода может возникать в результате резус-конфликта.

Многие ученые считают детский аутизм результатом неправильной работы отдельных генов, т.е. признают наследственную природу этого заболевания.

Небольшая группа исследователей решающую роль в развитии синдрома Каннера отводит внешним факторам, в основном, специфическим отношениям в семье (неблагополучные семьи, воспитание в детском доме, недостаточный эмоциональный контакт с матерью). По-видимому, в развитии аутизма у детей принимает участие совокупность причин. 

Симптомы аутизма

Первое, что обычно настораживает родителей ребенка-аутиста задолго до обращения к специалисту –  это бедность эмоций. Такие малыши позже начинают улыбаться и делают это редко. Они равнодушны к ласкам родителей, а иногда создается впечатление, что ребенок избегает тактильного контакта с матерью.

В первых играх детей-аутистов также есть особенности, например, малыш часами может рассматривать и перебирать свои пальчики, не проявляя интереса к новой яркой погремушке. Часто детям с аутизмом ставят диагноз задержки развития.

Иногда у родителейи даже у врачей создается впечатление, что ребенок глухой или плохо видит – настолько он игнорирует призывы к общению.

По мере роста ребенка становятся все более заметны отклонения в эмоциональной сфере: ребенок неадекватно использует мимику и жесты при выражении своих эмоций, избегает контакта глаза-в-глаза (смотрит как будто сквозь человека), иногда обращается с людьми, как с неодушевленными предметами. В поведении ребенка может преобладать как пассивность, так и наоборот неадекватная активность.

Речь ребенка с аутизмом часто однообразна, в ней много повторяющихся слов, ребенок может монотонно повторять за взрослым отдельные слова, либо издавать однотипные бессмысленные звуки. Специфичным является использование местоимения «Ты» вместо «Я».

Бросаются в глаза необычные жесты, вычурная манера ходить, сидеть, есть. В играх дети-аутисты предпочитают одиночество, игры отличаются стереотипностью, т.е. в игре преобладает повторяющийся набор каких-либо действий.

Характерно использование в качестве игрушек различных бытовых предметов (прищепки, велосипедные колеса), без ассоциирования их с повседневной жизнью.

Одним из излюбленных занятий детей с ауизмом являются различные манипуляции с водой – переливание, игры со струей воды.

Некоторые дети с аутизмом склонны к самоповреждению – они кусают себя, вырывают волосы, ударяются головой о стены. В таком случае родителям нужно срочно показать ребенка детскому психоневрологу или психиатру.

Иногда при аутизме наблюдаются судорожные припадки, это тоже служит основанием для скорейшего посещения врача, т.к. судорожные припадки наносят вред развивающемуся детскому мозгу и требуют безотлагательного лечения.

Обследование ребенка с аутизмом

Кроме аутизма в детском возрасте возможны проявления и других психических заболеваний, таких как шизофрения, неврозы. Отдельные симптомы, характерные для аутизма, могут быть как и у психически здоровых детей, так и у детей с поражениями головного мозга в результате родовых и других травм, тяжелых инфекций.

Правильно оценить состояние ребенка может только специалист в детской психиатрии, чаще не единолично, а в сотрудничестве с психологами, педагогами, неврологами  и педиатрами.

Поэтому родителям не следует заниматься самодиагностикой, а тем более, самолечением, ведь существует серьезная опасность еще больше расстроить работу нервной системы ребенка необоснованным использованием каких-либо препаратов.

Для подтверждения диагноза аутизма и исключения других заболеваний врач может назначить электроэнцефалограмму, консультацию психолога. Иногда психиатру важно знать общее состояние организма ребенка – в таком случае ему необходимо будет ознакомиться с заключением педиатра, невропатолога, лор-врача, оценить данные анализов крови, мочи. 

Лечение аутизма

Большинство врачей крайне осторожно назначают психотропные препараты детям с аутизмом, поскольку нет точных данных о положительном влиянии психотропных препаратов на симптомы этого заболевания.

Применение психотропных препаратов оправдано лишь в случае возбужденного поведения ребенка, тенденции к самоповреждению, нарушениях сна.

В таких случаях для медикаментозного лечения аутизма применяют небольшие дозы нейролептиков (чаще галоперидола, сонапакса, рисполепта), антидепрессантов (например, амитриптилина).

Медикаментозное лечение аутизма также включает в себя назначение препаратов, стимулирующих обмен в мозговой ткани (церебролизин, аминалон, глутаминовая кислота) а также ноотропных препаратов (ноотропил).

Часто улучшение в состоянии ребенка с аутизмом наступает и после курса витаминотерапии. Используются витамины группы В, С и РР. В аптеке можно приобрести ноотропил, поливитаминные препараты и без рецепта врача, но все же лучше чтобы решение о назначении того или иного лекарства принял врач, т.к. существует множество различных нюансов.

Например, некоторые ноотропные препараты могут усиливать возбуждение, а препараты, в составе которых вроде бы одно и то же вещество, могут по-разному влиять на состояние ребенка (например, аминалон и гаммалон).

Родителям нужно строго соблюдать предписанные врачом дозировки препаратов и незамедлительно сообщать об изменениях в состоянии ребенка.

Лекарства от аутизма не существует, любые препараты лишь помогают облегчить некоторые симптомы.

Огромное значение в лечении аутизма имеет психотерапия, причем предпочтительнее семейная психотерапия, ведь родители ребенка с аутизмом нуждаются в поддержке специалиста не меньше, чем маленький пациент. Нужно научиться эффективному общению с ребенком, взаимопониманию, осознать особенности взаимодействия ребенка с обществом. Терпение и еще раз терпение необходимо при воспитании аутичного малыша.

В доме все должно находиться на привычных ребенку местах, потому что пропажа на ваш взгляд мелочи из обставноки может расстроить малыша больше, чем отсутствие мамы или папы. И ни в коем случае не повышайте голоса, при раздражении лучше удалиться и успокоиться.

Крайне важны для ребенка и занятия с педагогами.

Интеллект при аутизме не страдает, но в силу специфических расстройств эмоциональной сферы и особого склада мышления, таким детям трудно обучаться по общепринятой программе.

Педагог-психолог в сотрудничестве с врачами определит наиболее оптимальный способ обучения для ребенка, разработает индивидуальную программу, позволяющую в полной мере использовать способности ребенка.

Психолог может оказать незаменимую поддержку больному ребенку. С помощью различных психологических методик можно выработать навыки социального общения, преодолеть трудности адаптации в детском коллективе.

Существуют психологические методики, разработанные специально для больных аутизмом, например, холдинг-терапия (метод принудительных объятий), способствующая укреплению эмоциональной связи между ребенком и родителями.

Сейчас везде очень много “курсов” для детей с аутизмом и их родителей, работают они по совершенно разным методикам. Прежде чем начать посещать такие курсы, внимательно изучите их программу и методы работы, квалификацию и опыт педагогов и психологов.

Ведь неправильный подход может стать не шагом вперед, а рывком назад, и привести к потере уже закрепленных ребенком навыков вместо их преобретения. Вы должны выбрать одного опытного психиатра, который будет вести вашего ребенка, практически, всю жизнь.

Самое главное в воспитание ребенка с аутизмом – терпение и еще раз терпение. Очень трудно привлечь к себе внимание ребенка с аутизмом, а без этого все ваши действия для него – пустой воздух. Называйте ребенка по имени, при необходимости несколько раз, спокойным тоном, пока он не обратит к вам свое внимание.

Ни в коем случае не повышайте голос и не применяйте грубую силу. Далее следует терпеливое повторение и закрепление изо дня в день полученных малышом навыков (к примеру, завязывание шнурков или застегивание молнии), даже длительное время после того, как ребенок их уже вроде бы усвоил.

Необходимо придерживаться режима дня, непредвиденные события надолго выбивают аутиков из привычной колеи.

В крупных городах, да и в интернете, есть клубы для родителей детей-аутиков, где можно поделиться своими переживаниями и опытом. 

Отдельно нужно сказать об особенностях питания ребенка с аутизмом.

Доказано, что у детей с синдромом Каннера есть дефект в работе пищеварительных ферментов – у таких детей снижена способность к расщеплению некоторых белков, содержащихся в молоке и мучных изделиях.

Поэтому целесообразно ограничить мучные и молочные продукты в рационе ребёнка.

Некоторые родители обращаются за помощью к народной медицине, опасаясь препаратов, используемых в психиатрии. Однако, народная медицина не располагает эффективными средствами для лечения детского аутизма.

Все, что могут предложить народные целители – мягкие успокаивающие средства растительного происхождения, основными компонентом которых является валериана, пустырник, донник лекарственный.  Однако, это как правило, не дает никакого эффекта.

Вред такого «лечения» заключается в откладывании сроков лечения у специалистов, а чем позднее ребенок получит квалифицированную помощь – тем хуже прогноз заболевания. С разрешения врача можно принимать успокаивающие травяные сборы как вспомогательный метод лечения.

У большинства аутичных детей при адекватном лечении с возрастом отмечаются улучшения в состоянии. Но, к сожалению, нельзя исключать, что в старшем возрасте у ребенка может развиться более тяжелая психическая патология, например, шизофрения.

Поэтому для родителей важно как можно раньше обратиться к врачу и начать лечение и реабилитацию ребенка, кроме того, даже при значительном улучшении состояния не следует пренебрегать профилактическими осмотрами детского психоневролога или психиатра.

Профилактика аутизма

Действенных мер профилактики детского аутизма не разработано. Но снизить риск возникновения этого заболевания поможет серьезное отношение супругов к планированию беременности.

Необходимо обследование у специалистов с целью выявления и лечения инфекций и хронических заболеваний.

Беременная женщина должна регулярно наблюдаться у врача женской консультации и вести здоровый образ жизни, избегать контакта с инфекционными больными.

В любом случае, родителям особых детей не нужно отчаиваться. Заручившись поддержкой специалистов, вы сможете сделать своего ребенка счастливым и помочь ему найти свое место в жизни.

Врач психиатр Бочкарева О.С.

Источник: https://medicalj.ru/diseases/psychiatrics/852-autizm

Аутизм у детей

Современный взгляд на синдром Каннера: симптомы, диагностика, лечение

Детским аутизмом признается патология психического развития, когда нарушается нормальный порядок социального взаимодействия ребенка с другими индивидами. Могут возникать речевые, моторные и поведенческие расстройства.

Ранний детский аутизм, или РДА, называют синдромом Лео Каннера. Это заболевание в 5 раз чаще встречается у мальчиков. В среднем тяжелым психическим расстройством страдает каждый тысячный ребенок.

Дети, заболевшие тяжелой формой аутизма, игнорируют даже самых близких людей. Такая ослабленная эмоциональная реакция называется «аффективной блокадой». Родители могут наблюдать у малыша заторможенность, сниженную реакцию на слуховые и зрительные раздражители.

Факторы, способствующие возникновению заболевания

Нарушение психического состояния ребенка может быть спровоцировано объективными факторами, например:

  • генными нарушениями у родителей или плода;
  • органическими поражениями ЦНС (аномальным развитием отделов мозга, энцефалитом);
  • гормональной дисфункцией;
  • ртутным отравлением, которое может произойти в результате нарушения правил вакцинации;
  • бактериальной инфекцией;
  • злоупотреблением антибиотиками;
  • вирусным заражением;
  • химическим воздействием на организм матери во время беременности;
  • развитием патологий в период вынашивания плода матерью в связи с перенесенной вирусной инфекцией (ветрянкой, краснухой или корью);
  • шизофренией.

Патогенез синдрома Лео Каннера

Причины аутизма могут быть:

В число первичных причин болезни медики включают повышенную эмоциональную чувствительность малыша. Ребенок, который имеет невысокий энергетический потенциал, под влиянием вторичного фактора может демонстрировать признаки психического расстройства.

Среди вторичных причин развития следует отметить желание сбежать от проблем окружающего мира, стремление избавиться от внешних воздействий, появление сверхценных интересов и формирование устойчивых стереотипов.

Наследственность играет ключевую роль в процессе формирования аутизма. Существует теория, согласно которой аутичный ребенок может родиться в семье с любым материальным достатком и психологическим климатом.

Основные признаки детского аутизма

Симптомы аутизма могут проявляться в виде поведенческих и физиологических нарушений.

Поведенческие аутические проявления

Внешние признаки аутизма выражаются в разных формах в зависимости от возраста больного.

Поведение детей до 6 месяцев

Новорожденные дети в возрасте до 6 месяцев могут страдать от психического нарушения, о чем будет свидетельствовать:

  • постоянная пассивность – ребенок практически не плачет, совершает минимальные движения, не заинтересован в познании окружающего мира;
  • чрезмерная активность – проявление нервозности, постоянный плач;
  • отказ от зрительного контакта с людьми, отсутствие концентрации взгляда на лицах или окружающих предметах;
  • непроявление реакции на голос родителей;
  • уклонение от прикосновений матери и отца;
  • отказ от материнского молока;
  • отставание в развитии;
  • ускоренный рост черепа.

Поведение детей до 11 лет

Дети в возрасте от 2 до 11 лет способны демонстрировать:

  • отсутствие реакции на собственное имя;
  • желание играть в одиночестве;
  • отсутствие стремления к общению;
  • отказ от зрительного контакта с собеседником;
  • нежелание беседовать с окружающими людьми;
  • ограниченная заинтересованность в конкретном виде деятельности (музыкальное течение, направление изобразительного искусства или математические способности);
  • систематическое повторение одного жеста, звука или слова;
  • паника при смене привычной обстановки;
  • сложности при обучении, приобретении новых практических навыков (аутичному ребенку тяжелее научиться писать и читать).

Поведение детей после 11 лет

На пороге наступления подросткового возраста симптоматика больных аутизмом обогащается следующими признаками:

  • депрессивное состояние с агрессивными проявлениями;
  • отрицание потребности в налаживании контактов с окружающими;
  • склонность к совершению повторяющихся действий;
  • однообразие интересов;
  • отрицательное отношение к любым переменам;
  • речевые нарушения;
  • общение с невидимыми собеседниками;
  • повышенная нервозность, тревожность и возбудимость;
  • наличие патологических страхов;
  • склонность к формированию ритуалов;
  • повышенная привязанность к некоторым предметам.

Стереотипия поведения аутичного малыша

Больные дети склонны к совершению непроизвольных действий. Неосознанные движения совершаются ими систематически. Ребенок не может контролировать такие проявления как:

  • движения. Двигательная активность выражается в виде прыжков, раскачивания туловища или махания руками. Некоторые больные склонны к бегу на цыпочках по кругу. Известно, что усиление двигательных стереотипов происходит в периоды крайнего утомления или возбуждения организма. Активность может сменяться заторможенностью, во время которой ребенок способен застывать в неудобной позе;
  • речь. Типичным признаком аутичного ребенка является бесконтрольное повторение фраз или слов других людей. Больным свойственна неестественная разговорная речь, состоящая из штампов. Дети неверно используют личные местоимения. Говоря о себе, аутичные пациенты применяют слова «она», «он», «ты»;
  • пространственные стереотипы. Возможны трудности с внешней ориентацией, сложности при необходимости скопировать чужие движения во время занятий по физической культуре;
  • социальные стереотипы. Дети с РДА избирательны в контактах, они испытывают явный дискомфорт в присутствии незнакомых людей;
  • игровые стереотипы. Страдающие от синдрома Лео Каннера малыши могут играть с необычными предметами. Игрушкой аутичного ребенка может стать провод, электроника и бытовая техника, предмет интерьера, а также обувь и одежда. Пациенты с психическим расстройством не заинтересованы с традиционных детских играх, в просмотре развлекательных мультфильмов и кинокартин.

Физиологические аутические проявления

Болезнь имеет ряд физиологических симптомов, а именно:

  • судороги;
  • слабая иммунная система;
  • избыточное или притупленное сенсорное восприятие;
  • синдром раздраженного кишечника;
  • хронические желудочно-кишечные патологии;
  • нарушение работы поджелудочной железы.

Классификация

Ранний детский аутизм может протекать в различной степени тяжести. Разновидности болезни отличаются друг от друга способом отделения ребенка от действительности.

1 тип

Больной полностью отрешен от происходящего во внешнем мире. Он чувствует дискомфорт при общении с посторонними, не проявляет социальной активности, не демонстрирует ответные реакции на раздражители и не показывает свои эмоции.

Для обеспечения полного отказа от контактов пациент может игнорировать неблагоприятные условия жизнедеятельности. Чтобы избавить себя от общения с окружающими, дети с пораженной психикой терпят голод, не придают значения опасности. Ребенок с аутизмом 1-го типа не адаптирован к самостоятельной жизни.

2 тип

Активное отвержение внешнего мира. Пациент не отрешен от окружающих, но крайне избирателен в выборе контактов. Зачастую единственными проводниками для связи с окружающей действительностью для ребенка являются родители.

Аутичный малыш выбирает для себя только конкретные виды пищи, может испытывать нездоровую привязанность к вещам, предметам одежды. Ребенок боится перемен. При усилении тревожности отмечает рост агрессивности, появление двигательных и речевых стереотипов. Больной имеет пониженный уровень приспособленности к жизни.

3 тип

Интересы ребенка сосредоточены на ограниченных сферах деятельности. Пациент временно увлекается определенной областью знаний или искусства, разговаривает только о своих интересах, регулярно воспроизводит одинаковые действия или слова.

Увлечения имеют цикличный характер, то есть постоянно сменяют друг друга. Больной не углубляет своих познаний о предмете заинтересованности, не занимается исследовательской работой.

Аутичные дети отличаются мрачностью и периодической агрессивностью. Они имеют средний показатель адаптации к жизни и взаимодействию с внешней средой.

4 тип

Ребенок испытывает сложности при взаимоотношениях с окружающими ввиду сниженной самооценки и ранимости. Он избегает новых контактов, чтобы оградить себя от критики. Такие больные имеют самые высокий процент приспособленности к жизни, они могут самостоятельно справляться с основными бытовыми и социальными задачами, легко поддаются лечению.

Диагнотика аутизма

Изучая информацию по вопросу, аутизм — что это за болезнь, родители должны помнить, что непринятие срочных мер по излечению детской психики может пагубно отразиться на развитии ребенка.

Аутизм может быть одним из последствий тяжелого поражения головного мозга. Именно потому при обнаружении первых признаков расстройства аутичные дети должны пройти комплексное обследование.

Когда ребенку нужно пройти обследование

Основанием для обращения к специалисту служит наличие у малыша таких тревожных признаков как:

  • повторяющееся (стереотипное) поведение;
  • сложности в социальном взаимодействии;
  • нарушения коммуникации с внешней средой.

Какие врачи подтверждают заболевание РДА

Для подтверждения диагноза пациенту потребуется пройти обследование у следующих врачей:

  • педиатр;
  • психиатр;
  • невролог;
  • психолог.

Способы выявления нарушения психики

Диагностика аутизма заключается в наблюдении за поведением пациента, сборе анамнеза жизни ребенка и проведении ряда психологических тестов. Родители вносят данные в опросник, где описывают обычное поведение своего ребенка.

На основании собранной информации специалист оценивает психическое состояние ребенка и проводит дифференцированную диагностику.

Осуществляется углубленное медико-психологическое исследование состояния ребенка.

Врач изучает динамику развития пациента, знакомится с его коммуникативными возможностями, границами познавательной деятельности и эмоционально-волевыми чертами, а также уровнем работоспособности.

Лечение детского аутизма

Аутизм у детей требует продолжительного комплексного лечения. В число основных принципов медицинской помощи после выявления РДА входит:

  • участие родителей, воспитателей и педагогов в оказании психологической помощи ребенку;
  • терпеливое, внимательное и деликатное отношение к больному;
  • планирование ежедневного распорядка пациента;
  • отказ от повышенных требований к ребенку;
  • обучение больного основным социально-бытовым навыкам;
  • сохранения привычной обстановки жизни пациента;
  • общение родителей пациентов с аутизмом, групповое обсуждение положительного опыта лечения;
  • периодический отдых от лечения для сохранения психической стабильности малыша.

Медикаментозное лечение

Детский аутизм лечится с применением нейролептиков и психостимуляторов для устранения отдельных симптомов, например, повышенной агрессивности или депрессивных проявлений. С целью борьбы с дисбактериозом больному назначают курс пробиотиков. Восполнить запасы минералов, витаминов и аминокислот помогут лекарственные комплексы, содержащие:

  • жирные кислоты Омега-3;
  • витамины B6 и B12, C и E;
  • фолиевую и липоевую кислоты;
  • молибден, марганец, магний, кальций и селен.

Ферментные препараты применяются для нормализации пищеварительных процессов и восстановления обмена веществ. Иммуностимулирующая терапия оказывает вспомогательное действие и ограждает ослабленный детский организм от проникновения инфекции.

Рефлексотерапия

Логопеды и дефектологи проводят с больными индивидуальные занятия для:

  • активации работы лобных долей головного мозга;
  • повышения работоспособности речевых зон;
  • развития областей мозга, отвечающих за познавательные процессы;
  • ограничения активности срединно-стволовых структур, ответственных за повышенную возбудимость, возникновение тревог и страхов;
  • снижения внутричерепного давления, что поможет восстановить сон и избавиться от головных болей.

Диетическое питание

Рацион пациентов должен отвечать следующим требованиям:

  • исключение красителей и консервантов, казеина и глютена, дрожжевой пищи;
  • увеличение процента белковой пищи и продуктов, богатых клетчаткой.

Профилактика

Для сокращения риска развития аутизма родителям нужно придерживаться следующих правил:

  • производить грудное вскармливание, не заменяя его искусственными смесями;
  • следить за качеством косметических и гигиенических средств во время беременности и лактации;
  • в период вынашивания плода избегать употребления продуктов с ГМО;
  • постоянно находиться рядом с младенцем;
  • давать ребенку только очищенную питьевую воду;
  • обогащать питание натуральными витаминными добавками;
  • не пропускать вакцинацию;
  • исключать из детского рациона продукты, на которые развилась пищевая непереносимость;
  • для кормления ребенка использовать посуду из высококачественных материалов.

Источник: http://medinfa.ru/illnlist/01/autizm/

Современный взгляд на синдром Каннера: симптомы, диагностика, лечение

Современный взгляд на синдром Каннера: симптомы, диагностика, лечение

Дети с аутистическим расстройством никак не проявляют любовь, привязанность, эмоции. Они погружены в себя и не любят впускать в свой внутренний мир посторонних. проблема этих детей – новые люди или смена обстановки, что может вызвать сильный стресс.

Синдром Каннера (ранний детский аутизм) и особенности поведения детей с этим заболеванием различимы уже на первом году жизни, но не все родители вовремя замечают их и обращаются к специалистам слишком поздно, тем самым теряя драгоценное время.

Точные причины раннего детского аутизма (РДА) не установлены. Отмечена взаимосвязь с генетическими нарушениями и изменениями в работе некоторых участков головного мозга.

Расстройства аутичного спектра

Аутизм не медицинский термин. В профессиональных кругах принят термин – расстройство аутичного спектра. За данным термином прячется множество состояний и нарушений.

У каждого аутиста свое отклонение, требующее индивидуального подхода. Один малыш с аутизмом может быть умственно отсталым, а другого признают лишь странным. До недавнего времени считалось, что основной причиной развития синдрома раннего детского аутизма является сильное нервное потрясение в рамках семьи.

Зачастую ставился диагноз шизофрения, назначалось медикаментозное лечение, которое никакого отношения к истинному заболеванию не имело. В конце 80-х прошлого века пришло понимание, что такое аутизм и как корректировать данное состояние.

Аутические детки не совсем больные в классическом смысле. Они обладают иной моделью восприятия окружающего мира, по-другому принимают эмоции и выражают их.

Особенность такого восприятия возникает из-за дисфункции связей между участками головного мозга, отвечающих за эмоциональную сторону восприятия.

Раннее выявление РДА дает возможность помочь специалистам наладить эти связи.

Маленькие аутисты по сравнению с обычными детьми могут обладать талантом в узких областях, поскольку остальные области для них закрыты в связи с особенностями развития головного мозга. Они более внимательны и усидчивы.

Ядерный аутизм

Синдром Каннера или ранний детский аутизм (РДА), впервые был описан в 1943 году – атипичный вариант заболевания с ядерными расстройствами.

Особенностью синдрома является быстрое проявление симптоматики, которая заметна уже на первом году жизни. Позже заболевание принимает типичное течение, поэтому проблем при диагностике не возникает.

Ядерный аутизм Каннера отличается от шизофрении характерным признаком — болезнь начинается с игнорирования людей, при этом у дитя полностью отсутствует контакт с матерью. Постепенно симбиотическое отношение налаживается, устраняется тревожность и развивается коммуникативная связь с другими людьми.

Причины и патогенез

Ранний детский аутизм связан со сбоем в генетике и не относится к разряду аномалий развития вследствие душевной травмы или пробелов в воспитании.

Данная особенность развития и восприятия окружающего мира по статистике встречается у 1 из 88 детей, причем у мальчиков она выражена больше.

Причины развития и прогресса синдрома раннего детского аутизма кроются в работе головного мозга. В норме человеческий мозг постоянно обрабатывает информацию, поступающую от зрительного, слухового, осязательного анализаторов. Особенность аутистических нарушений состоит в том, что в этом случае отсутствует адекватное восприятие сигналов мозга.

При синдроме Каннера одни сигналы становятся интенсивными, другие вовсе не работающими.

При этом нет той нервно-импульсной зависимости, когда сигналы воспринимаются с определенной степенью активности.

В результате нарушаются контакты человека с окружающей средой, он реагирует на нее иначе.

Существует мнение, что генетическое отклонение обусловлено изменением окружающей среды, в частности воздействием токсинов. Их комбинация называется в качестве основной причины появления аутизма.

Косвенными факторами-провокаторами раннего аутизма становятся:

Синдром Каннера неопытными врачами часто принимается за раннюю форму шизофрении, в тех случаях, когда ребенок отличается неестественным и необычным поведением, выраженным в замкнутости, зацикленности, монотонности.

Группа риска

Аутизм как врожденная аномалия связана с семейным фактором. Риск развития увеличивается:

  • у родителей, имеющих 1 и более детей с расстройством;
  • у идентичных близнецов;
  • у младших братьев и сестер.

Потенциальными факторами риска являются пожилой возраст родителей, преждевременные роды и низкий вес новорожденного.

Общая картина поведения и диагностические критерии

К общим признакам расстройств аутичного спектра относятся:

  • неспособность к нормальному общению;
  • повторяющееся поведение с целью аутостимуляции;
  • отсутствие воображения.

Признаки, которые могут заметить родители, проявляются:

  • в монотонности некоторых движений;
  • в отсутствии эмоционального ответа на эмоцию родителя (иногда эту особенность развития путают с нарушением слуха);
  • в умении четко сфокусироваться на задаче;
  • в нарушении коммуникативности и развитии речи, мутизме – упорном молчании;
  • агрессии при попытке контактировать;
  • в избегании зрительного контакта;
  • в бурной реакции, раздражительности, эмоциональной напряженности при попадании в неизвестную обстановку;
  • в отсутствии понимания угрозы и оценки обстановки, принятых социальных правил.

Эти симптомы стоит рассматривать в тесной взаимосвязи друг с другом. В целом адекватного стопроцентного метода для диагностики не существует. Поведение рассматривается в совокупности, то есть по одному признаку диагноз не устанавливается.

Нарушенная коммуникация

Нарушение коммуникации зависит от тяжести расстройства. В тяжелых случаях малыш совсем не общается с окружающими, не откликается на свое имя.

В легких формах ребенок может проявлять коммуникативную способность, но не для установления эмоционального контакта, а для удовлетворения потребностей в пище, уходе, движении.

Такие дети не реагируют на появление интересного объекта (животного, самолета и др.).

Умение просить – важный коммуникативный навык. Его дефицит подозрителен. Типичная реакция аутиста на новых людей – избегание, которое путается с крайней степенью стеснительности.

Навык установления зрительного контакта особенно важен для диагностики в раннем возрасте. В норме взгляд ребенка проецируется «глаза в глаза». Если взгляд идет мимо глаз, не смотря на попытки привлечь внимание, это поможет диагностировать аутическое расстройство.

Нормальные дети в 2,5 года должны обладать минимальным словарным запасом, а к 3-м годам уметь говорить предложениями. Аутичные дети произносят сложные фразы, услышанные от взрослых. Это называется отраженная речь, когда ребенок бессмысленно повторяет услышанное.

С возрастом речь маленьких аутистов становится быстрой, сбивчивой, с перебиванием других говорящих. Многие дети с синдромом Каннера вообще не пользуются речью.

Монотонное поведение

Повторяющееся, неестественное поведение часто встречается в рамках расстройств аутичного спектра и выглядит как многократное:

  • кружение вокруг своей оси;
  • движение по одному маршруту;
  • раскачивание.

Необходимо отличать естественность от аномалии. Грань проходит там, где движения никак не связаны с ситуацией, возникают спонтанно.

Диагностировать патологию помогут игрушки. У аутистов наблюдается пристрастие выкладывать детали определенным строем, вне установленного порядка. Детей заинтересует не сама игрушка, а деталь, которую хочется крутить часами. Они замещают воображение и игру монотонными движениями, которые не ведут к должному развитию.

Перемена обстановки

Маленькие аутисты не любят и пугаются любых перемен. Путешествие с родителями становится бедствием с чередой истерик для последних.

Малыш характеризуется стойкими привычками. Родителям рекомендуют заранее готовить свое чадо к путешествию и смене обстановки с помощью наглядных примеров.

Болезнь нельзя диагностировать по анализу крови, мочи или гормонам. Диагностика с определенной вероятностью проводится с 1,5 лет, а диагноз ставится, исходя из поведенческих особенностей малыша.

Дифференциация аутических расстройств

Аутизм классифицируют с учетом механизмов и причин развития патологии. Синдром Каннера и Аспергера — два вида нарушения, которые встречаются чаще иных и имеют свои особенности. В чем их различия?

Синдром Каннера – собственно аутизм раннего периода. Он проявляется с первых месяцев и характеризуется отказом от контакта с матерью с первых дней жизни. Отличие состоит также в медленном развитии речи, эхолалии. Синдром сопровождается отставанием в интеллектуальном развитии. Навыки самообслуживания и двигательная активность низкие.

Синдром Аспергера – облегченная форма заболевания, проявляющаяся с 2-3 лет. Контакт с матерью не теряется, наоборот, выражена сильная эмоциональная связь. Речь четкая, грамотная, но спонтанная или нелогичная, а интеллект соответствует возрасту либо преобладает талант. Проблем с навыками самообслуживания не наблюдается.

Аутизм бывает первичным и вторичным. Повторный аутизм развивается на фоне других расстройств и заболеваний ЦНС, являясь осложнением.

Правильные действия родителей – залог успешного прогноза

Разобраться в проблеме детей родителям бывает сложно, поскольку аутические особенности воспринимаются как странности, которые со временем пройдут. Положительной динамики развития можно добиться, обнаружив характерные симптомы к 1 году. Чем раньше начата терапия, тем благоприятнее прогноз.

При выявленном диагнозе перед родителями встает множество проблем и вопросов по организации жизни семьи и поведения ее членов. В этой ситуации важно быть стрессоустойчивыми, рациональными, организованными.

В проявлениях РДА есть двигательные нарушения, которые демонстрируют негативизм, отказ, агрессию на себя или внешнюю среду.

Родители должны научиться минимизировать собственные эмоции, не сталкиваться с глазами ребенка, не усиливать реакции. Необходимо проявлять много терпения и любви, а главное — понять клинику аутизма и научиться у специалистов методикам управления, воспитания и выздоровления такого ребенка.

Оказание помощи

В лечении РДА не применяются аппаратные методики или медикаментозная терапия. Начало решения проблемы лежит в поиске грамотного специалиста или курсов по развитию.

Ошибка родителей — лечить свое сына или дочь медикаментозно, поскольку аутизм не является заболеванием, более того, при неправильной диагностике и психотропной терапии результаты могут оказаться плачевными. Поскольку одной причины аутизм не имеет, его лечение проводится в 2-х направлениях:

  • устранение симптоматики;
  • улучшение контакта с внешним миром.

Прежде чем задумываться о таблетках и стимуляторах, необходимо пройти тест на дефицит питательных веществ. Устранение дефицитарных состояний – это приведение организма в физиологическую норму, без которой организм не может полноценно развиваться.

При выявлении скрытых патологий, вызвавших сбой, также необходимо обратиться к профильным специалистам для их коррекции.

Домашняя терапия

Домашнее лечение предусматривает поддержание или восстановление способностей по самостоятельному уходу, осуществлению гигиенических мер.

Поддержание жизнеспособности ребенка занимает ключевое место. В силах родителей наладить правильное физиологическое питание.

Особенно чувствительны дети-аутисты к молочным белкам и продуктам, содержащим глютен. К

ним относятся:

  • ржаные, пшеничные, ячменные, овсяные изделия, в том числе сладости, печенье, хлопья;
  • молоко и молочные продукты, в том числе сливочное масло, мороженое, животные жиры.

Рацион составляют бобовые, рис, кукуруза, греча, орехи, грибы, растительные масла и продукты. Мучные сладости заменяются на сладкие фрукты, разрешаются какао продукты, шоколад.

Поступая в организм глютен и казеин вызывают повышенную возбудимость, усиливают симптоматику, приводят к зависимости, что аутистам со стойкими привычками противопоказано. На безглютеновой диете состояние деток улучшается уже через несколько дней.

Профессиональная помощь

В плане психотерапевтической помощи к работе привлекаются семейный врач, детский психиатр, центры коррекции, педагог на дому.

Методика коррекции разрабатывается совместно с родителями, исходя из особенностей маленького пациента и выраженности симптомов. В ходе терапии важно вести дневник наблюдений и отмечать реакции ребенка на новые события, физические показатели и раздражители.

Существуют рекомендации в отношении игровых методик для развития аутичных детей:

  • игры должны быть простые и доступные с тенденцией к усложнению, но выполнимой задачей;
  • занятия должны быть приближенными к признакам поведения, актуальны куклы с закрытыми глазами, упражнения телесно-ориентированного пространства;
  • для игр используются простые, не яркие предметы – камешки, пластилин, шары, песок, бумага, вода, ткань.

Вовлечение в игру происходит поэтапно. Сначала на уровне предметов для игры, чтобы привлечь внимание к процессу, затем переходя к инструментам, при помощи которых осуществляется действие (совок, лопатка, емкость, ключ). На третьем уровне дети учатся сложным совокупным процессам – собирает конструкцию из кубиков, цветную пирамиду.

Дети-аутисты – особенные, но они способны посещать детский сад, а затем учиться в школе. Все зависит от своевременно поставленного диагноза и раннего развития ребенка. Чтобы добиться социальной адаптации нужно долго заниматься. Это должен быть совместный и ежедневный альянс специалистов и родителей.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/sindrom-kannera.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.