Сенсорная афазия учимся говорить и понимать заново

Содержание

Сенсорная афазия — учимся говорить и понимать заново

Сенсорная афазия  учимся говорить и понимать заново

За речевые способности человека отвечают два центра, которые находятся в головной коре мозга.

Если вследствие каких бы то ни было причин эти центры повреждены, то начинает проявляться такое заболевание как, афазия, которое заключается в нарушениях речевых функций.

Не стоит думать, что при афазии человек полностью теряет способность говорить, скорее наблюдается изменение структуры его речи, обеднение лексикона, а также неспособность вспоминать даже самые простые слова.

Симптомы могут отличаться в зависимости от типа афазии, которая наблюдается у человека.

Типы нарушения

Можно выделить 4 основных типа расстройства, хотя их различают несколько больше.

Стоит отметить, что в некоторых случаях симптомы весьма похожи и даже совпадают. Эта классификация основана на том какая часть головного мозга и какие последствия это вызывает.

Итак, есть 4 типа афазии:

  1. Cенсорная (возникает при поражении центра Вернике). Человек слышит слова и может их повторять, но не понимает их значения);
  2. Моторная (поражен центр Брока). Страдает произношение, грамматика высказывания, речь бессвязная, человеку тяжело переключиться с одного слова на другое);
  3. Сенсомоторная. Глобальное поражение обоих речевых центров, человек не понимает устную речь других и практически ничего не может сказать сам).
  4. Амнестическая (поражена теменно-высочная область). Тяжело называть предметы, хотя пациент понимает их значение и может произнести это слово).

Причины расстройства

Стоит отметить, что причинами поражения речевых органов могут стать самые разные факторы.

Вот некоторые из них:

  • инсульты — это наиболее распространенная причина;
  • различного рода воспалительные процессы, такие как энцефалиты и лейкоэнцефалиты;
  • сильные травмы и ушибы головы;
  • болезнь Альцгеймера и болезнь Пика в очаговом варианте заболевания;
  • осложнения после операции на коре головного мозга;
  • некоторые психические заболевания.

Есть также определенные факторы риска, которую увеличивают возможность проявления афазии в каком-либо виде.

Такими факторами риска являются гипертония, перенесенные в прошлом ишемишечные инсульты, а также пожилой возраст и былые травмы головы, которые не проходят даром.

Тяжесть афазии и ее симптомы зависят от многих факторов, таких как возраст пациента, типа расстройства, а также от обширности поражения.

Часто тот или иной вид афазии возникает при инсульте. Таким образом восстановление речи после инсульта требуется почти всегда. Подробней в статье.

В каких случаях назначается допплерография сосудов головного мозга? В чем суть методики и нюансы подготовки и проведения исследования.

Симптомы и диагностика

Симптомы могут отличаться в каждом отдельном случае и зависеть от типа афазии, то есть от области поражения.

Сенсорный тип расстройства

Человек, который страдает сенсорной афазией, не понимает устную речь и написанный текст. Хотя его ухо различает отдельные слова, но смысл их для человека непонятен.

При это интересно что такой больной может исполнять простые команды врача, такие как просьбы закрыть глаза, встать или сесть.

Все зависит от формы заболевания, то есть при сложной форме сенсорной афазии человек не способен выполнить даже простую односложную команду, при более легкой — человек может выполнять односложные просьбы, но теряется при задачах из нескольких частей.

При сенсорной афазии человек может говорить в некотором роде, но его речь может быть просто набором слов или как иногда говорят, словарной крошкой.

Собственная речь человека может быть обильной и несколько эмоциональной, но при этом он может путать понятия и предметы. Например, говорить о вилке, но показывать на ложку.

Это называется вербальные парафазии, когда происходят словесные замены.

Особенности моторной афазии

При моторной афазии основной проблемой является нарушение речевых способностей больного, то есть он в основном понимает устную речь других людей, но при этом его собственная речь малопонятна.

Симптомами являются нарушение навыков чтения и письма или же полная их утрата, а также неправильное произношение, перестановка букв в словах, замена одних букв, другими схожими по звучанию.

Помимо этого человеку тяжело переключиться с одного слова на другое, а в тяжелых формах этого типа афазии человек сохранил только возможность произносить речевые эмболы, такого типа: «да-да» или же «нет-нет».

В любом случае всех афазиков характеризует то, что их лексикон крайне невелик и беден, поскольку они не используют наречия, сравнения и яркие прилагательные, а также не понимают поговорки, пословицы и крылатые выражения.

Сенсорномотоный вид — самый тяжелый случай

В таком случае симптомы, описанные выше, присутствуют в острой форме. Человек не может выражать свои мысли и что-либо говорить, а также понимать устную речь другого человека.

Такой тип афазии может быть вызван тотальным поражением речевых центров, из-за чего афазия протекает в особо тяжелой форме.

При этом если наблюдаются улучшения, то сначала восстанавливается понимание устной речи других людей.

Амнестическая афазия: в чем она проявляется

Такой тип афазии характерен тем, что человек понимает речь других и может в каком-то роде выражать свои мысли. Его речь достаточно информативна, но лексикон небольшой и крайне бедный.

Для больных характерно забывать конкретные слова, но при этом они могут объяснить их значения. То есть, такой человек не может вспомнить слово «стул», но он объяснит, что это «то, на чем сидят».

При этом таким больным может помочь подсказка первого слога нужного слова.

В таком случае также наблюдаются проблемы с чтением и письмом.

Методы диагностики

Что включает в себя диагностика и обследование человека, начавшего страдать сенсорной афазией:

  1. Анализ самого заболевания, выяснение того как давно появились нарушения подобного рода, а также что способствовало таким нарушениям;
  2. Больного должен осмотреть логопед, который сможет определить каковы нарушения речи, а также наметить приблизительный курс лечения и восстановления;
  3. Стоит пройти такую процедуру как электроэнцефалография — можно увидеть электрическую активность различных участков коры головного мозга;
  4. Компьютерная томография и МРТ — цель этих процедур изучить весь головной мозг человека послойно, помимо этого можно обнаружить кровоизлияния, а также гнойники и воспалительные процессы.

Если подвести итог, то с человеком, у которого наблюдаются расстройства речи, работают логопед и нейропсихолог, которые определяют степень афазии и могут назначить некоторое лечение.

В то же время необходимо определить первичную причину болезни и устранить ее.

В этом помогут МРТ и компьютерная томография.

Какое лечение необходимо при расстройстве речи?

Можно сказать, что лечение афазии любого типа в том числе и сенсорной состоит из двух важных составляющих:

  • необходимо выяснить и устранить первичную причину, которая вызвала появление нарушений речи;
  • различные упражнения и занятия с логопедом, которые помогут восстановить речь.

Если причиной сбоя стала опухоль или же кровоизлияние в мозгу, тогда необходимо хирургическое вмешательство. Необходимо удалить опухоль или же кровоизлияние.

Часто причиной афазии становиться повышенное артериальное давление, которое вызывает инсульты и инфаркты.

Так что в таком случае важно в профилактических мерах контролировать давление и принимать препараты, которые улучшат обмен веществ.

Помимо этого важны занятия с логопедом и определенного рода упражнения. Среди врачей нет однозначного мнения о том как следует лечить афазию и какие методы использовать.

Однако есть общие советы и рекомендации:

  • старайтесь привлекать больного с сенсорной афазией к общению;
  • давайте ему достаточно времени на построение предложения и выражения своей мысли;
  • продолжайте общаться как ни в чем ни бывало, говорите с ним как и раньше.

Стоит отметить, что скорость восстановления речевых способностей человека зависит от его возраста, способностей, силы воли и степени поражения головного мозга.

Какой можно сделать вывод?

Хотя сенсорная афазия — это неприятность, которая может, в принципе приключиться с каждым, не нужно терять надежды.

Можно предпринять профилактические меры: следить за артериальным давлением, избегать травм головы, обращаться к врачу, если у вас появились подозрения или вам стало хуже.

При расстройстве человек не разучивается говорить полностью, но тяжело воспринимать устную речь другого человека, а его собственный лексикон бедный, а мысли сбивчивы.

Все же с помощью логопеда и психолога речь постепенно можно восстановить, главное настойчивость и положительный настрой.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/sensornaya-afaziya.html

Что такое сенсорная афазия – диагностика и лечение

Сенсорная афазия  учимся говорить и понимать заново

Сенсорная афазия характеризуется отклонениями в устной речи или в понимании слов, вызванными нарушением в коре головного мозга.

Симптоматика обычно ярко выраженная, часто у больного наблюдается неспособность строить простейшие предложения, бедный словарный запас.

Сенсорная афазия возникает при органическом поражении центра мозга, отвечающего за устную речь, поэтому не всегда скудная риторика сопровождается таким же лексиконом, иногда человек знает значение слова, но не может воспроизвести вслух.

Участок мозга, который отвечает за распознавание слов и слогов, находится в левой височной зоне коры, по-научному этот отдел называется – зона Вернике.

Самая распространенная форма заболевания – афазия Вернике (сенсорная), при такой патологии наблюдается заторможенность в распознавании слов, больные не различают воспроизводимые кем-то звуки, путают их, вследствие чего не могут понять звучание и значение услышанного слова.

Таким людям легко спутать звук «п» со звуком «б». Близких по звучанию слов в русском языке достаточно, например, «дочь» и «ночь», «раб» и краб» – такие слова чаще всего и путают пациенты с сенсорной афазией, причем слух здесь не играет никакой роли, он может быть стопроцентным, и человек слышит все правильно, но понимает иначе.

При этом сами пациенты разговаривают много и быстро, это связано с психологическим дискомфортом: понимая, что у них имеются проблемы с распознаванием слов, начинают компенсировать данный недостаток многословием, чаще всего их длинные предложения даже не имеют смысла, так как больные не умеют контролировать свою речь.

Данный вид сенсорной афазии Вернике возникает при поражении височной доли коры головного мозга и является самой часто встречаемой формой нарушения. Очаг поражения может задевать соседние отрезки, например, теменную область, в таком случае у пациента наблюдается не только расстройство письма, чтения и устной речи, но и отсутствие способности к последовательному счету.

Классификация патологии

Сенсорная афазия – сложное нарушение, которое имеет множество форм локализации очага поражения в мозге, проявляется различными видами и симптоматикой.

Виды заболевания:

  • афазия Вернике – поражение височной доли коры головного мозга, с нарушением понимания фонетики слов. Услышанные пациентом слова совершенно не понятны по смыслу для него. Заболевание имеет несколько стадий по тяжести, если нарушение тяжелое, то страдают все отделы речи: устная (экспрессивная и импрессивная), письмо, чтение;
  • амнестическая афазия – очаг поражения располагается от височной до затылочной части левого полушария, при этом наблюдается отсутствие связи между словом и значением, назвать вещь своим именем становится сложным для таких пациентов и на это уходит много времени;
  • моторная афазия, в свою очередь делится на два вида:
    • афферентная – очаг поражения находится в нижней части коры мозга, симптоматика наблюдается не только в проблемах с устной речью, но и с движениями, в тяжелой стадии – больной может вымучить из себя лишь некоторые звуки и совершенно не владеет мышцами языка;
    • эфферентная – поражение нижних премоторных участков коры мозга, при котором происходит нарушение быстроты переключения с одного артикуляционного движения на другое;
  • акустико-мнестическая афазия –очаг поражения находится в средней трети височной доли, характерно проявление нарушения слуховой и речевой памяти, когда пациент полностью воспринимает на слух речь и понимает ее, но запомнить и повторить не может. Из-за такой патологии со временем скудеет лексикон.

В медицине существует несколько классификаций данного заболевания, в зависимости от уровня развития науки во время исследования развития устной речи. В нашей стране принято опираться на классификацию А.Р. Лурия, которая была изложена во время Великой Отечественной войны.

Степени развития заболевания могут быть самыми разными, все зависит от смежных нарушений или причин поражения. Если появлению болезни предшествовала травма головы или нарушение кровообращения, то у больных с сенсорной афазией резко нарушается устная речь и способность к пониманию слов.

Причины возникновения

Самой распространенной причиной сенсорной афазии, является любое воздействие на мозговую деятельность, в том числе:

  1. травмы головного мозга, в частности височной доли;
  2. растущие новообразования различной этимологии;
  3. инсульт;
  4. энцефалит, менингит;
  5. осложненный отит;
  6. аневризма сосудов головного мозга;
  7. эпилепсия.

Важно! Специалистами выявлено, что в отдельных случаях предшествовать сенсорной афазии могут некоторые виды психических отклонений.

Больной с сенсорной афазией не может выдавать связанную устную речь, часто замена слов и слогов проявляется и на бумаге в письменной речи, при излишней эмоциональной нагрузке поток слов становится все более путанным. При этом пациент может повторить любую фразу за врачом, но он не будет понимать, о чем она.

Симптоматика

Сенсорная афазия похожа по проявлениям на дизартрию, главным отличием в симптомах является нарушение письменной речи при афазии.

Симптоматика афазии Вернике:

  • речь становится очень быстрой и запутанной;
  • произносимые предложения не имеют смысла, слова либо обрываются, либо вставлены в неподходящее для них место;
  • устную речь густо населяют слова-паразиты и длинные паузы;
  • неоднократное повторение одних и тех же слов и предложений;
  • письменная речь страдает так же, как и устная – на бумаге слова заменяются бессмыслицей;
  • нарушение ритмики устной речи;
  • ошибки в названии предметов;
  • иногда наблюдается нарушение зрения, тремор в конечностях или невозможность двигать руками;
  • психиатрические отклонения нередко сопровождают данное заболевание.

Громкость и тональность сказанных слов для больного не имеет значения, он одинаково плохо понимает любую устную речь так, как будто его собеседник разговаривает на иностранном языке, то есть звуки он слышит, но смысл не понимает.

У больных с сенсорной афазией нарушено восприятие и нарушение собственной речи, происходит угасание словарного запаса, вместе с ним и интеллекта. Одно небольшое нарушение в цепочке речевого аппарата непременно несет за собой полную гибель речи у человека.

Диагностика

Диагностированием данного поражения мозга занимается целая команда специалистов: невролог, логопед, психолог, дефектолог, нейрофизиолог, психиатр. Точное заключение врачи могут поставить только после того, как удастся выяснить, где находится очаг поражения в мозге.

Способы диагностирования данного заболевания:

  1. проверка устной и письменной речи пациента с помощью логопедических методик;
  2. люмбальная пункция;
  3. УЗИ сосудов головного мозга, доплер сосудов;
  4. МРТ и МКТ;
  5. проверка слуховой памяти;
  6. магнитно-резонансная ангиография;
  7. кроме того, важно оценивать динамику развития болезни.

Важно! Диагностика должна быть комплексной, чтобы исключить наличие тугоухости, дизартрии и других, похожих по симптоматике, заболеваний. От правильного диагноза зависит успех борьбы с болезнью.

Лечение

Редко при легком течении заболевания речевая функция способна к самовосстановлению, поэтому особенного протокола лечения не требуется, достаточно убрать причину патологии, например, нарушение кровотока в мозге. Процесс восстановления речевой функции – длительное мероприятие, требующее много нервов и свободного времени.

Общие правила поведения родственников и близких людей больного афазией, которые помогут в борьбе с нарушениями:

  • разговаривать с пациентом нужно четкими короткими фразами, медленно их проговаривая;
  • нельзя постоянно поправлять больного и указывать на его ошибки, делать замечания нужно в позитивной форме, подбадривая человека;
  • не стоит говорить с больным афазией, как со слабоумным;
  • самое главное правило – не торопиться и не подгонять пациента, помогать формулировать мысль; иногда больному нужно лишь подсказать правильный звук, и он сможет продолжить речь самостоятельно.

Важно! Медикаментозные препараты должны приниматься больным строго по назначению врача, самостоятельным лечением можно навредить и усугубить течение заболевания.

Лекарственные средства назначаются врачами, как вспомогательная мера в коррекционной работе, а не как основное лечение. Чаще всего, врач может выписать:

  1. ноотропные препараты;
  2. тонизирующие средства;
  3. антидепрессанты.

В работу логопеда входят занятия по коррекции речи с помощью компьютерного оборудования и определенного сценария артикуляционных и логопедических упражнений.

Если причиной проявления афазии названа травма, опухоль и другие механические повреждения, сначала лечат причину, потом проводят коррекционные манипуляции по восстановлению речи. Нормализация осложняется тем, что врач не может полноценно общаться с пациентом и получать от него обратную связь.

Профилактика афазии

Преодоление проявлений сенсорной афазии – долгий и трудоемкий процесс, близким нужно запастись терпением и вступить в тесное сотрудничество с логопедами и врачами. Многие логопедические и психологические центры проводят консультации для родственников без присутствия лица с сенсорной афазией, для поддержки и правильного настроя.

Для положительного результата лечения коррекция должна начинаться незамедлительно, сразу после постановки диагноза врачом. Прогноз и протокол лечения зависят от тяжести и локализации очага поражения. Быстрое восстановление речи происходит у молодых пациентов.

Профилактикой данного заболевания является предупреждение инсультов, инфекционных заболеваний мозга, травм головы. Также своевременное обнаружение новообразований в головном мозге может помочь избежать впоследствии появления афазии.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/sensornaya-afaziya.html

Сенсорная афазия — причины поражения

Сенсорная афазия  учимся говорить и понимать заново

Сенсорная афазия проявляется проблемами речевой деятельности, возникающими при поражении центров коры головного мозга и их проводящих путей, отвечающих за речь. Пациенты путают звуки, не в состоянии назвать предметы. Подобные нарушения обозначаются термином «афазия».

Врач: Шишкина Ольга ✓ Статья проверена доктором

Симптомы

Медики выделяют основные типы заболевания в зависимости от места локализации патологии и конкретных проявлений дисфункции речи:

  1. Страдающие моторной афазией понимают обращенные к ним слова, но сами затрудняются или не могут произнести фразу либо отдельное слово. В тяжелых случаях способность говорить полностью утрачивается или сокращается до воспроизведения однотипных коротких обрывков.
  2. При сенсорной форме афазии, или афазии Вернике, больной может говорить, но не понимает родную речь.

При сенсорной форме афазии у пациентов отмечаются следующие проявления:

  • Страдающий прекрасно слышит все, что произносится, но не может интерпретировать звуки речевого потока. Слова, сказанные на родном языке, кажутся ему полнейшей бессмыслицей, как иностранная речь, как шум, лишенный информационного смысла.
  • Больные не испытывают трудностей в произнесении фраз, часто бывают многословны, но их речь бесконтрольна, обрывочна, бессвязна, лишена смысла. Она насыщена служебными словами, собственными неологизмами в ущерб глаголам и существительным.
  • Поведение больного часто возбужденное, он эмоционален, много двигается. Сильно раздражается из-за того, что его не понимают, но сам не в состоянии оценить неинформативность своего речевого потока.
  • При нетяжелых формах патологии больной понимает и выполняет отдельные простые команды. Эта особенность позволяет медикам дифференцировать сенсорную афазию от заболеваний, связанных с нарушениями слуха или психики. Страдающий улавливает в речевом потоке отдельные слова, может точно повторять фразы, однако общее содержание речи остается для него непонятным.
  • Патологии часто сопутствуют нарушение зрения — гемианопсия, когда выпадает правая половина или верхняя четверть поля зрения обоих глаз. Ограничена подвижность лицевых мышц справа.

С течением болезни могут появляться новые очаги поражения, вызывая дополнительные речевые нарушения.

Формы

На практике смешанные формы встречаются чаще, чем сенсорная или моторная афазия в «чистом» виде. Дополнительно выделяют:

  • транскортикальная сенсорная, или семантическая, афазия. Трудности и ошибки возникают при восприятии сложных лексико-грамматических конструкций, особенно отражающих пространственные взаимоотношения;
  • проводниковая. Проблемы появляются при попытках повторения предложений за доктором, при чтении вслух;
  • амнестическая, которая встречается при прогрессировании болезни Альцгеймера.
  • при акустико-мнестическом варианте пациент различает фонемы, но не может образовывать из них слова, особенно существительные. Речь бедная, много местоимений. Несколько затруднено понимание услышанного, прочитанного.
  • больные оптико-мнестического подтипа успешно узнают предметы, но не могут припомнить их названия без дополнительной подсказки.
  • наиболее тяжелый сенсорно-моторный вариант афазии возникает после инсультов, когда имеется большой очаг поражения. Пациент не в состоянии понять речь и сам затрудняется что-либо произнести. Сенсорно-моторная афазия часто бывает тотальной ввиду полной утраты речевой функции.

https://feedmed.ru/bolezni/nervnoj-sistemy/sensornaya-afaziya.html

Личный опыт восприятия речевого потока утрачивается из-за нарушений в нормальной работе корковой части слухового анализатора, который располагается в височной доле коры мозга.

Слуховой анализатор отвечает за переработку и анализ сигналов, поступающих из внешнего мира. Сбои в его функционировании вызывают:

  1. Различные виды инсультов.
  2. Черепно-мозговые травмы.
  3. Новообразования.
  4. Аневризмы сосудов головного мозга.
  5. Последствия энцефалита и других инфекций.
  6. Некоторые психические расстройства.

К провоцирующим факторам относятся пожилой возраст, наследственность, гипертония, пороки сердца.

Достаточно долгое и трудоемкое лечение сенсорной афазии включает в себя занятия у врача-логопеда, прошедшего специальную подготовку.

Коррекционная работа направлена на восстановление слухового восприятия, понимания речи, чтения, письма.

Взаимодействие доктора и пациента осложняется трудностью общения с человеком, который не интегрирует смысл из звуков родного языка.

Терапия этого патологического состояния включает:

  • Медикаментозные средства: ноотропные и нейротрофические препараты, витаминотерапия.
  • Дополнительные лекарства прописывают в зависимости от причин, вызвавших появление патологии.
  • Показаны занятия лечебной физкультурой, массаж, физиотерапевтические процедуры.
  • В восстановительной терапии используют специализированные компьютерные программы, помогающие улучшить речевые способности.
  • В домашних условиях пациенту необходима доброжелательная комфортная атмосфера, терпение близких. Родные помогут речевой реабилитации, если будут чаще разговаривать с больным, четко и размеренно произнося простые фразы, вовлекая в общую беседу, внимательно выслушивая его мнение.

Посильное участие в домашних делах несет положительный эффект.

Упражнения

С лечебной целью рекомендуются следующие упражнения:

  • Работа с предметными картинками: классификация изображений по их названиям, признакам, общим категориям.
  • Выбор правильного наименования из нескольких предложенных.
  • Дифференциация близких по звучанию слов.
  • Соотнесение изображений и текста: составление рассказов по сюжетам картинок.
  • Ответы на вопросы: сначала получают односложные ответы, затем отрабатывают диалоги от простых к более развернутым.
  • Чтение и письмо: начинают с отдельных букв и слогов, которые затем складывают в слова. Затем пишут несложные диктанты. Чтение вслух начинают с небольших текстов, постепенно переходя к более пространным произведениям. Осваивают пересказ, отвечают на вопросы по содержанию текста.

Афазия после инсульта

Если патология развилась в результате инсульта, коррекционные логопедические занятия начинают с первых недель, как только позволит лечащий врач.

На начальном этапе реабилитации рекомендуется опираться на речевые стереотипы: порядковый счет до десяти, пение популярных песен, припоминание известных стихотворных строк.

Для таких больных очень важна поддержка родных. Здесь необходимо осознать, что быстрого восстановления ждать не следует.

Старайтесь концентрировать внимание на достижениях, пусть самых маленьких.

Позитивная обстановка способна сократить восстановительный период.

Чем раньше были начаты лечебно-коррекционные мероприятия, чем слаженнее совместная работа доктора, пациента и его семьи, тем прогноз благоприятнее.

В медицинской практике имеются примеры значительного улучшения речевой способности, даже если афазия возникает при поражении большого объема мозга (после травм и мозговых кровоизлияний).

Особенности питания

Курс лечения афазии очень долгий и трудный, поэтому, начиная лечиться, больной и вся его семья должны хорошенько подготовиться к тяжелой битве за здоровье. Чтобы достичь стопроцентного результата от лечения, нужны не только постоянные занятия с логопедом, психологом, неврологом, но и полезное, здоровое питание. Конечно же, во время лечения головной мозг больного постоянно работает.

Больной может часто сидеть в одном положении за изучением букв или чтением какой-нибудь книги. По этой причине рацион больного афазией должен быть особенным. У человека с таким заболеванием должно быть пятиразовое питание, то есть он должен употреблять пищу в небольшом количестве и часто.

В питание рекомендуется ввести то, что способствует хорошей работе мозга:

  • креветки, нежирная рыба; как известно, все морепродукты насыщают организм жирными кислотами, которые способствуют хорошему вниманию и памяти;
  • репчатый лук – он прекрасно преодолевает усталость и нервное напряжение, разжижает кровь, что еще больше снабжает мозг кислородом;
  • орехи отлично успокаивают нервную систему, из-за большого содержания в них витамина B; свежие фрукты, ягоды, особенно авокадо, бананы, черника, клюква, клубника капуста, свекла, шпинат, лимон, ананас и другие;
  • нежирное мясо (говядина, курица);
  • молочно-кислые продукты (творог, йогурт, кефир);
  • бобовые, злаковые культуры и макаронные изделия.

Завтрак больного данным заболеванием должен состоять из 20% дневного рациона, например, мюсли с йогуртом, каша, яйцо вареное, хлеб второго сорта, фрукты.

На полдник можно немного перекусить каким-нибудь фруктом или же съесть 100 — 200 грамм любых орехов и попить питьевой йогурт, кефир, чай с лимоном.

Обед должен состоять из 40% дневного рациона, например, свежий салат из овощей, кусок нежирного мяса с картофелем, каша, компот из свежих ягод или сок. На ужин подойдет кусочек нежирного мяса или рыбы, овощной салатик, какой-нибудь фрукт, кефир.

Такой рацион помогает хорошо функционировать головному мозгу, что способствует быстрой реакции, мышлению, а значит скорейшему избавлению от такой неприятной болезни и приобретению полноценной речи.

Лечение народными средствами

В настоящее время народных средств против такого заболевания нет. Данное заболевание можно вылечить только ежедневными занятиями с логопедом. Самым эффективным методом лечения является дельфинотерапия, иппотерапия (лечение лошадьми) и фелинотерапия (лечение кошками).

Расскажем подробнее о таких методах:

  1. Иппотерапия (лечение лошадьми). Во время присутствия больного рядом с лошадью, у него начинает успокаиваться нервная система, что считается единственным преимуществом от занятий с логопедом, способствующие иногда волнению человека и торможению лечения. Общение с лошадьми у больного вызывает много радостных эмоций, которые помогают нормализовать работу мозга, что, в свою очередь, восстанавливает иммунную систему. Известно, что когда больной приходит на такие занятия, то его покидают все проблемы, он начинает хорошо говорить, понимать речь окружающих. А в дальнейшем он начинает понимать все и говорить, даже в другой местности. Помимо эмоционального общения, катание верхом на лошади развивает у больного моторику, которая восстанавливает клетки мозга. Если все это совмещать, то спустя несколько таких занятий можно достичь превосходных результатов, человек сможет вернуться к привычной жизни.
  2. Дельфинотерапия. Нередко дельфинов используют в медицине и психотерапии. Во время общения с дельфинами у человека стабилизируется психоэмоциональное состояние, снимается психологический стресс. Терапия дельфинами – это не только прекрасный способ избавиться от данной болезни, но и восстановиться после различных экстремальных условий, например, ураганов, землетрясений и прочее.
  3. Фелинотерапия. Многие наверняка знают, что кошки — это самые ласковые животные, способны успокоить и порадовать после нервных напряжений. А спокойная обстановка в компании с кошкой положительно влияет на клеточки мозга, давая им быстрее восстанавливаться, что способствует скорейшему выздоровлению.

Общение с такими животными играет не только лечебную роль, но и вырабатывает у человека желание заботиться и любить животных.

Последствия и осложнения

Если афазию не лечить, то самое первое и страшное осложнение – это полное отсутствие речи, неумение писать, читать и понимать речь окружающих.

Однако если возникла акустико-гностическая афазия, произошедшая у ребенка в возрасте от 5 до 7 лет, то это может принести страшное осложнение в виде полного отсутствия речи или же к дальнейшему грубому изменению речевого развития. Неожиданное купирование моторной афазии может привести к заиканию.

Если долгое время не лечить такую патологию, то она в дальнейшем может привести к следующим последствиям:

  • развитие необратимых дефектов речи;
  • затрудненное адаптирование в обществе, больной становится изгоем;
  • летальный исход.

Обязательно помните, что сенсорная афазия – это опасное поражение головного мозга, требующее лечения. Такая проблема считается только следствием более страшной болезни, которая всегда нуждается в долгом курсовом лечении, а иногда и хирургической операции.

Профилактика

Лечение афазии — это процесс очень долгий и трудный, который требует вмешательства логопеда, невролога, психолога и всех близких родственников. Полноценная речь у пациента восстанавливается намного быстрее, если своевременно начать курс лечения медикаментами и логопедическими занятиями.

Насколько будет успешен прогноз восстановления речи, можно сказать после локализации размеров зоны нарушения, стадии речевого расстройства, начального времени восстановительного обучения. Это зависит от возраста и основных показателей здоровья пациента. Наиболее хорошие результаты в основном отмечаются у молодых пациентов.

Чтобы не стать жертвой такого страшного и неприятного заболевания, надо при первых признаках неожиданных болей в голове провериться у специалиста, чтобы заранее выявить все проблемы и своевременно выявить небольшие опухоли головного мозга. Еще в качестве профилактики рекомендуется постоянно следить за артериальным давлением для предупреждения нарушений мозгового кровообращения.

А вот такие причины сенсорной афазии, как опухоли, различные травмы, припадки, судорожное состояние и другие, профилактическим методам не подаются. А главное, чтобы не развить сенсорную афазию, следует как можно лучше беречь голову от разных даже небольших травм, расстаться с негативными привычками, правильно питаться, не впадать в депрессии и избегать стрессов.
ПОДЕЛИСЬ И РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ

Источник: https://FeedMed.ru/bolezni/nervnoj-sistemy/sensornaya-afaziya.html

Афферентная моторная афазия

Развивается при локализации патологического процесса в речевых зонах постцентральной и нижнетеменной извилины. При этом у больного затруднёно воспроизведение положения артикуляционного аппарата, нужного для произнесения звука. Различают два варианта афферентной моторной афазии:

При поражении указанных отделов в левом полушарии у правшей и левшей моторная афазия крайне выраженная вплоть до полного отсутствия связной речи. При сохранности речи больные часто вынуждены заменять слова синонимами.

С трудом выговаривают согласные звуки, отдельные буквы вообще не могут произносить. Слова, даже самые простые, выговаривают по слогам. Затруднено и понимание чужой речи, в частности сложных предложений, глаголов с приставками, местоимений в разных формах.

Для этой формы афазии характерно сочетание с аграфией.

Повреждение этих же отделов у левшей, переученных в раннем возрасте на правшей, протекает иначе. У больных возникают сложности с записыванием и произношением букв в правильном порядке.

Они могут полностью пропускать гласные или согласные в слове, или же записывать сначала один вид букв, потом другой. При этом понимание нужного порядка букв сохраняется и больные пытаются его компенсировать.

Например, пропустив букву «й», больной ставит чёрточку над следующей или предыдущей буквой.

Эфферентная моторная афазия

Возникает при поражении премоторной области коры. Больной при этом не может изменять положение артикуляционного аппарата – произнеся один звук, он не может переключиться на следующий. Эфферентная моторная афазия также называется афазией Брока – по названию причинной зоны коры головного мозга.

Эфферентная моторная афазия сочетается с двигательными нарушениями – они становятся «механическими», лишенными плавности, с периодическими замираниями.

Произношение звуков при этом виде моторной афазии сохранено, однако речь теряет плавность, интонации, она становится монотонной. Письмо возможно только при одновременном произнесении записываемых слов. В речи встречаются перестановки букв между соседними словами.

Моторная афазия может сочетаться с другими видами нарушения речи при распространении патологического процесса на соседние участки коры. Так появляются афферентно-эфферентные афазии, сенсомоторная афазия (непонимание речи при здоровых органах слуха, сочетающееся с нарушением речи), тотальная афазия (нарушение понимания, произношения и письма одновременно).

Признаки и причины сенсорной афазии

Сенсорная афазия может возникнуть в результате широкого спектра причин. К данному заболеванию могут привести как заболевания сердечнососудистой системы, так и травматические повреждения головы и центральной нервной системы. Самыми частыми причинами формирования сенсорной афазии являются:

  • Острые и транзиторные нарушения церебрального кровотока, например, эмболии или геморрагический инсульт. Эмболизация может произойти в результате наличия нестабильной атеросклеротической бляшки в русле одной из сонных артерий или в результате попадания тромба из ушка левого предсердия при артимогенных состояниях.
  • Травматические повреждения головы, чаще всего происходящие при транспортных авариях. Контузии и черепно-мозговые травмы могут приводить к одномоментному повреждения корковых и подкорковых структур или повреждению в отсроченном варианте при развитии отёка головного мозга.
  • Онкологические процессы с локализацией в черепной коробке. Доброкачественные или злокачественные опухоли могут стать значимым фактором в развитии сенсорной афазии.

Важно отметить то, что в формировании поражения чаще всего задействованы следующие ветви, входящие в бассейн средней мозговой артерии:

  • Нижняя ветвь средней мозговой артерии;
  • Задняя височная артерия;
  • Артерия угловой извилины.

Формы сенсорной афазии

Существует несколько значимых клинических форм сенсорной афазии, характерных для сенсорной афазии. При присоединении к поражённой зоне Вернике дополнительных патологических очагов коркового вещества появляются новые симптомы в нарушении речевой функции. В связи с этим специалисты-неврологи выделяют следующие формы афазии:

Семантическая афазия

При этой афазии происходит нарушение опознавания логики и взаимосвязи слов и предметов. Особенно это касается пространственного восприятия.

Акалькулия-афазия

В данном случае ключевым симптомом является формирование локализованного нарушения речевой функции. А именно нарушения счёта. При этом другие формы речи у больного не страдают.

Сенсорно-моторная афазия

Отсутствие осознания речи связано не только с поражением корковой части слухового анализатора, но и с нарушением артикуляционной функции. Иными словами человек не может правильно оценить жестикуляции при произношении конкретного слова как у другого человека. Так и у самого себя. Сам пациент не осознаёт своего заболевания и весьма раздражается в ситуациях, когда его не понимают.

Источник: https://zdorovo.live/psihologiya-i-psihiatriya/sensornaya-afaziya-uchimsya-govorit-i-ponimat-zanovo.html

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия  учимся говорить и понимать заново

Произошел инсульт или черепно-мозговая травма, после которой у вашего близкого как-то странно нарушилась речь. Человек почти не понимает обращенную к нему речь, пугается, путается, не может почти ничего сказать. Часто бывает, что  речь похожа на «словесный салат» — обильный набор непонятных слов и звуков, произносимых быстро и очень эмоционально.

Врач поставил диагноз сенсорная афазия.  Давайте разберемся, почему возникла такая афазия и как ее преодолеть.

Сенсорная афазия (или акустико-гностическая форма афазии)  возникает при поражении верхневисочных отделов коры левого полушария. Эта область (зона Вернике) отвечает за понимание речи – понимания отдельных звуков и  их различение, а так же соотнесение предмета и его обозначающего слова.

Чтобы понимать речь, необходимо уметь слышать звуки (фонемы) и соединять их в слова. У страдающих сенсорной афазией настолько нарушается фонематический слух, что звуки, из которых состоят слова, воспринимаются ими искаженно, смешиваются и, в результате, слова теряют смысл.

   Речь начинает восприниматься как иностранная, заболевший почти не понимает вашей речи, может лишь догадываться по ситуации о ваших просьбах. А когда пытается сказать сам – не может подобрать подходящие звуки.

Переживание, страх, желание высказаться побуждают его говорить, что выражается в так называемой «логорее», или «словесного салата» — обильном, почти не понятном речевом потоке (при грубой степени сенсорной афазии). Так же как правило, у таких пациентов нарушается письмо и чтение, при всем этом психика и интеллект обычно не страдают.

С чего же начинать восстановление речи в домашних условиях? Предлагаю вам пошаговую краткую программу восстановления речи при сенсорной форме афазии. Если ваш близкий легко справляется с первыми заданиями, можете переходить к следующим видам упражнений. Однако последовательность прохождения материала не нарушайте. Итак…

Общение с человеком, страдающим сенсорной афазией

  • Пожалуйста, говорите с пациентом медленно, простыми короткими фразами, спокойным четким голосом. Помните – человек с такой формой афазии не утратил интеллект и не потерял физический слух, не кричите – от повышенного голоса он не станет лучше понимать речь.

    Он не может различать звуки речи и слить их в отдельные слова, поэтому сопровождайте свои просьбы жестами, указывайте на предметы, о которых говорите и старайтесь не употреблять сложных слов и длинных инструкций.

  • Человек напуган – он не понимает обращенной речи, словно он иностранец в чужой стране! Помогите ему – успокаивайте, внушайте, что вы вместе найдете выход и выздоровление возможно.

  • При сенсорной афазии, особенно если присутствует «логорея», пациенты очень возбудимы, эмоциональный фон у них может быть очень подвижный, поэтому старайтесь общаться с пациентом ровно, спокойно, без лишней экзальтации и эмоциональной нагрузки.

Восстановление речи при сенсорной афазии

  • В первую очередь работаем с пониманием речи. Для этого предлагаем показать окружающие предметы, дополняя их названия функциональным и классификационными признаками («покажи стул, мебель, на которой мы сидим»).
  • Затем так же просим показать части тела и знакомые предметы по картинкам, близких и друзей на фотоальбомах.

  • Предложите пациенту с сенсорной афазией выбрать название предмета и подложить его под картинкой. Обращаю ваше внимание, что сначала  мы предлагаем одновременно только 2 слова, контрастных по звуковому наполнению и длине (дом – ложка). Можно пытаться переписывать эти слова по образцу. Если правая рука не слушается, пусть пациент пишет левой рукой.

  • Сразу же стимулируйте диалог, задавая простые вопросы. Если человек не может ответить словом «да» или «нет», пусть отвечает жестом. Затем усложняйте вопросы, предлагая выбрать ответ из нескольких правильных. Например:  хлеб режут….

    ножом, ложкой, топором? Постепенно вопросы диалога усложняются, можете вводить в занятия тематические беседы, например: «В поликлинике», «в магазине».

  • Параллельно используем задания на подбор слов в пределах классификаций предметов: посуда, одежда, продукты, кушанья, мебель и т.п.

  • Дополняем словарь глаголами и прилагательными – предлагаем подобрать действие или признак к слову, например: Корова что делает? — Корова мычит, жует, бодает… Чашка какая? — Чашка синяя, стеклянная, большая, красивая… Для своих занятий вы можете использовать книги для развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.

    Большинство заданий можно легко адаптировать к пациентам с сенсорной афазией.

  • Подключаем чтение и письмо: предлагаем читать и писать  (переписывать) буквы, цифры, слова и фразы с опорой на картинку. Здесь поможет букварь, а так же озвученный детский электронный плакат-азбука.

    Ваш пациент может нажимать на буквы самостоятельно и слышать звук, их обозначающий.

  • Следующим этапом будет активная работа по восстановлению фонематического слуха.

    Например, тренируем в определении одинакового первого звука в различных словах (роза – рубашка), различных первых звуков в словах, различение оппозиционных звуков по таким признакам, как твердость-мягкость, звонкость – глухость (п-б, к-кь). Существует много упражнений, которые помогают восстановить различение звуков, из которых состоит наша речь.

    Вы можете воспользоваться упражнениями для коррекции дисграфии и дислексии: составление слов из букв разрезной азбуки, вставка недостающих букв или слогов в слово и т.д. Подробнее можно посмотреть в статьях Дисграфия и Дислексия в рубрике Письмо и чтение.

  • Если же все указанные упражнения вашему пациенту по силам, можете приступать к дальнейшей работе по составлению фраз и рассказов по сюжетным картинкам, переписыванию текстов и написанию коротких изложений,  чтению и пересказу текстов, написанию текстов в виде писем и т.п.

  • Так же советую использовать на этом этапе упражнения, содержащиеся в статье Акустико-мнестическая афазия. Ведь как правило, изолированно сенсорная афазия встречается редко, часто к ней подмешиваются проявления акустико-мнестической афазии, так что смело используйте упражнения из статей и видеоуроков по этой форме афазии, однако только на позднем этапе восстановления, порядок прохождения упражнений не меняйте.

Хочу отметить, что все эти упражнения доступны для выполнения с вашим близким в домашних условиях. Однако в такой статье невозможно подробно показать всю систему коррекции сенсорной афазии и уделить внимание всем тонкостям такой работы.

О различных формах афазии и методах восстановления речи смотрите в моих бесплатных видеоуроках «Формы афазии и методы восстановления речи»

А для организации домашних занятий по восстановлению речи при грубой сенсорной афазии воспользуйтесь моим видеокурсом «Восстановление речи при грубой афазии», в котором Вы найдете все необходимое для организации домашних занятий:  видеоуроки, пошаговые программы для занятий, пособия и интерактивные материалы. Используя такое видеоруководство, вы сможете добиться существенного улучшения речи у вашего близкого.

Мы можем провести онлайн консультацию по Скайпу. Я обследую пациента с афазией и составлю план и методику индивидуальной коррекционной работы для вашего родственника, так как чаще всего афазия проявляется в смешанной форме, и необходим индивидуальный подход с учетом конкретного случая.

Так же советую вам прочитать все материалы в рубрике Потеря речи. Уверена, они помогут вам лучше разобраться в том, что такое афазия и как вы можете помочь своему родственнику преодолеть этот недуг. Поверьте, это возможно и это в ваших силах!

       Кулакова Наталья Игоревна

логопед-дефектолог

Источник: http://LogopedRunet.ru/sensornaya-afaziya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.