Семантическая афазия: слово есть, а смысла нет

Семантическая афазия: слово есть, а смысла нет

Семантическая афазия: слово есть, а смысла нет

Афазия является системным заболеванием, связанным с нарушением речи. Возникает патология при органическом травмировании головного мозга.

Существуют разные формы афазии, одной из которых является семантическая. Для этой формы заболевания характерно частичное нарушение речевых способностей и вербального аппарата. Однако, отклонение может иметь и сложную форму, когда происходит изменение личности и реакции человека на болезнь.

Особенности нарушения

Семантическая афазия развивается при повреждении трех областей коры головного мозга: височной, теменной и затылочной зоны.

Характеризуется заболевание несколькими особенностями:

  • распад семантической и смысловой структуры речи;
  • объединение далеких и близких словарных связей.

Так же у больного наблюдается выраженная конструктивно-пространственная апраксия и нарушение движения пальцев. Для таких больных характерно понимание простых фраз, которые содержат не более одиннадцати элементов.

Человек с семантической афазией способен легко выполнять простые действия, однако если перед ним ставится более сложная задача, то это может вызвать значительное затруднение. Логическое мышление нарушено и не способно к решению логико-грамматических сочетаний слов.

Любые усложнения простых предложений, имеющие причинно-следственные связи, обороты, пространственные отношения и т. д., являются для них непонятными. Трудно больным понять и метафорический смысл поговорок и пословиц.

Семантическая афазия поддается лечению, но зависит это от причин патологии. В сложных случаях можно лишь улучшить состояние больного.

Провоцирующие факторы

В большинстве случаев причиной заболевания становится повреждение сосудов головного мозга. Часто подобные нарушения спровоцированы геморрагическими или ишемическими инсультами. В результате инсульта может наблюдаться и смешанная афазия.

К причинам, вызывающим, болезнь так же относят следующие патологии головного мозга:

  • опухоли;
  • травмы;
  • хирургическое вмешательство;
  • воспалительные процессы.

Причиной может стать болезнь Альцгеймера или Пика, которые приводят к прогрессирующему нарушению функциональности центральной нервной системы.

Определяя причину, специалисты рассматривают и возможные провоцирующие факторы:

  • возраст старше 50 лет;
  • гипертонические заболевания;
  • атеросклероз церебрального типа;
  • предшествующие черепно-мозговые травмы;
  • ревматические сердечные пороки;
  • сопутствующие заболевания центральной нервной системы.

Определить причины можно в результате тщательной диагностики, а также оценки общей клинической картины.

Особенности клинической картины

Афазия, вне зависимости от ее формы, характеризуется нарушением речевых навыков человека. Даже незначительные дефекты вызывают дальнейший распад системы речи.

Поскольку семантическая форма заболевания вызвана поражением затылочно-теменной зоны, которая является доминирующей в развитии речи, то начинается дегенеративный процесс общих речевых навыков. Однако у больного не происходит изменений относительно слуховых функций, речевой памяти и произнесения слов.

Симптоматика болезни выражается рядом признаков. Отмечаются нарушения:

  • при описании предмета или его названия (например, вместо «ложка» произносят: «то, чем едят»);
  • непонимание грамматической и смысловой связи между словами;
  • восприятие только простых указаний (например, «поставь чашку на стол»);
  • имеются сложности с логическим мышлением;
  • восприятие любых слов и фраз только в прямом смысле;
  • речь упрощена (редкое употребление оборотов, прилагательных, наречий и т. д);
  • невосприимчивость сложных предложений;
  • нарушение ориентации;
  • неспособность решения математических задач;
  • неконтролируемое движение пальцев.

Выраженность заболевания может иметь разную степень. При легкой степени развития афазии может отмечаться только несколько симптомов, которые при этом слабо выражены. Если имеются более серьезные проблемы, то постепенно состояние начинает усугубляться.

Разновидности и связь с другими видами нарушения

Афазия подразделяется на несколько форм, которые классифицируются по анатомическим, психологическим и лингвистическим особенностям проявления. Чаще всего специалисты пользуются классификацией, определенной Лурием. В основе его определений находится симптоматика патологии и область поражения мозга.

Согласно его классификация семантическая афазия бывает:

  • акустико-мнестическая;
  • динамическая;
  • акустико-гностическая;
  • амнестико-семантическая;
  • моторная.

В зависимости от пораженной зоны головы может прогрессировать смешанная форма болезни. В большинстве случаев диагностируется совместное воздействие афферентно-моторной и семантической афазии, которые развиваются при повреждении сосудов в нижнетеменном отделе коры мозга. Диагностика и лечение в таком случае затрудняются обширной симптоматикой.

Диагностика и дифференциация

Диагностировать заболевание бывает сложно, поскольку в некоторых случаях клиническая картина схожа с симптомами других болезней. Для того чтобы точно установить диагноз применяется дифференциальная диагностика совместно с другими методами медицинского обследования.

Помимо сдачи лабораторных анализов диагностика включает прохождение аппаратных исследований:

Также обследование больного проводит врач логопед и нейропсихолог. Осуществляется оценка устной (письменной) речи, слуховой памяти, зрительного гнозиса и других возможных отклонений, которые могут появиться у пациента.

На основе полученной клинической картины проводится дифференциальная диагностика, позволяющая отличить афазию от других заболеваний.

Схожую симптоматику семантическая афазия имеет со следующими патологиями:

  • алалия (развивается при еще не сформировавшейся речи);
  • дислалия (характеризуется нарушением исключительно звуковым произношением);
  • дизартрия (проявляется нарушением функциональности артикуляционного аппарата);
  • умственная отсталость (снижение интеллектуальных способностей, первичный признак).

Правильно проведенная диагностика является основным залогом успешного лечения. Самостоятельно определить диагноз невозможно. Также следует учитывать, что установлением диагноза должен заниматься не один врач, а несколько специалистов, имеющих опыт в лечение нарушений работы головного мозга.

Терапия и восстановление

Лечение семантической афазии преимущественно проводит врач логопед. При необходимости устранения сопутствующих заболеваний может потребоваться помощь и других специалистов. Терапия занимает много времени и требует значительного терпения.

Только в исключительных случаях происходит внезапное восстановление речи.

Лечение может осуществляться несколькими методами или их совместным воздействием:

  1. Логопедическая терапия. Проводится для восстановления речевых навыков, способностей к чтению и письму.
  2. Медикаментозная терапия. Заключается в приеме препаратов нормализующих естественные процессы в головном мозге (Винпоцитин, Пирацетам, Мексидол и т. д).
  3. Физиотерапия. Проводится электростимуляция разными способами, что способствует полному или частичному восстановлению функциональности пораженных зон головного мозга.

Основная терапия рассчитана на действия логопеда, который постепенно с помощью различных методик восстанавливает речевые навыки больного.

Применяют методику дифференциации картинок с предметами и соотношение их с реальным образцом. Так же используется логопедическая техника дифференциации цифровых значений.

Делается акцент на решение задач по математике. Последним этапом является восстановление восприятия пространственного значения и остальных навыков. Общее воздействие на головной мозг позволяет закрепить полученные результаты.

Прогноз на лечение разный. Зависит восстановление речи от многих факторов. Терапия дает полный положительный результат в основном у людей в молодом возрасте. Для детей младше 5 лет и людей старше 50 риск сохранения речевых дефектов высок.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/semanticheskaya-afaziya.html

Семантическая афазия – методы и способы устранения семантической афазии – Инсульт Инфо

Семантическая афазия: слово есть, а смысла нет

Что делать, если у близкого после тяжелой травмы или инсульта возникли нарушения речи? Коррекция и реабилитация нарушения речи после тяжелой травмы или инсульта. Формы афазии и методы коррекции. Насколько серьезна эта проблема и можно ли ее побороть? Как проходит лечение афазии? В этой статье даны ответы на большинство наиболее часто задаваемых вопросов.

Чаще всего речевые расстройства (афазии) появляются у людей, перенесших травмы головного мозга и инсульты. Проблема хорошо изучена, созданы эффективные методы диагностирования и коррекции нарушений.

Современные методики позволяют заново сформировать навыки общения, при которых человек сможет стать полноценным челном общества, заниматься трудовой деятельностью без ощущения дискомфорта, вызванного речевыми изменениями.

Если говорить научным языком, афазия – системное расстройство речи, вызванное повреждением отдельных участков мозга, отвечающих за речь.

Наиболее полно афазию исследовал и описал А. Ф. Лурия. Он выделил семь форм:

  • эфферентная моторная (Брока) – нарушения фразовой речи;
  • афферентная моторная (артикуляторная);
  • динамическая (отсутствие речевой активности);
  • афазия сенсорная – больной не понимает или плохо понимает речь, как будто слышит иностранный язык;
  • акустико-мнемическая (расстройство слухоречевой памяти);
  • афазия семантическая – человек в целом понимает речь, но ему трудно воспринимать сложные логико-грамматические построения;
  • амнестическая афазия (нарушение зрительного восприятия букв или слов).

Многолетние исследования показали, сложность речевых нарушений, их форма напрямую зависят от нескольких факторов:

  • обширности повреждений мозга, месторасположения поврежденного участка;
  • характера нарушений кровообращения в тканях мозга;
  • состояния участков, перебирающих на себя функции поврежденных отделов.

Как показывает практика, при любой форме афазии страдают коммуникативные навыки. В сложных случаях человек полностью утрачивает способность общаться с помощью речи (вербально).

Нарушения коммуникации имеют не только внешние (когда человек не может общаться с другими), но и внутренние проявления, человек не может общаться с самим собой, он не понимает себя.

Афазия сопровождается целым рядом проблем:

  • человек не может понимать речь, или ему сложно ее понять;
  • возникают проблемы с повторением произнесенных слов кем-то другим;
  • больной путает название предметов, имена людей;
  • даже при сохранении моторики, человеку сложно строить сложные предложения;
  • ухудшается произношение, появляются расстройства письма;
  • с трудностью дается выполнения математических операций.

Афазия обычно сопровождается различными нарушениями функций коры головного мозга (агнозиями, апраксией). При данном расстройстве полностью изменяется мировоззрение, взгляды на семью и даже меняется отношение к самому себе.

Реабилитация больных с речевыми нарушениями

У людей с афазией речь не восстанавливается сама по себе. Курс восстановления включает помимо обычной лекарственной терапии и лечебной физкультуры, длительную реабилитацию. Все виды лечения должны проводиться комплексно.

Задача речевой реабилитации заключается не только в том, чтобы восстановить у человека коммуникативный способности. ее цель – возвратить человека в общество как полноценного члена. Моя практика показывает, чем раньше начать занятия, тем выше темпы реабилитации и полнее восстанавливаются функции речи.

Чтобы достичь наибольших успехов, коррекцию афазии необходимо начинать в первые три месяца с момента ее появления. Занятиям необходимо уделять от трех часов в неделю на протяжении минимум пяти месяцев.

Моя личный опыт и данные зарубежных специалистов показывают, чем выше интенсивность занятий (в разумных пределах), тем лучше результаты.

При работе с некоторыми больными улучшения наблюдались и после шести месяцев занятий вплоть до двух лет.

Выбор конкретной реабилитационной методики зависит от периода заболевания. На разных этапах восстановления наилучшие результаты показываются различные методы лечения. Задачи каждого этапа реабилитации определяются планом лечения и зависят от серьезности расстройств.

Реабилитацию можно разделить на следующие этапы:

Реабилитация в остром и раннем периоде

На данном этапе больной обычно ведет себя пассивно и практически не участвует в процессе. При таких обстоятельствах основная задача логопеда – установить контакт с человеком, определить степень сложности нарушений речи. Также логопед изучает интеллектуальные возможности пациента, определяет его психоэмоциональное состояние.

Непосредственно в период после перенесения травмы или инсульта занятия больше напоминают сеансы психотерапии. Первые несколько сеансов проводятся шепотом.

Ранний период восстановления начинается с конца третей недели (обычно к этому времени вырисовывается основная форма афазии) развития заболевания и длится до пяти-шести месяцев. На этом этапе основная задача логотерапии – побороть основную форму афазии.

На ранних этапах используются следующие методики восстановления:

  • активизация участков мозга, отвечающих за слуховое понимание речи (применяется при любых типах афазии);
  • активизация эмоциональной составляющей речи. Используются пословицы, речевые ряды, наиболее востребованные в общении речевые обороты, песни, больному даются речевые задания и др. (методика используется при моторной афферентной и эфферентной афазии);
  • предупреждение аграмматизма (телеграфный стиль) – занятия направлены на то, чтобы стимулировать больного употреблять глагольную лексику;
  • активизация глобального чтения и письма.

Поздние, резидуальные этапы логотерапии

В поздний период логопедической реабилитации применяется метод компенсации. Восстановить речь в прежнем виде зачастую сложно, а иногда и невозможно, но можно поменять ее строение.

Как правило, способ проявления афазии отличается у каждого пациента. На это влияет культурный уровень, полученное образование, личностные характеристики человека, знание иностранных языков и др.

Очень часто у разных больных может проявляться один и тот же симптом афазии. Но механизмы его появления различны. Поэтому, несмотря на то, что внешне расстройства речи похожи, для каждого пациента необходимо разрабатывать индивидуальный план реабилитации.

На позднем и резидуальном периодах цели восстановления ставятся исходя из сложности речевых нарушений и их формы.

Методы коррекции афазии, используемые на позднем и резидуальном этапах:

При сенсорно акустико-гностической афазии

– на занятиях основное внимание уделяется восстановлению фонематического слуха (даются задания, в которых больному на слух нужно определить значение слов, схожих по звучанию, но разных по значению, проводятся занятия по произношению слов разных по ритму, звуковому рисунку и др.), лексической составляющей речи, чтения и письма, экспрессивной (эмоциональной) составляющей речи;

При акустико-мнестической афазии

При данной форме афазии главная задача логопеда – восстановить слухоречевую память, вернуть больному способность правильно излагать свои мысли в письменной форме;

При семантической афазии

задача логопеда – научить пациента заново воспринимать и понимать эмоциональную составляющую речи;

При моторной афферентной афазии

На сеансах даются упражнения, способствующие преодолению кинестетической апраксии (нарушения мелкой моторики, при которой пациент не может выполнять сложные точные движения). Большинство заданий направлено на восстановление навыков письма и артикуляционной основы производства речи;

При моторной эфферентной афазии

Логопед строит занятия таким образом, чтобы научить больного ясно выражать свои мысли за счет правильного построения схемы высказывания, от планирования структуры слова до планирования отдельных фраз и высказываний.

При динамической афазии

задача логопеда – помочь больному побороть инертность в речевых высказываниях, научить его правильно структурировать предложения.

На занятиях динамический афазик выполняет задания на правильное построение речи (нужно восстановить порядок слов в неправильно построенных предложениях), учится правильно вести диалог, пересказывать тексты (с помощью наводящих вопросов и ключевых слов), словами описывает происходящее на картинках и др.

Важную роль в реабилитации речевых расстройств отыгрывает эмоциональная составляющая.

Как правило, из-за перенесения тяжкой болезни и неспособности выражать свои мысли, общаться с другими, даже самыми близкими людьми, человек испытывает сильные душевные терзания, может впасть в депрессию, что только усложняет процесс лечения.

Для поддержания хорошего морального духа (это залог успешной борьбы с болезнью) больному как воздух нужны ободряющие беседы, формирующие у пациента правильную самооценку и мотивирующие на продолжение занятий.

Чтобы восстановить речь, требуется намного больше времени, чем для улучшения общего самочувствия.

Человеку нужно на протяжении первых двух лет периодически проходить лечение в стационаре (не менее одного-двух месяцев на протяжении года), регулярно заниматься в поликлинике.

Для закрепления полученных знаний каждые два-три месяца делается перерыв. Продолжительность реабилитации составляет не менее двух-трех лет.

Логопедическая работа при афазии – долгий и тернистый путь. Успешная борьба с афазией возможна только при активном сотрудничестве врача, логопеда, и, конечно же, желание пациента. Не последнюю роль играет и настрой близких больного.

Восстановление после инсульта или травм головного мозга возможно только при тщательном планировании лечения и профессиональном подходе.

Процесс должен быть интенсивным и одновременно учитывать отдельные факторы, такие как возраст пациента, его мотивация, соматические болезни и др.

Если нужна будет помощь — обращайтесь!

Источник:

Семантическая афазия

Центральным механизмом (фактором) нарушения понимания речи здесь является нарушение симультанного (одновременного) пространственного восприятия, а центральным дефектом — нарушение понимания логико-грамматических конструкций.

Диагностика семантической афазии, отграничение ее от ак-стико-мнестической и амнестической афазии является не всегда легкой задачей. К тому же, встречается она в клинике очаговых поражений головного мозга достаточно редко.

Спонтанная и диалогическая речь у больных этой группы обычно в полном объеме, не обедненная, хотя иногда может иметь место упрощение синтаксиса. Произносительные нарушения отсутствуют, речь выразительная. Автоматизированная речь не страдает.

Отраженная речь сохраняется, нарушения иногда возникают при повторении длинных и сложных по структуре предложений.

Номинативная функция речи (называние) в целом сохранена, но может в той или иной степени нарушаться, однако, в отличие от других форм афазии, забытое слово легко вспоминается при подсказке и при этом не искажается и редко заменяется другим.

Сохранность номинации сочетается с достаточно выраженными затруднениями повествовательной речи. Дефектен пересказ коротких текстов.

Больные не всегда понимают прочитываемые ими и короткие и простые тексты, не улавливают детали или забывают их.

Пересказы часто состоят из обрывков предложений, отсутствуют связи как внутри предложений, так и между ними, имеют место ошибки в согласовании, пропуски предлогов и связок.

С наибольшей отчетливостью неполноценность импрессивной речи проявляется в нарушении понимания и оперирования сложными грамматическими категориями, которые отражают дефекты сложных форм пространственного и временно-пространственного анализа.

Больные с этой формой афазии не понимают или плохо понимают предлоги и наречия места, отражающие пространственные взаимоотношения между объектами, сравнительные и переходные конструкции, временные отношения, конструкции родительного падежа, инвертированные конструкции, где порядок слов расходится с порядком мысли.

Нарушения понимания не зависят от того, читает ли больной вслух или про себя. Эти нарушения отражают особенности устной речи: затруднения в оценке структуры восприятия со слуха предложений, нарушения понимания и употребления предлогов, наречий, служебных слов, местоимений.

Отдельные слова вне контекста прочитываются с нормальной скоростью и хорошо понимаются, тогда как чтение предложений вслух и про себя осуществляется замедленно. Больные с семантической афазией сохраняют способность к аналитическому и глобальному чтению.

Источник: http://insultinfo.ru/profilaktika/semanticheskaya-afaziya-metody-i-sposoby-ustraneniya-semanticheskoj-afazii.html

Способы лечения семантической афазии

Семантическая афазия: слово есть, а смысла нет

11.08.20184 мин чтения   Статья проверена врачом

Системное расстройство речи – семантическая афазия – возникает при нарушении структуры тканей коры головного мозга на стыке височной, теменной и затылочной областей левого полушария.

Для него характерны проблемы с пониманием сложных речевых конструкций, зрительной ориентацией в пространстве. Отмечаются признаки неспособности совершать целенаправленные движения, работать с числами и выполнять арифметические действия.

При своевременном выявлении очага поражения ЦНС и профильном лечении шансы на восстановление функций высоки, но только при правильной логопедической коррекции.

Для семантической афазии характерны проблемы с пониманием сложных речевых конструкций, зрительной ориентацией в пространстве.

Что лежит в основе семантической афазии

Особенности клинической картины патологии связаны с проблемами восприятия семантики слова, что и дало название этой форме расстройства. Чаще всего оно возникает на фоне инсульта у лиц среднего и пожилого возраста.

Также нарушение структуры головного мозга, приводящее к семантической афазии, может быть вызвано опухолью, черепно-мозговой травмой, инфекций, воспалением. Речевое расстройство может стать одним из проявлений патологий ЦНС дегенеративного типа, например, болезни Альцгеймера.

К факторам риска, повышающим вероятность развития недуга, относят сахарный диабет, атеросклероз и церебральный васкулит, гипертонию, мерцательную аритмию.

В результате влияния перечисленных раздражителей на зону соединения теменной, височной и затылочной областей происходит нарушение структуры нервных тканей. Это приводит к поражению системы, отвечающей за прием, обработку и хранение информации из внешнего мира. Мозг пациента перестает объединять поступающие данные в единое целое.

При этом у него сохранено понимание услышанного слова. Нарушения затрагивают процесс обработки частей речи в составе предложения, что сказывается на восприятии смысла всей фразы.

Ситуация дополняется проблемами с оценкой больным положения вещей в пространстве, сложностями с целенаправленными движениями, трудностями в подборе подходящих слов.

В результате влияния различных раздражителей на зону соединения теменной, височной и затылочной областей происходит поражение системы, отвечающей за прием, обработку и хранение информации из внешнего мира.

Семантическая афазия

Семантическая афазия: слово есть, а смысла нет

Семантическая афазия — системное речевое расстройство, возникающее при поражении области височно-теменно-затылочного стыка левого полушария.

Характеризуется нарушением понимания семантики, сложных грамматических конструкций, расстройством зрительно-пространственного гнозиса, акалькулией, элементами апраксии.

Диагностика включает логопедическое и неврологическое обследование, церебральную нейровизуализацию, исследование мозговой гемодинамики, анализ цереброспинальной жидкости. Логопедическая коррекция проводится поэтапно на фоне этиопатогенетической терапии и восстановительного лечения.

Семантическая афазия впервые описана английским неврологом Генри Хэдом, затем подробно изучена отечественным учёным А. Р. Лурией. Патология представляет собой расстройство глубинного понимания значения слова в контексте тонких логико-грамматических речевых конструкций.

Поскольку в основе афазии лежит нарушение восприятия семантики слова, в неврологии и логопедии она получила название «семантическая». Данный вид нарушения речи рассматривается как составная часть синдрома ТПО, возникающего при патологии церебральной коры на стыке височной (темпоральной), теменной (париетальной) и затылочной (окципитальной) долей.

Наиболее часто семантическая афазия встречается вследствие перенесённого инсульта у пациентов среднего и пожилого возраста.

Причины семантической афазии

Синдром ТПО развивается вследствие поражения коры темпоро-парието-окципитального стыка.

Среди непосредственных причин патологии основная доля принадлежит острым цереброваскулярным нарушениям (инсультам), факторами риска которых выступают атеросклероз, артериальная гипертензия, мерцательная аритмия, клапанные пороки, сахарный диабет, васкулит мозговых сосудов. Прочими возможными этиофакторами являются:

  • Опухоли головного мозга. Инвазивные внутримозговые опухоли (глиобластомы, медуллобластомы) ТПО локализации прорастают окружающие ткани, разрушая кору и её связи с нижележащими структурами. Неинвазивные неоплазии по мере роста сдавливают кору, что приводит к дисфункции и гибели нейронов.
  • Черепно-мозговые травмы. Происходит непосредственное повреждение нейронов зоны ТПО в момент травмы или их последующая компрессия нарастающей посттравматической гематомой. Возможно ятрогенное травмирование коры при проведении нейрохирургических вмешательств.
  • Воспалительные процессы. Энцефалиты, менингоэнцефалиты, абсцессы головного мозга специфической (туберкулёз, сифилис) и неспецифической (бактериальной, вирусной, грибковой) этиологии обуславливают развитие воспалительных изменений. В условиях воспаления возникает дисфункция нейронов коры, и появляется семантическая афазия.
  • Нейродегенеративные заболевания. В начальном периоде прогрессирующие церебральные нейродегенерации (например, болезнь Альцгеймера) обуславливают умеренную дисфункцию нейронов ТПО стыка. Затем прогрессирующая атрофия коры приводит к более грубым смешанным расстройствам речи.

Этиофакторы вызывают поражение темпоро-парието-окципитальной области мозговой коры (поля 21, 37, 39, 40 по Бродману), которые являются третичными полями блока приёма, переработки и хранения экстероцептивной информации.

Задача данных полей — объединение полимодальной информации (симультанный синтез). Семантическая афазия возникает вследствие расстройств указанных функций, необходимых для объединения деталей в единое целое. Первичное понимание слова, связанное с его звучанием, сохранено.

Нарушения касаются процесса дальнейшего уточнения смысла слова в контексте предложения, что ведёт к дефектам понимания обращённой речи.

Параллельно возникают расстройства пространственного восприятия, конструктивная апраксия, элементы специфической амнезии с трудностями поиска отдельных, необходимых для формирования высказывания слов.

Классификация

В литературе понятие о степенях тяжести данной патологии размыто. Большинство авторов полагает, что существуют преимущественно лёгкая и среднетяжёлая степень нарушений. Однако указания отдельных специалистов на наблюдаемые ими случаи грубо выраженной симптоматики позволили выделить также тяжёлую степень. Таким образом, семантическая афазия классифицируется на 3 степени тяжести:

  • Лёгкую. Нарушено установление причинно-следственных связей. Возникают сложности при подборе синонимов и антонимов, интерпретации сложных речевых оборотов. Наблюдаются трудности в решении логических задач.
  • Среднетяжёлую. Затруднено понимание логико-грамматических конструкций и переносного смысла слов. Отмечаются существенные трудности в решении математических задач, выполнении счётных операций.
  • Тяжёлую. Выраженные расстройства зрительно-пространственного восприятия: апрактоагнозия, акалькулия, нарушение схемы тела. Понимание грамматических оборотов и предложно-падежных конструкций недоступно.

Симптомы семантической афазии

В клинической картине грубые речевые нарушения отсутствуют. Фразовая экспрессивная речь обычная по объёму и темпу, но строится простыми предложениями без употребления сложных синтаксических конструкций. Возможны аграмматизмы. Пациент отлично понимает отдельные слова и просто построенную речь.

Усложнение используемых собеседником речевых конструкций вызывает непонимание и растерянность. Затруднено восприятие причастных и деепричастных оборотов, синтаксических конструкций, отражающих причинно-следственную связь, пространственное расположение.

Утрачивается смысл поговорок, пословиц, метафор, общепринятых выражений – они воспринимаются буквально, интерпретируются в прямом значении слов.

У больного нарушено понимание семантики слова: слова воспринимаются предметно без учёта их грамматической формы.

Например, существительные «бег», «прыжок» пациенты относят к глаголам, а глаголы «зеленеть», «хорошеть» – к прилагательным.

Нарушение понимания грамматической категории слова (части речи, рода, падежа, числа) обуславливает невозможность выполнения инструкций типа «Покажите стакан карандашом», «Покажите зеркало указкой».

Семантическая афазия сочетается со зрительно-пространственной агнозией — искажённым восприятием пространственного взаимоотношения предметов. В результате нарушается понимание речевых конструкций с предлогами (под, над, на, в), сравнительных форм (меньше, больше), атрибутивного родительного падежа (пальто отца, машина водителя), временных оборотов (перед выходными, после зимы).

Нарушается восприятие географических карт, ориентировка по часам. Наблюдается пространственно-конструктивная апраксия — пациент не способен расположить предметы по заданию «ручку слева от линейки и справа от ластика». Потеря ориентировки в числовых разрядах и конструктивная апраксия делают затруднительным последовательное выполнение ряда счётных операций, развивается акалькулия.

В ряде случаев семантическая афазия сопровождается амнестическими трудностями, выражающимися в затруднении поиска названия предмета или понятия при построении высказываний.

В подобных ситуациях пациенты используют синтагматический приём описания функции («то, чем рисуют») или называют категориальную принадлежность предмета («такая мебель»). Письменная речь упрощена, не содержит сложных грамматических оборотов.

Чтение сохранно, но возникают затруднения в понимании длинных предложений, имеющих сложную конструкцию.

Поскольку семантическая афазия редко бывает грубой, она часто не диагностируется неврологами. Выявление речевых нарушений возможно только при выполнении специальных заданий. Верификация вида церебрального поражения требует проведения инструментальных исследований. Наибольшую диагностическую ценность представляют следующие обследования:

  • Консультация невролога. Включает сбор анамнеза: наличие ЧМТ, контакт с инфекционным больным, первые признаки заболевания, характер и темп их развития. В неврологическом статусе возможна асимметрия рефлексов, умеренный правосторонний гемипарез, гемигипестезия. При помощи специального тестирования выявляется расстройство пространственного гнозиса и праксиса, акалькулия.
  • Консультация логопеда. Диагностирует затруднённое восприятие сложных высказываний, нарушения семантики слова, пространственно-конструктивных взаимоотношений, элементы амнезии при поиске необходимого слова. Исследование слухоречевой памяти патологии не определяет. Артикуляция полностью сохранна. Письмо и чтение затруднительны при работе с грамматически сложными предложениями.
  • МРТ головного мозга. Нейровизуализация зоны ТПО позволяет определить размер и характер её поражения. Чаще всего наблюдаются постинсультные очаги. Возможно выявление воспалительных фокусов, атрофических очагов, абсцесса, опухоли, кисты головного мозга. При противопоказаниях к МРТ, наличии гематомы может потребоваться проведение церебральной КТ.
  • Цереброваскулярные исследования. Оценка гемодинамики осуществляется при помощи транскраниальной УЗДГ, дуплексного сканирования, МРТ церебральных сосудов. Обследование позволяет диагностировать гемодинамические расстройства в бассейне левой среднемозговой артерии.
  • Люмбальная пункция. Производится при предположении о наличии нейроинфекции. Даёт возможность оценить ликворное давление и получить цереброспинальную жидкость. В случае воспалительного характера заболевания анализ ликвора выявляет цитоз с преобладанием лейко- или лимфоцитов, умеренное увеличение белка.

Дифференциальная диагностика проводится с прочими речевыми нарушениями. От дизартрии афазия отличается полной сохранностью функционирования артикуляционных органов.

В отличие от акустико-гностической, акустико-мнестической афазий, семантическая протекает с сохранением фонематического восприятия, слухоречевой памяти.

Динамическая афазия характеризуется ограничением экспрессивной речи, стереотипностью высказываний, семантическая — нормальным объёмом речевой продукции.

Лечение семантической афазии

Речевая реабилитация начинается на фоне этиотропной терапии, направленной на устранение причинной патологии, и продолжается параллельно с другими методиками восстановительного лечения.

Поскольку лёгкий речевой дефект существенно не ограничивает коммуникативные способности больного, его коррекция осуществляется, если пациент осознаёт и желает исправить существующую дисфункцию.

Реабилитационная работа проводится неврологом, логопедом, нейропсихологом, реабилитологом на фоне медикаментозной нейропротекторной терапии ноотропами, нейрометаболитами, вазоактивными фармпрепаратами. Основными этапами логопедической коррекции являются:

  • Восстановление зрительно-пространственного восприятия. Достигается упражнениями с дорисовыванием картинок, расположением предметов по заданию, указанием причинно-следственных взаимосвязей. При грубых проявлениях проводится разбор схемы тела.
  • Восстановление семантики. Осуществляется анализ различных грамматических форм слова, дифференциация логико-грамматических оборотов, подбор синонимов/антонимов, толкование стойких речевых высказываний. Нарабатывается употребление слов в различных грамматических конструкциях.
  • Восстановление счётных операций. Тяжёлая семантическая афазия требует восстановления восприятия математических знаков, умения решать простейшие примеры. При средней тяжести нарушений разбирается этапность решения сложных математических выражений, при лёгкой — логических задач.

Прогноз и профилактика

Успешность коррекционной работы зависит от этиологии церебрального поражения, эффективности его терапии, степени мотивации и возраста больного.

Своевременное логопедическое лечение способно скорректировать посттравматическую, поствоспалительную и постинсультную афазию практически до нормы. Более серьёзный прогноз имеют прогрессирующие опухолевые и дегенеративные процессы.

Профилактика заключается в предупреждении различных поражений мозговой ткани ТПО области: травм головы, цереброваскулярной патологии, инфекционных болезней, онкогенных воздействий.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/semantic-aphasia

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.