Псевдобульбарная дизартрия: формы, причины, симптомы, лечение

Содержание

Лпсевдобульбарная дизартрия характеристикаогопедическая работа при псевдобульбарной дизартрии у детей

Псевдобульбарная дизартрия: формы, причины, симптомы, лечение

Неврологи и специалисты в сфере логопедии, при диагностике дисфункций речевого аппарата, вызванных разнообразными нейродегенеративными или неврологическими расстройствами, которые нарушают возможность ого звукового воспроизведения, в первую очередь выделяют псевдобульбарную дизартрию.

Что такое псевдобульбарная дизартрия

Ложная или псевдобульбарная дизартрия — это заболевание, возникающее из-за поражения тех путей, которые помогают в соединении коры головного мозга с ядрами нервных стволов внутри черепа. Причем опасно как одностороннее поражение, так и двухстороннее. При возникновении ложной или псевдобульбарной дизартрии происходит паралич тканей, и характер заболевания может быть следующий:

  1. паретический;
  2. спазматический;
  3. или смешанный.

Как показывают практические обследования, совместно с таким видом дизартрии происходит гипотония мышц речевого аппарата, а также скелетных мускулов, и при этом есть опасность нарастания тонуса.

Характеристика заболевания

Характеристики недуга могут проявляться по-разному, все зависит от стадии, на которой находится дизартрия, и формы ее проявления.

Стадии

Интенсивность симптомов напрямую связана с тем, насколько сильно поражены волокна нервных окончаний кортикобульбарного тракта. Признаки могут по-разному проявляться при каждой степени тяжести.

  • 1 степень присваивается тяжелой стадии;
  • 2 степень – это средняя тяжесть;
  • 3 степень – это легкое проявление заболевания.

И если при диагностировании третья стадия расстройства сказывается только на артикуляции, изменяя ее, то при прогрессировании патологии и отсутствии лечения, через определённый отрезок времени, ситуация ухудшается и напрямую угрожает жизни человека. Осложнения проявляются не только в том, что больной не произносит звуки, а даже в том, что не может осуществить функцию глотания и человек теряет способность питаться самостоятельно.

Формы

В отечественной медицине выделяются следующие формы ложной (псевдобульбарной) дизартрии:

  1. спастическая форма;
  2. стертая;
  3. и описанные выше паретическая и смешанная формы.

Форму и стадию псевдобульбарной дизартрии, а также ее характеристику, может определить только специалист.

Причины появления

К ключевым причинам, которые ведут к появлению псевдобульбарной дизартрии, относится описанное выше поражение кортикобульбарного пути. Ведь именно по нему проходят сигналы от мотонейронов к следующим нервам:

  • тройничному;
  • подъязычному;
  • лицевому;
  • языкоглоточному.

Они располагаются в продолговатом мозге, а именно в бульбарном отделе.

То есть, когда повреждаются нервные волокна, то происходит это по следующим причинам:

  1. Васкулярный характер заболевания.
  2. Либо это связано с демиелинизацией волокон нервных, а точнее их оболочки.

К васкулярным причинам развития заболевания специалисты относят следующие:

  • мозговой двухсторонний инфаркт по типу инсульта ишемического;
  • дегенерация клетки, прогрессирующая из-за наследственной формы заболевания. Данный патогенез связан с мутированием гена Notch 3 на девятнадцатой хромосоме.

Признаки и симптомы заболевания

Для ранней диагностики рассматриваемого недуга важно уловить первые его признаки. К примеру, можно привести такую симптоматику, как:

  1. нарушение моторики в плане артикуляции;
  2. могут быть выявлены непроизвольные движения;
  3. ухудшается моторика по всему телу;
  4. у детей прослеживается слабая степень координации;
  5. затруднена мимика верхней части лицевых мышц;
  6. работа легких не дает сделать глубокий вдох.

Если родители наблюдают у ребенка такие проявления или сам человек начинает замечать у себя подобные странности, то это повод обращения за врачебной помощью.

Диагностика патологии

Обычно в оценке состояния пациента участвуют специалисты двух профилей:

  • невролог, который оценивает поврежденность нервных окончаний;
  • логопед, который оценивает возможности аппарата артикуляции.

На приеме у невролога проводится инструментальное обследование и собирается первичный анамнез. Также специалисты обращаются к тестам, и с помощью них определяют, насколько функционал нейронов, которые отвечают за движение, нормально работает. А также оценивается работа мускулатуры, помогающей в артикуляции.

К примеру, может быть проведен такой тест: доктор специальным шпателем касается разных частей речевого органа пациента, и ответная реакция человека расскажет о степени псевдобульбарной дизартрии.

После этого собирается биологический материал для того, чтобы провести лабораторные исследования, они включают в себя следующие действия:

  1. клинический и биохимический анализ крови;
  2. исследование жидкости из спинного мозга;
  3. при псевдобульбарной дизартрии у детей собирается также генетический материал.

В рамках инструментальной диагностики применяются все методы, которыми можно обнаружить тонкости расстройства. Для того чтобы выявить нервную работу и проводимость в отделах головного мозга, есть такие обследования, как:

  • электроэнцефалография;
  • МРТ и КТ;
  • а также для того, чтобы посмотреть на биоэлектрическую работу волокон мышц и их активность, проводится электромиография.

Такие процедуры позволяют увидеть, как проходит импульс от мотонейронов к нервным окончаниям, а оттуда – к необходимым мышцам.

Всеобъемлющее исследование помогает быстрее выявить причину заболевания и назначить лечение.

Лечение и профилактика

При псевдобульбарной дизартрии как и при подкоркрвой дизартрии наблюдаются значительные отклонения, и не заметить их довольно сложно, поэтому, если родители видят в поведении ребенка какой-то сдвиг, то это повод для срочного обращения к врачу. Причем если нет уверенности в том, какой специалист может помочь, лучше обратиться просто к терапевту, а там опытный диагност уже определит, к какому медицинскому работнику следует направить ребенка.

Ни в коем случае нельзя проводить собственное лечение, тем более медикаментозное. Только после назначения курса терапии можно начинать борьбу с патологией.

Обычный курс должен быть подкреплен логопедическим тренингами в домашних условиях; также можно проводить какие-нибудь процедуры из курса физиотерапии. И если у ребенка обнаружено такое заболевание, то ему необходима постоянная поддержка со стороны родственников.

Опытный врач обязательно снабдит родителей инструкциями о том, как нужно проводить дома лечение.

Обычно домашняя практика состоит из следующих процедур:

  1. массаж во время гимнастики;
  2. комплекс упражнений ЛФК;
  3. логоритмика;
  4. точечный массаж лицевых мышц.

Также ребенку с таким заболеванием полезно плавать в бассейне, но такое действие может быть разрешено только врачом.

К сожалению, при таком заболевании у детей слабеет зрение и нарушается координация. Они сильно отличаются от здоровых детей и могут стать объектом насмешек, поэтому взрослые должны оберегать ребенка от подобного обращения во избежание психологической травмы.

Логопедическая работа при псевдобульбарной дизартрии у детей проводится по следующему курсу:

  • комплекс мероприятий, способствующих нормализации мышечного тонуса;
  • коррекция и развитие мелкой, а также общей моторики;
  • развиваются мимические мышцы;
  • логопед помогает развить нормальное дыхание;
  • формируется грамотная фонетика.

Медикаментозное лечение назначает невролог, и курс препаратов рассчитывается, исходя из индивидуальных особенностей малыша. Такие препараты помогают с активизацией мозга головного и ЦНС.

Одновременно должно проводиться два вида лечения. Это необходимость, которая должна быть покреплена следующими процедурами:

  1. парафиновые аппликации;
  2. прогревание кварцевое;
  3. иглотерапия;
  4. электрофорез.

Так как среди основных причин развития такого заболевания находятся процессы воспаления, то профилактика и предотвращение состоит в том, чтобы внимательно следить за новорожденным, оберегая его от травм и инфекций.

Также женщина и во время беременности должна заботиться о плоде и его правильном развитии, и она обязана избегать ситуаций, которые могут повлечь развитие таких патологий.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/psevdobulbarnaya-dizartriya.html

Псевдобульбарная дизартрия: формы, причины, симптомы, лечение

Псевдобульбарная дизартрия: формы, причины, симптомы, лечение

Патологии, связанные со сложным нарушением речи, которые возникают в результате повреждений нервной системы, в медицине носят название дизартрия. При данном заболевании наблюдается ограниченность двигательной активности речевой мускулатуры (язык, губы, небо).

Псевдобульбарная дизартрия наиболее широко встречается среди детей, страдающих ДЦП. Патология характеризуется нарушениями в области подкорково-ядерных путях, которые проходят от коры головного мозга к ядрам нервов (черепных).

Согласно статистике, 85% случаев проявления заболевания наблюдается у людей старше 50 лет, в результате ишемического инсульта мозга.

До 90% псевдобульбарный паралич и, соответственно дизартрия, поражает женщин от 50 до 80 лет. Среди молодёжи данная патология встречается в результате перенесённых черепно-мозговых травм.

Причины и сопутствующие заболевания

Характерная черта патологии – это иннервация мышц речевого аппарата. Далее это может сопровождаться замедлением и даже остановкой прохождения нервных импульсов к соответствующим мышцам или их частичный паралич.

Учитывая, что в большинстве случаев заболевание носит врождённый характер, причины его связаны с вынашиванием малыша и его появлением на свет:

  • резус-конфликт;
  • тяжёлые роды;
  • асфиксия при рождении;
  • беременность, осложнённая токсикозом, гипоксией, недоношенностью.

Также актуальными причинами для развития псевдобульбарной дизартрии являются:

Возрастные особенности заболевания

Псевдобульбарная дизартрия ярко проявляется у детей разного возраста, причём, если вовремя обратиться за медицинской помощью, посредством правильной коррекции и лечебной работы высока вероятность того, что малыш будет нормально усваивать речь.

У детей при псевдобульбарной дизартрии наблюдаются следующие симптомы и проявления:

  • проблемы с сосательным рефлексом;
  • обильное слюновыделение;
  • подтекание молока во время кормления;
  • слабый крик младенца;
  • изменение моторики лица и организма;
  • рот ребёнка находится в открытом состоянии;
  • процесс глотания изменён;
  • ребёнок совершает медленные движения губами и языком, в результате чего речь его затягивается и звучит чересчур плавно;
  • артикуляционный аппарат двигается очень слабо, мимику различить сложно, разговор тихий и неразборчивый;
  • в результате того, что мышцы быстро утомляются, у маленького пациента обильно выделяется слюна, нереальным для ребёнка есть надувание щёк, вытягивание дудочкой губ, задерживание языка в поднятом состоянии;
  • ребёнок может держать рот прикрытым при полном отсутствии мимики.

Симптоматика заболевания у взрослых схожа с детской, но имеет и свои особенности:

  • патологии речевой моторики;
  • невнятная речь;
  • нарушенное звукопроизношение;
  • замедленные движения в результате гипо-(гипер-)тонуса мышц;
  • ограниченность или невозможность совершения движений;
  • непроизвольные движения (тремор, гиперкинез);
  • артикуляционные движения не точны, что ведёт к повторению артикуляционных поз;
  • гипертонус мышц всего тела;
  • слабый и короткий выдох;
  • проблемы с координацией движений;
  • гипертонус мышц грудной клетки;
  • ёмкость лёгких понижена, в результате чего нет возможности совершать полный выдох;
  • проблемы в движении верхней лицевой части;
  • обильное слюноотделение приводит к скоплению слюны в уголках рта.

Стадии развития заболевания

В медицине псевдобульбарная дизартрия условно подразделяется на три стадии:

  1. Легкая стадия проявляется незначительными нарушениями. Наблюдается небольшая смазанность произношения (особенно шипящих и рычащих звуков). Слух не нарушается. При написании слов некоторые буквы могут меняться местами.
  2. Средняя стадия заболевания встречается наиболее часто. Для неё характерным есть практически полное отсутствие движений мимических. Затрудняется пережевывание пищи в результате того, что язык плохо передвигается. Проблемным также есть и глотание. Разговор таких пациентов невнятный, при произношении слов могут пропускаться по несколько звуков, наблюдается разговор «в нос». При написании слов могут пропускаться даже гласные буквы.
  3. Тяжёлая стадия – анартрия. У пациента наблюдается полное отсутствие мимики в результате неподвижности мышц речевого аппарата. Нижняя челюсть постоянно отвисает, а язык всё время обездвижен. Речь у таких людей полностью отсутствует, лишь иногда могут вырываться нечленораздельные звуки. Данная степень сопровождается нарушением умственных способностей.

Формы болезни

В отечественной и зарубежной науке выделяются такие формы псевдобульбарной дизартрии:

  • спастическая;
  • паретическая;
  • смешанная;
  • стёртая.

Спастический вариант

Спастическая форма псевдобульбарной дизартрии характеризуется следующими симптомами:

  • гиперкинезия гортани (чрезмерное напряжение дыхательных мышц);
  • тонус мягкого нёба нарушен;
  • парез языка (спастический);
  • состояние напряжённости губной мышцы.

В связи с такими особенностями речь пациента становится монотонной, артикуляционная поза удерживается с трудом.

Может наблюдаться артикуляции без единого звука. Часто в речевой мускулатуре длительное время отсутствует покой, происходят спазмы губы, появляется напряжённая улыбка. При данной форме заболевания имеют место проблемы с глотанием, сосанием.

Разобрать речь пациента сложно. Слова произносятся часто на вдохе и, таким образом, речь звучит от спазма до спазма. Голос слабый, иссякающий. Темп речи может быть и быстрый, но постоянного ритма нет.

Паретическая форма

Паретическая форма псевдобульбарной дизартрии наблюдается при гипотонии речевой и скелетной мускулатуры. Характеризуется форма паретичностью мышцы языка, губ, мягкого нёба. Заметна асинхронность артикуляции и дыхания.

Часто может наблюдаться обильное слюноотделение. При произношении отдельных звуков их качество может быть сохранено, но в общем потоке слов происходит смазанность звуков. Во время разговора голос тихий, монотонный, глухой, «в нос». При произношении отдельных звуков голос может быть ярким и звонким, но быстро иссякающим.

Иные размытые формы

Смешанная форма встречается на практике чаще всего. Особенностью её есть повышение тонуса одних групп мышц, с одновременным понижением других групп. Так, например, мышцы губ могут находиться в повышенном тонусе, а язык полностью распластан.

Стертая форма характеризуется маловыраженной симптоматикой.

Постановка диагноза

Для адекватной оценки состояния пациента необходим осмотр сразу у двух специалистов: невролог исследует общее состояние, а логопед изучает особенности артикуляционного аппарата.

При осмотре пациента врач использует специальный шпатель, при помощи которого прикасается к нёбу, губам, носу, подбородку, дёснам, языку, зубам. Согласно ответной реакции он может диагностировать степень, форму заболевания.

При помощи специально разработанных тестов специалист определит состояние двигательный нейронов, особенн6ости иннервации артикуляционной мускулатуры.

Врач назначает анализы крови (общий, биохимический), исследование спинномозговой жидкости. В случае если работа ведётся с ребёнком, возможен генетический анализ.

Благодаря использованию электроэнцефалографии специалист оценивает уровень проводимости структур головного мозга. Электромиография помогает определить уровень иннервации и активность мышечных волокон.

Электронейромиография используется для установления скоростных параметров прохождения импульса к ядрам нейронов, а далее – к соответствующим мышцам.

Для определения зон поражения нервных волокон и их визуализации может быть назначено МРТ.

Лечение причины нарушения и коррекция речи

Самая важная информация – это то, что псевдобульбарная дизартрия поддаётся корректировке, после определения специалистами (неврологом и логопедом) степени и формы патологии, назначается лечение.

Невролог назначает:

  • иглоукалывание (воздействуя на специфические точки, активизируются внутренние энергетические ресурсы);
  • массаж;
  • лечебную физкультуру (её основная цель – укрепление мышц лица);
  • физиопроцедуры (магнит, парафиновые аппликации, амплипульс, кварц, электрофорез);
  • медикаментозное лечение направлено на активацию работы головного мозга, улучшение проводимости импульсов нервов, нормализацию тонуса мышц, состояния нервной системы.

Логопед помогает развивать:

  • мелкую моторику, которая крайне важна для развития речи, производит исправление недостатков благодаря выполнению ряда упражнений на развитие точности, ловкости, синхронности движений;
  • работает с речевым аппаратом: в ход занятия включаются упражнения, нормализующие тонус артикуляционных мышц, отрабатывается правильная фонация, вырабатывается артикуляционный уклад звуков. Благодаря этому уменьшается степень двигательных дефектов речевого аппарата;
  • занимается упражнениями над дыханием;
  • развивает навыки коммуникации: специалист помогает формировать грамматические навыки, развивает речь и помогает усваивать употребление слов в речи.

В лечении патологии немаловажную роль играет также лечение сопутствующих заболеваний (ДЦП, опухоли, менингит, инсульт и т.д.), а также поддержка со стороны родных и близких.

Все члены семьи должны быть посвящены в проблематику заболевания и знать методы лечения и программу, расписанную логопедом и неврологом. Это поможет им поддерживать пациента и не контролировать предложенный вариант лечения для достижения быстрого и качественного результата.

Лечение псевдобульбарной дизартрии может быть вполне эффективным:

Профилактические мероприятия

Учитывая, что в большинстве случаев причиной патологии есть воспалительные процессы, черепно-мозговые травмы, то профилактикой является соблюдение правил охраны жизни и труда.

В случае с младенцами, родители должны обеспечить постоянный присмотр за крохой, для исключения получения травм.

Для избегания развития заболевания во время беременности и родов, следует отказаться от вредных привычек, избегать заражения инфекционными заболеваниями и регулярно ходить на консультации врача-гинеколога, у которого женщина стоит на учёте.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/psevdobulbarnaya-dizartriya.html

Дизартрия – формы, причины, коррекция, симптомы, лечение

Псевдобульбарная дизартрия: формы, причины, симптомы, лечение

Человека отличает от животных организованная и структурированная речь, которая имеет множество функций. Каждого человека с самого рождения обучают речи.

Если возникают различные формы отклонений и причины деформации речи, которые и являются симптомами болезней, тогда ребенка направляют на коррекцию или лечение.

Дизартрия является одним из подобных нарушений, которые необходимо устранять с помощью специалистов.

Уже в раннем возрасте можно отметить, что у ребенка нарушена речь. На этапе формирования артикуляционного аппарата данный факт трудно установить, поскольку всем детям трудно дается правильное произношение слов и фраз. Однако со временем это становится явным. В первую очередь можно обратиться к логопеду, чтобы он провел диагностику речи ребенка и установил диагноз.

Что такое дизартрия?

Что такое дизартрия? Это нарушение речи, при котором ребенок неправильно (искаженно или затрудненно) произносит звуки, слова, фразы, слоги. Причиной данного расстройства ученые называют поражение головного мозга или различные нарушения в артикуляционном аппарате:

  • Иннервация ых связок, мышц мягкого неба или лицевых мышц в результате различных заболеваний, например, волчьей пасти или заячьей губы.
  • Отсутствие зубов.

Следствием речевой дизартрии развивается письменная, когда ребенок не может научиться правильному письму из-за неправильности произношения звуков и слогов. В тяжелых формах дизартрия приобретает формы непонятной для окружающих речи. Вследствие этого ребенок становится замкнутым и изолированным, а также нарушается склонность к нарабатыванию письменных навыков.

перейти наверх

Причины дизартрии

Главной причиной дизартрии врачи называют поражение головного мозга, в результате чего возникает иннервация артикуляционного аппарата – органы, которые участвуют в создании речи, мало подвижны. К ним относятся губы, язык, нёбо, ые связки и пр.

Если дизартрия проявляется у взрослых людей, то у них не отмечается нарушение письма и чтения. Данные функции сохраняются. Однако появление дизартрии у детей приводит к расстройству в письме и чтении.

Ребенок уже изначально становится неспособным к какой-либо форме речи. Устная речь при этом лишена плавности, сопровождается изменением темпа (то ускоряется, то замедляется), сбитым ритмом дыхания.

Выделяют следующую классификацию дизартрии:

  1. Скрытую. Имеет стертую симптоматику, поэтому ее путают в дислалией, от которой дизартрия отличается очагом неврологических симптомов.
  2. Выраженную. Ее основными симптомами являются непонятность, нечленораздельность, невыразительность интонации, дыхания, голоса, а также нарушенное звукопроизношение.
  3. Анартрию – полное отсутствие звуковоспроизведения.

Другими причинами дизартрии у детей могут быть:

  • Токсикоз во время беременности.
  • Неправильное развитие плаценты.
  • Несовместимость резус-факторов.
  • Вирусные заболевания во время беременности.
  • Стремительные или длительные роды.
  • Инфекционные болезни мозга у новорожденного.

Другими причинами дизартрии у взрослых становятся:

  • Сосудистая недостаточность.
  • Перенесенный инсульт.
  • Генетические, прогрессирующие или дегенеративные болезни нервной системы (болезнь Хантингтона, Альцгеймера).
  • Опухоль или воспаление головного мозга.
  • Рассеянный склероз.
  • Астенический бульбарный паралич.

Дизартрия делится на степени тяжести:

  1. Легкая – нарушение мелкой моторики, движений артикуляционных органов, произношения звуков. Речь нечеткая, но понятная.
  2. Тяжелая – связана с детскими церебральными параличами.

Менее распространенными причинами дизартрии называют:

  • Передозировка лекарства.
  • Отравление угарным газом.
  • Травмы головы.
  • Интоксикация вследствие злоупотребления наркотиками или алкоголем.

перейти наверх

Дизартрия у детей

Часто дизартрия проявляется у детей, что имеет своеобразные формы проявления. Ее можно распознать по:

  1. Трудностям в произношении всех звуков. Дети их коверкают, искажают.
  2. Трудностям с жеванием и глотанием.
  3. Недоразвитости мелкой и крупной моторики: трудно прыгать на одной ноге, застегивать пуговицы, вырезать из бумаги.
  4. Трудностям с освоением письменной речи.
  5. Трудностям в употреблении предлогов и при составлении предложений.
  6. Расстройству голосообразования, изменению интонации, ритма и темпа речи.

Комбинация всех расстройств, которые отмечаются у ребенка при дизартрии, отличается в зависимости от тяжести болезни, степени, очага поражения нервной системы и времени развития. Отличаются речевые, двигательные и психические расстройства у данной категории детей.

Таких детей следует обучать в специализированных школах, где сначала проводится диагностика и уточнение вида и степени болезни, после чего применяется индивидуальный подход к обучению малыша.

перейти наверх

Формы дизартрии

Выделяют различные формы дизартрии:

  1. Бульбарная – проявляется в снижении мышечного тонуса, атрофии или параличе мышц языка и глотки. Речь становится невнятной, замедленной, нечеткой. Возникает вследствие опухолей или воспаления в продолговатом мозге. Люди с данной формой дизартрии обладают низкой мимической деятельностью.
  2. Подкорковая – проявляется в нарушении тонуса и непроизвольных движениях мышц (гиперкинез). В спокойном состоянии и обстановке в кругу знакомых и близких ребенок неправильно произносит слова, звуки, фразы. Ситуация усугубляется, если ребенок попадает в стрессовую обстановку – он не может произнести ни слога. Изменяется интонация, темп и ритм. Речь становится либо быстрой, либо медленной, при этом существует большой разрыв между словами. Развиваются дефекты звукообразования и коммуникационные навыки. Может также развиться нарушение слухового аппарата.
  3. Мозжечковая – проявляется в скандировании или выкрикивании звуков. Возникает редко.
  4. Корковая – проявляется в произношении целых фраз и предложений. Возникают паузы между слова, словно при заикании. Если речь идет интенсивно, тогда возникают различные видоизменения звуков. В то же время отдельные слова ребенок произносит без труда.
  5. Стертая (легкая).
  6. Псевдобульбарная – проявляется чаще всего вследствие различных травм при родах или интоксикации. Легкая форма выражается замедленной и затрудненной речью, что объясняется малой подвижностью губ или языка. Тяжелая форма выражается полным обездвиживанием речевого аппарата, амимичностью, ограниченностью движений губ, в открытом рте.

перейти наверх

Стертая дизартрия

Достаточно часто встречается стертая дизартрия, при которой основными характерными признаками являются:

  • Плохая дикция.
  • Невнятность и невыразительность речи.
  • Замена и искаженность звуков.

Впервые данную форму дизартрии описала О. Токарева, которая указывала на то, что отдельное произношение звуков у детей не вызывает труда, однако произношение их в сложных словах и фразах уже приводят к искажению. Речь становится размытой, нечеткой, смазанной.

Поражение головного мозга приводит к развитию стертой дизартрии. Обычно ее выявляют в 5-летнем возрасте. Если имеются подозрения на наличие дизартрии, ребенка следует отвести к невропатологу, который диагностирует болезнь, а затем назначит лечение. Коррекционная терапия слабо развита, однако она включает комплекс медикаментов, психолого-педагогической работы и логопедической помощи.

Помимо замены или полного отсутствия звуков, у ребенка наблюдается неспособность обучиться навыкам самообслуживания, нарушения в крупной моторике, а также невозможность держать рот закрытым из-за вялости мышц челюсти.

перейти наверх

Псевдобульбарная дизартрия

Перенесенные в раннем возрасте инфекционные болезни или травмы головы приводят к появлению псевдобульбарной дизартрии, которая характеризуется нарушением речевой моторики, сосательного рефлекса, глотания. Мышцы лица вялые, изо рта наблюдается слюноотделение.

По степени тяжести выделяют такие формы псевдобульбарной дизартрии:

  • Легкая форма проявляется в неточной, замедленной, невыраженной речи. Также отмечаются нарушения в глотании и жевании. Звуки трудно произносятся и лишены голоса.
  • Средняя форма характеризуется амимичностью и вялостью мышц лица. Детям трудно вытянуть губы вперед или надуть щеки. Также почти неподвижным становится язык. Мягкое небо также практически не участвует в звукообразовании.
  • Тяжелая форма (анартрия) проявляется полным параличом мышц. Лицо маскообразное, челюсть свисает, рот открыт. Речь практически отсутствует, является нечленообразной.

перейти наверх

Диагностика дизартрии

Дизартрию следует не только диагностировать, но и дифференцировать от других болезней, таких как дислалия и афазия. Врач основывает свои выводы на тех навыках, которые уже должны наблюдаться у ребенка, которого проверяют.

Если малыш еще не говорит, то обращают внимание на его крик. У страдающих от дизартрии крик является тихим и носовым. Может наблюдаться отвисание нижней губы, асимметричность лицевых мышц.

Ребенок может не брать в рот груди, захлебываться молоком, синеть.

Со временем проявляется неспособность ребенка проговаривать звуки. У него также наблюдаются проблемы с глотанием, жеванием. Чем старше становится ребенок, тем больше отмечаются различные отклонения:

  1. Замедленная речь.
  2. Слабовыраженная артикуляция.
  3. Наличие синкинезии.
  4. Просодическое расстройство.
  5. Трудности в удержании и переключении артикуляции.
  6. Нарушение в произношении звуков и их автоматичности.

перейти наверх

Лечение дизартрии

Главное направление в лечении дизартрии – это восстановление функций правильной артикуляции, чтобы ребенок мог в дальнейшем спокойно общаться и обучаться. Все происходит тремя способами: прием лекарств, ЛФК и логопедическая работа. Здесь устраняются нарушение голоса, расстройство речевого дыхания и артикуляции.

Среди медикаментов назначают ноотропы: Энцефабол, Глицин и пр. Лечебная гимнастика включает упражнения, которые разрабатывают мышцы лица. В качестве основного метода лечения выступает массаж, где прорабатываются все мышцы артикуляционного аппарата. Активно используется дыхательная гимнастика А. Стрельниковой.

Ребенок должен тренироваться проговаривать звуки, слова и предложения. Это можно делать как самостоятельно, так и с логопедом. Помимо этого упор делается на развитии моторики и устранении прочих дисфункций.

перейти наверх

Коррекция дизартрии

Самостоятельно вылечить дизартрию не получится. Здесь необходимо пользоваться услугами сайта психотерапевтической помощи psymedcare.ru и прочих специалистов.

Помимо лечебных мер можно прибегнуть к дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и пр. Коррекция дизартрии зависит от степени тяжести болезни.

В основном с больным работает логопед, который разрабатывает его артикуляционный аппарат, дыхание, мышцы лица и т. д.

Коррекционная работа делится на такие этапы:

  1. Массаж, когда разрабатываются мышцы лица.
  2. Упражнения по формированию артикуляции.
  3. Автоматизация при звукопроизношении.
  4. Правильное произношение звуков.

перейти наверх

Прогноз

Дизартрия излечивается в зависимости от мер, которые предпринимались при лечении. Прогнозы остаются разнообразными, что зависит от причин возникновения и способности врачей устранить факторы болезни.

Многое ложится на плечи родителей, которые тоже должны выполнять рекомендации врачей и поддерживать своего ребенка. Следует давать ему любовь и понимание, а также хвалить за любые малейшие достижения.

Источник: http://PsyMedCare.ru/dizartriya

Псевдобульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия: формы, причины, симптомы, лечение

Псевдобульбарная дизартрия — патология речи, обусловленная расстройством иннервации артикуляционных мышц вследствие поражения кортико-бульбарных проводящих трактов.

Проявляется затруднением, замедлением, нечленораздельностью, обрывочностью высказываний на фоне гипомимии, спастического гипертонуса артикуляционной мускулатуры, дисфагии, изменений голоса.

Диагностируется псевдобульбарная дизартрия методами неврологического и логопедического обследования, ультразвуковой диагностики церебрального кровоснабжения, нейровизуализации. Логопедическая коррекция последовательно осуществляется совместно с лечением основной патологии, восстановительной терапией.

Термином «дизартрия» обозначаются нарушения речи, обусловленные неправильной работой артикуляционных органов: языка, губ, щёк, гортани. Псевдобульбарная форма дизартрии возникает вследствие двустороннего центрального пареза мышц, приводящих в движение органы артикуляции.

Следует отличать псевдобульбарный вариант нарушения от бульбарного, связанного с периферическим парезом тех же мышц, вызванным поражением ядер черепно-мозговых нервов бульбарной группы. У детей псевдобульбарная дизартрия наиболее часто встречается в симптомокомплексе детского церебрального паралича.

У взрослых 85% случаев патологии приходится на ишемические инсульты.

Причины псевдобульбарной дизартрии

Речевые нарушения возникают вследствие поражения проводящих путей, соединяющих ядра бульбарных нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного) с моторной корой мозга.

Благодаря неполному перекрёсту указанных трактов, каждое ядро соединено одновременно с корой обоих полушарий. Поэтому одностороннее поражение не ведёт к выраженной речевой дисфункции.

Этиофакторами, провоцирующими патологические изменения в области корково-бульбарных путей, выступают:

  • Цереброваскулярные расстройства. Тромбо- и атероэмболические обширные ишемические инсульты с двусторонним характером поражения обуславливают остро возникающую псевдобульбарную дизартрию. Хроническая ишемия мозга на фоне церебрального атеросклероза, диабетической ангиопатии, гипертонической энцефалопатии приводит к постепенно прогрессирующим псевдобульбарным расстройствам.
  • Черепно-мозговые травмы. Наиболее частая причина дизартрии у молодёжи и детей старше 1 года. Травмирование мозговых тканей при тяжёлом сотрясении, ушибе головного мозга сопровождается образованием участков аксонального повреждения, размозжения церебрального вещества, формированием внутримозговых гематом. Указанные изменения приводят к повреждению, компрессии, расстройству кровоснабжения кортико-бульбарных трактов.
  • Перинатальная патология. Гипоксия плода, внутриутробные инфекции, осложнённые роды, асфиксия новорожденного, внутричерепная родовая травма оказывают повреждающее действие на церебральные структуры ребёнка. В результате возникают морфологические и функциональные нарушения кортико-бульбарного взаимодействия.
  • Церебральные дегенерации. Прогрессирующий надъядерный паралич, лейкодистрофия, некоторые формы БАС сопровождаются нарастающим псевдобульбарным синдромом. Нарушения речи обусловлены дегенерацией и гибелью связывающих кору и бульбарные ядра двигательных волокон.
  • Нейроинфекции. Диффузные воспалительные изменения церебральных тканей при энцефалите, нейросифилисе, туберкулёзном поражении могут затрагивать различные участки прохождения кортико-бульбарных связей. Воспалительное поражение последних ведёт к их дисфункции и развитию дизартрии.

По корково-бульбарным трактам проходят регулирующие импульсы от нейронов моторной области коры, отвечающей за артикуляционные органы, к ядрам бульбарных нервов. Под воздействием указанных выше этиофакторов это взаимодействие нарушается.

В результате активность ядер бесконтрольно повышается, возникает гипертонус и гиперрефлексия артикуляционных мышц. Повышенный тонус ых связок затрудняет их дифференцированные колебания при прохождении воздушной струи, что приводит к дисфонии.

Гиперрефлексия обуславливает появление характерных для грудных детей сложных безусловных рефлексов орального автоматизма. При этом снижается способность производить произвольные артикуляционные движения, вследствие чего развивается дизартрия и другие нарушения (дисфагия, затруднение жевательных движений).

Не требующие участия коры мозга рефлекторные артикуляционные акты (например, облизывание губ при попадании на них пищи) сохраняются.

Классификация

Отечественными специалистами в сфере логопедии псевдобульбарная дизартрия классифицируется на 3 формы: паретическую, спастическую и смешанную.

Однако указанная классификация оспаривается неврологами, поскольку в основе нарушений лежит спастический парез, то есть все случаи заболевания являются смешанными по сути.

В зависимости от выраженности расстройств артикуляционной моторики в неврологии и логопедии различают 3 степени дизартрии:

  • Лёгкая. Грубые нарушения отсутствуют, артикуляционные движения замедлены, недостаточно точны. Речь смазана, но в целом понятна окружающим. Дисфагия проявляется редкими попёрхиваниями, мимика сохранена.
  • Среднетяжёлая. Отмечается грубый дефект произношения, нечленораздельность речи делает её непонятной окружающим. Понять больного способны лишь его близкие. Наблюдаются слюнотечение, расстройства мимики, жевания, глотания.
  • Тяжёлая. Полная или практически полная анартрия. Речевая продукция отсутствует. Лицо маскообразное, рот открыт, нижняя челюсть отвисает, вытекает слюна, язык недвижимо лежит в полости рта. Выражены расстройства глотания и жевания.

Спастическое состояние мышц обуславливает изменение артикуляции практически всех звуков. Прежде всего страдает произношение сложных по своему артикуляционному укладу звуков: «р», «л», «ч», «ш», «ц». Парез кончика языка делает невозможным осуществление вибрирующего «р». Гипертонус мышц языка обуславливает смягчение «л», «ш». «ж».

Звуки «ч», «ц», «б», «п», «к» заменяются щелевым компонентом. Искажено звучание гласных, в большей степени передних «и», «э». В целом речь напряжена, замедлена, смазана, лишена интонации. Характерна охриплость, осиплость, назализация голоса. Укорочение дыхательных фаз ведёт к возникновению обрывов фраз, построению речи отдельными короткими предложениями.

Выраженные затруднения экспрессивной речи обуславливают снижение речевой продукции.

Псевдобульбарная дизартрия сочетается с иными проявлениями псевдобульбарного паралича: дисфагией, насильственным плачем или смехом. Отсутствует произвольный контроль за наполнением слюной ротовой полости, что приводит к обильному слюнотечению. Затруднение плотного смыкания челюстей и губ сопровождается постоянным вытеканием слюны из уголка рта.

Как правило, наблюдается спастический парез мимической мускулатуры с характерной «застывшей» мимикой лица: насильственной улыбкой или, напротив, выражением недовольства. Соответственно причинному заболеванию отмечаются прочие общие и очаговые неврологические симптомы: цефалгия, атаксия, менингеальный синдром, гемипарез, когнитивные расстройства и т.

п.

У детей раннего возраста псевдобульбарные проявления манифестируют нарушениями сосания, проглатывания пищи, попёрхиванием и покашливанием, постоянным слюнотечением, обеднением мимики.

Дефект речевой функции выявляется после 2-3-летнего возраста в виде сложностей звуковоспроизведения. Трудности артикуляции вынуждают детей молчать.

Ограничение речевой коммуникации приводит к сложностям понимания высказываний собеседника, слабому набору словарного запаса, нарушениям в развитии грамматической стороны речи.

Осложнения

Речевая дисфункция нарушает коммуникативные возможности пациента.

Осознание собственного дефекта, невозможность адекватно донести до окружающих свои мысли и чувства неблагоприятно отражаются на психическом самочувствии, могут явиться причиной ряда невротических расстройств: неврастении, депрессии, ипохондрии. Затруднение глотания сопровождается попёрхиванием едой с попаданием её в дыхательные пути, что опасно развитием асфиксии, аспирационной пневмонии.

У детей псевдобульбарная дизартрия на фоне становления речевой функции приводит к фонетико-фонематическому и общему недоразвитию речи, в будущем — к формированию дислексии, дисграфии.

Дети с лёгкой степенью дизартрии при нормальном уровне интеллектуального развития сталкиваются с трудностями обучения в общеобразовательной школе. При средней и тяжёлой степени дефекта необходима учёба в специализированной школе.

Без своевременной коррекции нарушения речевой коммуникации в детском возрасте осложняются развитием пограничной интеллектуальной недостаточности или более грубой задержкой психического развития.

Диагностика

Верификация диагноза требует не только установления формы речевого нарушения, но и основной патологии мозга. Первостепенным для последующего выбора лечебной тактики и выстраивания прогностических предположений является оценка характера и обширности церебрального поражения. Диагностический поиск осуществляется при помощи следующих основных обследований:

  • Неврологический осмотр. Неврологом производится осмотр, тестирование артикуляционной моторики, мимических движений. Определяется ограничение мимики, наличие псевдобульбарного синдрома: дизартрии, дисфагии, дисфонии, сопровождающихся мышечным гипертонусом, повышением нёбного и глоточного рефлексов, появлением феноменов орального автоматизма (сосательного, хоботкового рефлексов). Возможно выявление очагового неврологического дефицита, позволяющего предположить локализацию патологического процесса.
  • Логопедическое обследование. В ходе исследования логопед оценивает состояние артикуляционных органов, устной и письменной речи, слухоречевой памяти. У взрослых псевдобульбарная дизартрия носит преимущественно изолированный характер, не сопровождается расстройством внутренней речи. У пациентов детского возраста часто диагностируется ЗРР, ОНР, ФФН.
  • Нейровизуализация. Наиболее информативна МРТ головного мозга, позволяющая диагностировать зону инсульта, воспалительные очаги, дегенеративные процессы, посттравматические повреждения, опухолевые образования. При противопоказаниях к МРТ проводят КТ головного мозга. Для оценки церебрального метаболизма назначают ПЭТ-КТ.
  • Исследование цереброспинальной жидкости. Забор жидкости производится при люмбальной пункции. Анализ позволяет выявить характерные для нейроинфекций воспалительные изменения, верифицировать возбудителя путем посева на питательные среды, проведения ИФА, ПЦР-диагностики.
  • Оценка мозговой гемодинамики. Необходима при подозрении на хроническую цереброваскулярную недостаточность. По показаниям проводится УЗДГ экстракраниальных сосудов, церебральное дуплексное сканирование, МРТ мозговых сосудов. Снижение церебрального кровотока, особенно в пожилом возрасте, может являться фоновым состоянием и не исключает наличия другой причинной патологии.

При необходимости к диагностике подключаются педиатр, инфекционист, травматолог, генетик. Дифференциальный диагноз проводится в первую очередь с бульбарной дизартрией, наблюдающейся при прогрессирующем бульбарном параличе.

В отличие от неё псевдобульбарная дизартрия характеризуется повышением тонуса и рефлексов, отсутствием атрофий языка, наличием оральных автоматизмов. Мозжечковая дизартрия отличается от псевдобульбарной скандированным характером речи, гипотонией мышц языка.

Основу патологических изменений при корковой дизартрии составляет поиск правильного артикуляционного уклада, который может сопровождаться синкинезиями (сморщиванием лба, высовыванием языка).

Лечение псевдобульбарной дизартрии

Успешная коррекция речевых нарушений невозможна без эффективной терапии причинного заболевания и последовательной реабилитации. Лечебные мероприятия проводятся усилиями невролога, нейрохирурга (при необходимости), реабилитолога, логопеда, нейропсихолога, врача ЛФК, массажиста. Комплексная терапия включает:

  • Этиопатогенетическое лечение. Направлено на устранение этиологического фактора и блокирование механизмов развития заболевания. При нейроинфекциях подразумевает этиотропную антибактериальную, противовирусную терапию, при опухолях, гематомах — радикальное удаление, при инсульте — гемостатическую или тромболитическую терапию.
  • Логопедические занятия. Мышечный гипертонус устраняется при помощи расслабляющего логопедического массажа. Проводится артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения. Осуществляется постановка и доведение до автоматизма артикуляционных укладов проблемных звуков. Последующая логопедическая работа направлена на достижение плавности, эмоциональной выразительности высказывания.
  • Восстановительную терапию. Методами реабилитации служат лечебная физкультура, массаж, рефлексотерапия, использование различных компьютерных тренажёров, психологическое консультирование. Реабилитация осуществляется на фоне нейрометаболической медикаментозной поддержки ноотропами, нейропротекторами, витаминами группы В, по показаниям — сосудистыми фармпрепаратами.

Прогноз и профилактика

Возможность восстановления речевой функции определяется характером причинной патологии. На фоне успешной этиопатогенетической терапии ранняя логопедическая коррекция способствует полному устранению речевого дефекта.

У детей с ДЦП прогноз зависит от тяжести нарушений, регулярности и последовательности проводимой логопедической и нейропсихологической работы. Наиболее неблагоприятен прогноз при прогрессирующих дегенеративных поражениях ЦНС.

Профилактика сводится к предупреждению возникновения заболеваний, вследствие которых развивается псевдобульбарная дизартрия.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/pseudobulbar-dysarthria

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.