Принципы, упражнения и обучение бобат-терапии

Содержание

Бобат терапия – новый подход к проблеме неврологических нарушений

Принципы,  упражнения и обучение бобат-терапии

Медицинская реабилитология – перспективная отрасль медицины, которая буквально «ставит на ноги» пациентов с хроническим неврологическим дефицитом. Одним из направлений этой сферы деятельности является бобат терапия: а что это такое? При каких заболеваниях она помогает, как выполняется и какие имеет противопоказания: давайте разбираться.

Бобат терапия – это концепция восстановительного лечения пациентов с органическими поражениями головного мозга. Метод будет полезен для реабилитации пациентов с:

Суть метода

Принципы ведения пациентов с неврологической недостаточностью были разработаны Карлом и Бертой Бобат еще в 40 годы ХХ века. После многочисленных исследований и клинических наблюдений, доказавших эффективность этой концепции реабилитационного ведения пациентов с ДЦП и нарушениями мозгового кровообращения, она получила широкое распространение по всему миру.

Бобат терапия – это не только свод правил и рекомендованных упражнений, но и целая система ухода за больным человеком. К основным ее методам относятся:

  • онтогенетический подход к реабилитации: как здоровый малыш проходит основные стадии развития, научившись сначала переворачиваться на живот, затем ползать, садиться, вставать и ходить, так и физиотерапевт должен постепенно развивать навыки и физическую активность у пациента;
  • выбор позиций, снижающих патологический гипертонус: нормализация мышечного тонуса – один из ключевых моментов коррекции неврологического дефицита;
  • включение в работу основных двигательных точек: при Бобат терапии акцент внимания ведется не на количестве, а на качестве движения;
  • все движения при использовании этого метода реабилитации направлены либо на ингибицию (уменьшение количества и силы непроизвольных движений), либо на фацилитацию (облегчение выполнения целенаправленных действий).

Знаете, как распознать кровоизлияние в желудочки головного мозга? Характерные признаки и симптомы.

К чему приводят проблемы с кровообращением головного мозга, читайте здесь.

Главным принципом лечения остается его целенаправленность: бобат терапия помогает пациентам адаптироваться в повседневной жизни. Перед началом процедуры физиотерапевт должен провести оценку навыков и умений ребенка с ДЦП и предположить, что может быть причиной того или иного неврологического дефицита.

Принципы лечения

Главной целью терапии при ДЦП является возможность пациента ровно стоять на ногах и подавление мышечного гипертонуса. Пациентам, перенесшим острую мозговую катастрофу (инсульт), этот метод реабилитации поможет справиться с парезами, параличами и улучшить координацию движений. Основными принципами бобат терапии являются:

  • установление доверительного контакта между физиотерапевтом и пациентом: только так можно добиться полного расслабления всех мышечных групп;
  • совместная ответственность: врач должен сообщать пациенту (или его законным представителям) о поставленных целях и задачах, ходе терапии и прогнозах;
  • плавность движений: во время процедуры пациент не должен испытывать болевые ощущения;
  • отложенный контроль результатов: пациенту необходимо дать возможность адаптироваться к нагрузкам;
  • комплексный подход к реабилитации, которая должна быть разносторонней.

В физиологическом плане реабилитации бобат терапия, упражнения для которой в каждом случае подбираются индивидуально, направлена на фиксацию тела пациента в физиологическом положении. Для этого могут использоваться специальные приспособления (ходунки, инвалидное кресло, шины, фиксаторы и стояки). При этом произвольные движения не должны быть ограничены.

Бобат терапия: упражнения и правильная техника выполнения

За интенсивностью и продолжительностью выполнения упражнений должен следить врач-физиотерапевт. Именно он составляет индивидуальный план лечения в зависимости от симптомов поражения центральной нервной системы и общего состояния пациента. При соблюдении правильной техники, бобат терапия очень эффективна: некоторые упражнения вы также можете увидеть на видео.

Положительное воздействие:

  1. Когда пациент лежит на спине, рефлекторно у него происходит выпрямление рук и шеи, приведение ног, согнутых в коленях, к туловищу. Чтобы избавиться от патологического рефлекса под голову подкладывается валик или жесткая подушка.
  2. При переворачивании на живот патологическая активность головного мозга провоцируют сгибание головы вниз (она опущена на поверхность), приведение верхних конечностей к туловищу. Нивелировать болезненную активность можно, приподняв голову и переместив руки вперед. Под грудью расположен валик или фитбол. При сильном напряжении мышц верхних конечностей рекомендуются расслабляющие упражнения в виде массажа, встряхивания, покачивания.
  3. Чтобы стимулировать перевороты со спины на живот и наоборот, врач производит поочередную ротацию нижних конечностей, таза и торса.
  4. Тренировка сидения — важного статического навыка требует тренировок мышц живота (брюшного пресса) и спины. Для стабилизации нижней части туловища и разгрузки части мышц, между бедер врач располагает валик.
  5. Для устойчивого стояния используют специальные приспособления, а затем – любую опору (стол, стул, стену).
  6. Ходьба – сложный акт движения, занимающий у пациентов с ДЦП большое количество энергии. Добиться правильной биомеханики и содружественных действий нижних конечностей и туловища можно с помощью брусьев и других приспособлений.

Узнайте, какое питание при инсульте рекомендуют пациентам. Рекомендации диетологов.

О лечении и профилактике ишемии сосудов головного мозга читайте здесь.

Все о ранних признаках ДЦП у новорожденных вы узнаете в этой статье: https://golmozg.ru/deti/rannie-priznaki-dcp.html. Формы и особенности клинической картины.

Чем чаще пациент занимается по данной методике, тем лучший достигается результат. Специалисты пропагандируют изучение принципов бобат терапии родственниками больного для полноценного ухода и регулярности занятий.

(5 4,40 из 5)
Загрузка…

Источник: https://golmozg.ru/lechenie/bobat-terapiya.html

Бобат-терапия: обучение, упражнения, эффективность и отзывы

Принципы,  упражнения и обучение бобат-терапии

Родители, имеющие детей с врожденными пороками, кладут все силы и отдают все время для преодоления вставших перед семьей проблем.

Даже не имея надежды на полное избавление потомка от дефектов, они стремятся облегчить ему жизнь и дать шанс хотя бы на частичную реабилитацию. Многим детям возможность начать вести более-менее полноценную жизнь дает бобат-терапия.

Однако, для того чтобы они могли воспользоваться этим шансом, родители должны хотя бы узнать, что это такое.

История происхождения

Бобат-терапия получила наименование (и стала известна под ним) по фамилии ее разработчиков, лондонской супружеской пары – физиотерапевта Берты Бобат и ее мужа, нейрофизиолога Карла Бобата.

В 40-х годах прошлого века Берта в ряде работ предложила кардинально новый, неожиданный подход к вопросу восстановления больных, чье заболевание сопровождается спастическими поражениями мускулатуры. Он был основан на многолетних наблюдениях и личном опыте физиотерапевта.

Основной идеей стало взаимодействие психики с телом, вследствие которого лечению подвергался не отдельный орган, а организм в целом. Преследуемая цель – выработка управляемых, целесообразных и осознанных движений с параллельным снижением мышечных спазмов и напряжения.

Бесценный практический опыт несколько позже систематизировал, обобщил и обосновал с теоретической точки зрения супруг Берты. Высокая эффективность методики способствовала быстрому и широкому ее распространению по миру. В медицинских кругах бобат-терапия известна как нейродинамическая реабилитация.

Область применения методики

Наиболее широко и успешно применяется бобат-терапия при ДЦП, причем любой тяжести, как с затрагиванием высшей нервной деятельности, так и только с нарушениями двигательных функций. Однако эффективна она и при других заболеваниях. К ним относятся:

  1. Разного рода дефекты, возникшие во время развития позвоночного канала.
  2. Сколиоз различной степени тяжести.
  3. Нарушения развития моторики: спастика, проблемы с координацией, гиперкинезы, нарушение двигательной управляемости.
  4. Врожденные и приобретенные в раннем возрасте вывихи бедра.
  5. Последствия травм (в частности, послеродовых), операций или заболеваний, которые привели к потере ребенком контроля над телом. Сюда можно отнести инсульты и побочные проявления воспаления мозга.

Конечно, полностью не всегда может помочь бобат-терапия; результаты, однако, она дает гораздо более успешные, чем многие предшествовавшие ей методики.

Кому нельзя применять бобат-терапию

Ограничений по применению нейродинамического восстановления немного, но они есть.

  1. Категорически запрещена бобат-терапия для лечения шизофреников.
  2. Очень аккуратно ее можно применять при эпилепсии. В легкой или латентной форме протекания обязателен постоянный контроль и более мягкий стиль занятий; в тяжелой – бобат-терапия должна быть исключена из списка допустимых лечебных мероприятий.
  3. Судорожная готовность в выраженной форме: определенные действия методики могут спровоцировать судороги.

Рекомендовано также приостанавливать занятия, если хронические заболевания находятся в острой стадии.

Направления воздействия

Все действия бобат-терапии ориентированы на достижение одной из трех целей.

  1. Запрещающее удерживание. При этом терапевт (или родители) тормозят судорожные, патологические, непроизвольные движения ребенка. Эта стадия носит название ингибиции.
  2. Направляющие движения. Им предшествуют разнообразные растяжки, призванные снять тонусное напряжение мышц и убрать его фиксацию (физическую память тела). Далее терапевт двигает отдельными конечностями ребенка в правильном, нужном ритме и направлении. Тело должно запомнить верное движение, чтобы в дальнейшем в аналогичной ситуации автоматически использовать именно его. Этот этап получил название фацилитации.
  3. Стимуляция ребенка на достижение желаемого результата. Обычно все занятия включают в себя привычные и любимые ребенком игры либо элементы обслуживания, которые со временем переходят в самообслуживание.

Все мероприятия должны проводиться командно, с участием не только терапевта и ребенка, но и с привлечением родителей, которые со временем заменят врача-инструктора, и под наблюдением ряда узких специалистов – от ЛОРа и логопеда до невролога с ортопедом. При этом лечение в первую очередь ориентируется на адаптацию малыша к обычной жизни.

Основные положения бобат-терапии

Прежде всего, нейродинамическая реабилитация не должна следовать никаким точным схемам и догматическим подходам. Для каждого пациента бобат-терапия формирует индивидуальный подход. В основе методики – лечение движением, получившее название кинезитерапии.

Специалист управляет движениями ребенка, одновременно контролируя его реакции на трех уровнях: голова – плечевой пояс – тазовый пояс. Когда одна из этих зон пассивно перемещается (руками терапевта), активизируются реакции выпрямления, равновесия или так называемые лабиринтовые.

При нормальном развитии эти рефлексы закладываются и закрепляются между первыми шестью и восемью месяцами жизни, а простейшие – и вовсе начиная с одного месяца. Бобат-терапия помогает ребенку освоить все позиции, являющиеся естественными, без патологических, неправильных движений.

Постоянное повторение поз – лежание, стойка на четвереньках, сидя или на корточках – закрепляет правильность движений и упрощает стабилизацию вертикального положения.

Со временем правильные позиции начинают превалировать, вытесняя патологические и переходя на уровень безусловных рефлексов.

Начало терапии

Приступить к курсу нейродинамической реабилитации можно в любом возрасте, начиная с грудничкового и заканчивая совершеннолетием.

Но, как и любое другое лечение, чем раньше начнешь – тем более успешной окажется бобат-терапия.

Отзывы говорят о том, что многие движения к трем годам настолько сильно прописываются на подкорке малыша, что избавить его от патологий и судорожных напряжений становится очень сложно.

При первом посещении терапевт должен определить, с какими движениями у малыша наибольшие трудности, какие даются ему легче и требуют лишь корректировки. От этого будет зависеть набор растяжек, упражнений и позиций, которым нужно уделить максимальное внимание.

Не менее важно для терапевта суметь определить, насколько настойчивы будут в терапии родители, и суметь научить их первоначальному необходимому минимуму. Каждый бобат-специалист должен обладать хорошими педагогическими качествами и неплохо разбираться в психологии.

Базовые движения

Нами уже упоминался индивидуальный подход, на котором базируется бобат-терапия. Упражнения разрабатываются исходя из уровня развития ребенка и степени поражения его организма. Однако чаще всего применяемые движения мы перечислим далее.

  1. Разгибание конечностей и шеи в лежачем на спине положении.
  2. В положении лежа на животе при согнутых руках (задействованы все суставы) – поднятие головы, выдвигание вперед рук с предварительным их покачиванием и встряхиванием. Под грудь подкладывается валик.
  3. Стимуляция переворачивания: сегментарная ротация ног, таза и туловища в целом.
  4. Ползание на четвереньках: перемещение рук и ног в правильной последовательности, без промежуточных лишних движений, с коррекцией постановки рук и контролем твердости упора.
  5. Выработка правильной посадки: валик между бедрами, придерживание ребенка за руки с соблюдением правильности посадки и укладывания (без заваливания на бок).
  6. Отработка перехода из сидячего (на кушетке) в стоячее положение.

Со временем вводятся более сложные упражнения, направленные на укрепление вертикальной стойкости и правильных движений при ходьбе. Последняя является довольно сложным физиологическим комплексом движений, так что требуется постоянный контроль верности положения всех составляющих тела, от ног до головы.

Положительные результаты и преимущества

Несмотря на кропотливость и продолжительность, которых требует бобат-терапия, она с энтузиазмом применяется во всем мире, поскольку имеет ряд неоспоримых достоинств.

  1. Стабильность достигнутого. Все двигательные навыки, наработанные в процессе терапии, имеют необратимый характер и встраиваются непосредственно в личность пациента.
  2. Безопасность методики: исключены риски травматизма или инфицирования.
  3. Отсутствие любой медикаментозной нагрузки на организм.
  4. Отсутствие каких бы то ни было побочных эффектов.

Дополнительным плюсом можно считать игровую форму, в которой ведется терапия: ребенок охотно принимает в ней участие, не воспринимая как лечение.

Бобат-терапия и ДЦП: отзывы мам

Нейродинамическую реабилитацию, по словам родителей, нельзя назвать курсом лечения. Скорее, она становится образом жизни – ежедневным и круглогодичным. Уделять ей внимание нужно постоянно, и чем больше, тем лучше.

Однако большинство мам и пап идут на это очень охотно, поскольку первые результаты становятся заметны уже через месяц-другой регулярных занятий.

Причем эти результаты настолько впечатляющи, что энтузиазм родителей возрастает в разы.

Если вас заинтересовала бобат-терапия, книга под названием «Бобат-концепция», составленная опытными специалистами в этой области Сью Рейн, Линзи Медоуз и Мэри Линч-Эллерингтон, вышедшая в 2013 году на русском языке, может дать вам развернутое представление об основополагающих принципах и подходах лечения.

Однако самостоятельно его освоить, как утверждают специалисты, вряд ли получится: базовые навыки и глубинное понимание можно освоить, только наблюдая за действиями профессионального терапевта и прислушиваясь к его рекомендациям.

Впрочем, когда задействуется бобат-терапия, обучение родителей ее приемам входит в задачу терапевта.

Источник: http://fb.ru/article/221724/bobat-terapiya-obuchenie-uprajneniya-effektivnost-i-otzyivyi

Применение методики Бобат-терапии для стимуляции нормального моторного развития деток с патологиями ЦНС

Принципы,  упражнения и обучение бобат-терапии

Бобат-терапия была основана в 30-40-х годах ХХ века профессором неврологии и психиатрии Карелом Бобатом и его женой физиотерапевтом Бертой Бобат.

Благодаря наблюдениям Берты о положительном влиянии определенных действий на её пациентов, перенесших инсульты или травмы нервной системы, её муж сформулировал теоретическую концепцию Бобат-терапии или нейроразвивающий терапии.

Она заключается в коррекции отдельных движений, которые при церебральных параличах значительно искажены и мешают правильному развитию ЦНС.

История Бобат-терапии

После окончания Второй Мировой Войны супруги Бобаты переехали в Великобританию и совместно с логопедами, эрготерапевтами, педагогами начали работать с детьми с диагнозом ДЦП и заметили, что дети намного лучше поддаются лечению и достигают лучших результатов. Постепенно менялись и принципы терапии. Если изначально использовались специальные положения тела ребенка для уменьшения спастичности и специальные сенсорные стимулы, то после стимуляцию стали использовать в динамике.

В Лондоне был создан центр Бобат-терапии, в котором супруги работали до 1980-х годов, после чего передали его своим последователям. Сегодня школы, в которых лечат детей по методу Бобат, работают по всему миру, так как эта методика признана официальной медициной как наиболее успешная по реабилитации детей с органическими патологиями ЦНС и последствиями других заболеваний.

Суть методики Бобат-терапии

Концепция метода Бобат-терапии основывается на понятии о генетически заложенном плане развития центральной нервной системы. Этот генетический план и представляет собой программу развития здорового ребенка.

Новорожденный ребенок наделен базовыми рефлексами, которые помогают ему общаться и устанавливать контакт с окружающей средой. До трех месяцев работает этот врожденный рефлекторный способ коммуникации.

С трехмесячного возраста начинает формироваться новый вид поведения, который регулируется сенсорными стимулами извне. Поступает множество сигналов для определенных анализаторов (зрительного, слухового, вестибулярного и т.д.

) и в результате их обработки вырабатываются правильные моторные реакции.

Если в силу заболевания в головной мозг поступают искаженные сигналы, которые не совпадают с генетической программой развития и соответственно неправильно обрабатываются, то в результате вырабатываются патологические приспособительные двигательные реакции и возникают осложнения в виде атрофий, контрактур, спастики.

Суть самой методики Бобат в том, что используются специальные сигналы (зрительные, слуховые, положения тела в пространстве), которые заставляют работать больные структуры нервной системы, корректируют их работу соответственно других функциональных систем и подавляют патологические моторные и позиционные рефлексы.

Очень важным является использование стимулов в четкой последовательности, которая должна соответствовать генетически заложенному развитию ребенка. Ребенок с рождения сначала учится переворачиваться, держать голову, потом сидеть, ползать, стоять, ходить. В процессе лечения необходимо повторить все эти этапы в эволюционном порядке.

До 1970-х годов ребенок был пассивной личностью, которая только «принимала» определенные сигналы и «получала» лечение. Основным подходом было применение различных приемов, укладок и положений тела для снижения спастики отдельных мышечных групп, подавления патологических рефлексов и контроля сигналов, которые поступают в мозг.

Со временем авторы сделали выводы, что снижение патологических рефлексов в конкретных положениях тела являются временными и не закрепляются на будущее для выполнения движений.

Поэтому основной тезис метода был изменен и корректирующие стимулы стали использовать во время произвольных движений ребенка. Это позволяет ребенку самому использовать все свои внутренние возможности восстановления и выработать правильные моторные реакции для удерживания равновесия и гармоничных движений.

Основные принципы Бобат-терапии:

  1. Использование эволюционного подхода к терапии соответственно этапам нормального двигательного развития ребенка.
  2. Специальные позиции – в лечении используются позы и положения тела либо его частей, которые подавляют развитие патологических рефлексов.
  3. Моделирование качественно правильных движений ребенка.
  4. При формировании двигательной активности используются приемы «ингибирования» (сдерживание самопроизвольных движений) и «фацилитирования» (помощь в выполнении движений) с целью стимулирования собственного нейрофизиологического контроля двигательной сферы.
  5. Коллективная работа с ребенком – члены семьи ребенка, воспитатели, логопеды, врачи ЛФК, неврологи, ортопеды, психологи, педагоги – в реабилитации пациента должны быть задействованы все возможные направления развития нервной системы.
  6. Социализация больного – целью лечения должна быть адаптация ребенка к повседневной нормальной жизни.

На видео суть и основные цели Бобат-терапии:

Когда можно начинать проводить занятия по методике Бобат?

Работать по методу Бобат возможно в любом возрасте ребенка – от периода новорожденности до совершеннолетия. Но естественно, лечение тем успешнее, чем ранее оно начато. Наиболее эффективным является очень раннее вмешательство в процесс развития ребенка – до трехмесячного возраста, во время первоначального накопления сенсорной информации.

Нет определенных неврологических критериев, по которым с ребенком может начинать работать бобат-терапевт. Применять методику можно как в случае минимальных мозговых дисфункций, так и при тяжелых органических патологиях. В идеале начинать работу с такими детками необходимо еще в отделении патологии новорожденных.

Как проводятся занятия Бобат-терапии?

Кабинеты для проведения Бобат-терапии выглядят как игровые комнаты, да и сами занятия кажутся всего лишь игрой. Действительно установить контакт с ребенком, а тем более больным, возможно только посредством игры.

Однако каждый игровой элемент и каждая игрушка в руках опытного специалиста несет строго дозированные сигналы, которые обнаруживают генетически заложенные в ребенке потенциалы развития и не дают формироваться патологическим стандартам.

На фото процедура Бобат-терапии

Бобат-терапевт четко понимает, в какой момент, как и какую игрушку (то есть специальное средство развития) необходимо предложить малышу соответственно его уровню развития и согласно поставленным целям реабилитации, которых нужно достичь.

Процесс лечения начинается с первых мгновений занятий ребенка со специалистом в кабинете врача и продолжается родителями в домашних условиях.

На занятиях должен присутствовать один из родителей маленького пациента, (обычно это мама) который должен обучиться элементам нейроразвивающей терапии и перенести их потом домой. Далее эти элементы необходимо постоянно применять в процессе роста и развития малыша.

Часто для родителей именно это и является самым сложным моментом, так как это противоречит их понятиям о реабилитации как о временном лечебном влиянии, как например, курс массажа или физиотерапии.

Родители являются главными в процессе социализации и реабилитации ребенка. Именно они должны привносить в жизнь ребенка изменения, которые будут содействовать его развитию. И в данном контексте, Бобат-терапия – это не курс лечения, это образ жизни, который нужно принять и изменить не только жизнь ребенка, но и своё представление об укладе жизни и реабилитации ребенка.

Бобат-терапевт работает не только с больным ребенком, а со всей семьей в целом – учит как «обходить» нарушения поведения у ребенка, решает и психологические проблемы родителей, корректирует и вводит новые элементы терапии по мере того, как ребенок развивается, приобретает новые и закрепляет уже полученные навыки, дает оценку результатам работы.

Лечение по методу Бобат в медцентре Эвексия

В медицинской клинике Эвексия по методу Бобат-терапии работают высококвалифицированные специалисты, которые обеспечивают проведение курса реабилитации с максимальным комфортом для ребенка и его семьи.

Основные принципы работы с ребенком в центре Эвексия:

  • Обучение функциональным моделям движений, а не работа с отдельными группами мышц.
  • Обучение сенсорного восприятия двигательной активности.
  • Упрощение естественных правильных и подавление патологических моделей движения.
  • Цели реабилитации определяются стадией развития двигательных возможностей ребенка, его возраста и возможностей.
  • Работа проводится совместно с членами семьи ребенка.

Источник: http://gidmed.com/novosti/bobath-theraphy.html

Бобат-терапия — методика физической реабилитации больных ДЦП

Принципы,  упражнения и обучение бобат-терапии

Методика Берты и Карла Бобатов получила широкое распространение в Европе с 40-50-х гг. XX в. Философия Бобат-терапии в целостном функциональном подходе к ребенку не утратила своего значения и сегодня. Бобат-терапия предусматривает коррекцию ис отдельного движения, а функции различных систем организма, определяя конечный результат лечения.

Основные методы Бобат-терапии

1) онтогенетический подход к лечению согласно этапам двигательного развития ребенка;

2) рефлекс-запрещающие позиции – использование в реабилитации таких поз и положений различных звеньев тела, которые будут тормозить патологические тонические рефлексы;

3) управление движением из ключевых точек, акцент на качестве движения;

4) при организации движений применяются приемы как ин-гибиции (подавления непроизвольных движений), так и фацили-тации (облегчения выполнения движений) с целью стимуляции нейрофизиологического сервиса двигательной сферы;

5) командная работа с ребенком (члены семьи, воспитатель, врач ЛФК, невролог, ортопед, инструктор-методист ЛФК, психолог, педагог);

6) лечение должно быть функциональным для адаптации ребенка к повседневной жизни.

Принципы Бобат-терапии

В Бобат-терапии применяются следующие принципы:

  • лечение не должно причинять боль;
  • ребенку необходимо дать время на адаптацию;
  • реабилитация должна быть разнообразной и комплексной;
  • при работе с ребенком необходимо установить контакт, чтобы он доверял вам и расслаблял мускулатуру при выполнении заданий;
  • сообщать цели реабилитации как ребенку, так и родителям, реально оценивая его возможности;
  • постоянно проводить повторную оценку функционирования ребенка для коррекции физической реабилитации.

Главными аспектами реабилитации при ДЦП являются вертикализация и баланс. Для поддержания вертикального положения туловища необходим постуральный контроль.

При ДЦП двигательные нарушения мешают оптимальному развитию движений – патологические паттерны влияют на все сферы деятельности: сенсомоторное, когнитивное, эмоциональное и социальное развитие.

Важно оценить, что мешает ребенку выполнить то или иное Действие, как он осваивает соответствующие возрасту навыки.

В физической реабилитации по методике Бобат-терапии необходимо выбрать ключевые точки для обучения функциональному движению. При этом можно использовать механическую фиксацию различных звеньев тела (шины, стояки, ходунки, кресла, коляски), но эти приспособления не должны ограничивать движений ребенка.

При работе с верхними и нижними конечностями важна фиксация проксимальных отделов – чем лучше стабилизация проксимальных звеньев, тем легче работа и больше объем движений в дистальных звеньях конечностей. Темп выполнения упражнений индивидуален и зависит от возраста ребенка, нарушений психики, формы церебрального паралича, степени тяжести двигательных нарушений и др.

Тактика обучения ребенка с ДЦП различным двигательным умениям

1. В исходном положении лежа на спине за счет действия симметричного шейного тонического рефлекса (СШТР) происходи! разгибание шеи, рук и сгибание ног в тазобедренных и коленных суставах. Для редуцирования СШТР можно использовать валик или клиновидную подставку иод голову.

2. В исходном положении лежа на животе за счет действия патологических тонических рефлексов голова опущена вниз, руки согнуты во всех суставах и приведены. Для редуцирования СШТР и ЛТР важно приподнять голову, выдвинуть руки вперед после их предварительного встряхивания и покачивания, положив под грудь клиновидную подставку, валик или мяч (фитбол).

3. Для стимуляции поворотов со спины на живот и с живота па спину тренировать последовательную ротацию по сегментам сначала ног, затем таза и туловища.

4. Для выработки статического навыка – сидения – требуется стабилизация таза и силовая выносливость мышц брюшного пресса и разгибателей спины. При сидении используется валик между бедер с целью расслабления приводящих мышц и разведения бедер. Такая посадка освободит верхнюю часть туловища и руки для функционирования.

5. Переход из положения сидя на стуле в положение стоя важен для развития способности переносить вес тела и координации движений верхних и нижних конечностей.

6. Для устойчивости стояния и подготовки к ходьбе вначале используется стул, стол, затем стояки, стендеры. С помощью этих приспособлений развиваются билатеральные навыки, интегри-рованно используется правая и левая половина тела. При этом следить за правильным положением головы, туловища и конечностей.

7. Ходьба – сложный двигательный акт, на ходьбу энергии тратится в 1,5-2 раза больше, чем на сидение, а при ДЦП – в 20 раз больше.

При ходьбе у ребенка с ДЦП нарушен баланс между мышцами-агонистами и антагонистами – согнуты тазобедренный и коленный суставы, бедра приведены и ротированы внутрь, стопы в эквинусном положении.

С помощью специальных приспособлений (например, параллельных брусьев) добиваться правильной биомеханики ходьбы с коррекцией порочных установок туловища и суставов нижних конечностей.

Условия двигательной активности

При организации Бобат-терапип важна двигательная активность при следующих условиях:

  • постуральный тонус должен быть достаточно высоким, чтобы противостоять силе тяжести массы тела, по достаточно низким, чтобы осуществить движение;
  • взаимодействие мышц должно осуществляться на реципрок-ной основе: проксимальная фиксация для дисталыюй лабильности, контроль мышц-агонистов и антагонистов для синхронизации, ранжирования и направления движения;
  • соблюдать автоматические схемы движения, которые формируют фон основных движений, обеспечивая их постурадьную коррекцию.

Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы / Под ред. С. П. Евсеева, С. Ф. Курдыбайло. – М.: Советский спорт, 2010. – 488 с. Часть II. Физическая реабилитация детей, страдающих детским церебральным параличом. Глава 5. МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЦП.

  • бобат терапия
  • двигательная активность
  • методика бобатов
  • физическая реабилитация

Источник: http://reabilitaciya.org/travmy/detskie-zabolevaniya/847-bobat-terapiya-metodika-fizicheskoj-reabilitaczii-pri-dczp.html

Принципы, упражнения и обучение бобат-терапии

Принципы,  упражнения и обучение бобат-терапии

Бобат-терапия (нейродинамическая реабилитация) — является нейроразвивающей практикой, целью которой является коррекция двигательных стереотипов, недостаточных движений. Основная сфера применения – восстановление правильных движений при заболевании ДЦП.

Названием методики стала фамилия ее разработчиков – Берты и Карла Бобатов – врачей из Лондона. Берта работала физиотерапевтом, а ее муж – нейрофизиологом, профессором неврологии и психиатрии.

В 40-х гг ХХ в. они предложили кардинально новый, как на то время, подход к процессу лечения заболеваний, связанных со спастическим поражением мускулатуры. В 50-х гг терапия стала довольно популярной во всей Европе.

Сами принципы и механизмы метода были основаны на наблюдениях за больными, которые перенесли инсульты либо травмы нервной системы, которые проводила Берта. Карл же сделал теоретическое обоснование.

идея метода – психика и тело должны взаимодействовать, как следствие – лечить следует не отдельную часть тела, а весь организм в целом. Цель методики – выработать управляемые, рациональные и осознанные движения, вместе с тем снизить мышечные спазмы и напряжение.

На сегодняшний день центры, работающие по методике супругов Бобат, встречаются по всему миру. Этот способ лечения за многие годы практики оказался наиболее эффективным по восстановлению детей с ДЦП и последствиями многих болезней, поэтому его признает официальная медицина.

В каких областях применяется бобат-терапия?

Эту методику применяют для лечения таких заболеваний:

  • ДЦП любой тяжести;
  • разнообразных дефектах, связанных с развитием позвоночного канала;
  • сколиозах (степень тяжести любая);
  • нарушениях в развитии моторики;
  • врожденных или приобретенных в детстве вывихах бедра;
  • последствиях разных травм (в том числе и послеродовых), из-за которых ребенок потерял контроль над телом;
  • инсульты;
  • побочных проявлениях воспаления мозга.

Данная методика, конечно же, не является панацеей, и во многих случаях она не может достичь полного выздоровления пациента. Но бобат-терапия дает результаты намного эффективнее в сравнении теми методами, которые ей предшествовали.

Концепция данной методики основана на представлении о заложенном на генетическом уровне плане по развитию центральной нервной системы (ЦНС). Этот план не что иное, как программа развития здорового ребенка.

В младенце с рождения заложены базовые рефлексы, благодаря которым он общается и контактирует с окружающими и средой обитания.

Такой способ коммуникации действенен на протяжении 2-3 первых месяцев жизни ребенка. После этого он начинает осваивать другой вид поведения, регулируемый и стимулируемый на сенсорном уровне извне.

При поступлении большого количества разного рода сигналов для тех или иных анализаторов идет их обработка и, как результат, ребенок учится вырабатывать соответствующие моторные реакции.

По причине заболевания мозг может получать искаженные сигналы и, соответственно, обработает их неправильно. Это приводит к выработке патологий в двигательных реакциях, а также к разным осложнениям (атрофии, контрактуры, спастики и т.п.).

Метод Бобат-терапии предусматривает использование специальных сигналов (зрительных, слуховых, положений тела), цель которых – заставить работать больные структуры ЦНС и корректировать их работу с последующим подавлением патологических моторных рефлексов.

Важно соблюдать в лечении четкую последовательность развития ребенка, заложенную в нем на генетическом уровне. То есть, если он в первую очередь должен научиться переворачиваться, потом держать головку, сидеть, ползать и т.д., то и при лечении он должен пройти все эти этапы в той же последовательности.

Принципы Бобат-терапии:

  • лечение должно быть безболезненным;
  • ребенка нельзя подгонять, ему нужно некоторое время чтобы адаптироваться;
  • важно соблюдать последовательность этапов нормального двигательного развития пациента;
  • процесс реабилитации должен быть разнообразным и комплексным;
  • движения нужно выполнять качественно и правильно;
  • применять специальные позы, подавляющие развитие патологических рефлексов;
  • пациент должен доверять вам на столько, чтобы при упражнениях полностью расслаблял свои мышцы;
  • работать коллективно: заниматься с ребенком должна семья, воспитатели и разные специалисты (логопеды, ортопеды, психологи, педагоги) чтобы задействовать все направления развития ЦНС;
  • нужно реально оценивать возможности ребенка и сообщать их родителям;
  • регулярно проводить повторные осмотры пациента с целью коррекции системы лечения;
  • больного важно адаптировать к жизни в социуме.

Кому противопоказан метод?

Есть несколько болезней, при которых запрещается использование этой методики:

  1. Шизофрения – категорически запрещается применение метода.
  2. Эпилепсия – в данном случае нужно быть очень аккуратным. Лечение возможно лишь при легкой форме болезни, при тяжелой оно запрещено.
  3. Судорожная готовность в выраженной форме – применение такого лечения может усугубить протекание болезни.
  4. При хронических заболеваниях если они перешли в острую стадию.

С какого возраста можно начинать лечение

Возраст ребенка при работе по методу Бобат не имеет значения: его может быть как грудничок, как и подросток. Но, конечно же, чем раньше начать – тем эффективнее лечение.

Самые лучшие результаты дает процесс лечения начатый, пока ребенку еще не выполнилось трех месяцев, когда сенсорная информация только начинает накапливаться.

Также, начинать процесс лечения можно как при минимальных мозговых дисфункциях, так и в тяжелых случаях органических патологий.

Как проводятся занятия по методу Бобат?

Специалисты занимаются с детьми в специальных игровых комнатах. Занятия проводятся в форме игр с целью установления большего контакта с пациентом.

Здесь посредством игрушек врач посылает организму ребенка определенные сигналы, благодаря которым обнаруживаются заложенные на генетическом уровне потенциалы развития, не позволяющие формировке патологических функций.

Каждое действие данной методики ориентировано на то, чтобы пациент достиг одной из следующих целей:

  1. Ингибиция – удержать или тормозить непроизвольные движения тела пациента.
  2. Фацилитация – использование направляющих движений. Специалист проводит упражнения по растяжке и расслаблению мышц тела. Далее он проводит упражнения с теми или иными конечностями больного с той целью, чтобы тело запомнило, как именно нужно двигаться, в каком темпе, и использовало в дальнейшем именно такое действие.
  3. Стимулирование больного на достижение желанной цели. В занятие не просто входят любимые игры ребенка, в них специально включаются разные элементы обслуживания, которые пациент должен освоить самостоятельно.

Один из комплексов упражнений

Комплекс упражнений по методике Бобат-терапии:

  1. Выбираем исходное положение. При работе с верхними конечностями пациент может сидеть на стуле либо лежать на диване. При других упражнениях он должен лежать.
  2. Расслабляем кисть. Нужно взять большой палец спастической кисти и плавно подвинуть его к наружной части кисти. Двигаться при этом должно то место, где палец переходит в запястье. Старайтесь, чтобы ребенку не было больно. Удерживать палец в таком положении до 3-х минут, чтобы мышцы смогли расслабиться. После релаксации спастических мышц нужно взять кончики остальных пальцев и аккуратно разогнуть, не прикасаясь к ладони. Следите за тем, чтобы процедура не вызывала у ребенка боли. После максимального вытяжения пальцев запястье сгибают, разгибают, отводят. Положение большого пальца не меняется.
  3. Сгибаем плечо. Держим за большой палец, который находится в разогнутом и отведенном положении. Предплечье переместить в среднее положение меж пронацией и супинацией. Далее нужно руку вывести вперед одновременно сгибая плечо. Достигнув максимального угла сгибания, удерживайте положение на протяжении нескольких минут, чтобы мышцы могли расслабиться.
  4. Отводим плечо. Большой палец держим в положении как в предыдущем упражнении. Предплечье максимально отводим наружу и начинаем отводить руку в сторону. После максимального отведения плеча по прямой, плечо нужно согнуть под углом около 75°. Далее руку аккуратно тянут вперед и отводят в сторону (так растягивают лопатки).
  5. Положение отдыха. Применяется в случае максимального расслабления. Если пациент лежит, его руку кладут на грудь и растягивают плечо. Допускается удерживание другой рукой. Если же пациент сидит, то руку нужно положить на противоположное колено и так растягивать плечо.
  6. Сгибаем и разгибаем ноги. Нужно согнуть большой палец ноги пациента вверх и удерживать так пару минут, чтобы ноги успели расслабиться. Делается аналогично упражнению с рукой. Одной рукой толкаем то над коленом то под ним, при этом, то тянем стопу вниз, то толкает ее вверх.
  7. Отводим ногу. Нога должна быть максимально выпрямленной, стопа согнутой. Надавливая на внутреннюю сторону колена, аккуратно тянем ногу в наружную сторону.
  8. Ротация бедра. Нога согнута. Одной рукой держим палец стопы, а другой надавливаем на колено в сторону нужного движения. Отклоняем колено на максимально возможный угол, делаем это медленно и в одном темпе.
  9. Сгибаем и разгибаем голеностопный сустав. Упражнение делается медленно и с паузами. Одной рукой держим палец ноги пациента, а другую на ногу. Помогаем больному сгибать и разгибать стопу.

Обучение Бобат-терапии — видеосеминар:

Мнение родителей

Отзывы довольных мам, детям которых помогла Бобат-терапия.

Ребенок ползал по-пластунски с 7,5 месяцев, уже шел девятый месяц, не ползал на четвереньках, не сидел. Пошли на бобат, прошли даже не все сеансы, так как заболели, но ребенок пополз на четвереньках! и сел в 9 месяцев.

Ирина

У нас ребенок особый, во время первого курса в 1,10 начал ходить самостоятельно. До этого ходил с поддержкой, были предпосылки к самостоятельному хождению. Курс бобат-терапии подтолкнул, чтобы быстрее этот процесс начался. После этого еще неоднократно курсы бобат повторяли и всегда были результаты в двигательном развитии.

Ольга

Если желаете, чтобы ваш ребенок достиг положительного результата в лечении по методике бобат-терапии – наберитесь терпения, ведь элементы терапии следует применять регулярно и с большим вниманием к больному.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/terapiya/reabilitaciya/bobat-terapiya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.