Причины логоневроза и методы лечения невротического заикания

Содержание

Невротическое заикание

Причины логоневроза и методы лечения невротического заикания

Невротическое заикание — носящее функциональный характер расстройство плавности и ритма речи, связанное с неблагополучными психо-эмоциональными факторами.

Отличительными чертами этой формы заикания является изменение интенсивности проявлений в зависимости от окружающей пациента обстановки и его психологического состояния, волнообразное или рецидивирующее течение, наличие сопутствующих вегетосоматических или невротических расстройств.

Диагностика основана на наличии в анамнезе указаний на психотравму, исключении органических причин возникновения заикания, исследовании речевой функции. Лечится невротическое заикание средствами логопедии, неврологии, медицинской психологии и психотерапии.

Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов.

Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре.

Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз.

Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100.

Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции.

Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.

Этиология и патогенез невротического заикания

Ведущей причиной появления логоневроза является психотравмирующая ситуация. Это может быть острая психическая травма (сильный испуг или другое внезапное потрясение, приступ гнева) или хронический стресс (разлука с близкими, семейный конфликт, неприятности на работе).

В первом случае невротическое заикание может носить кратковременный характер, хотя зачастую его симптомы достигают значительной выраженности, вплоть до преходящего мутизма (особенно у детей).

При хроническом течении психотравмирующей ситуации происходит закрепление патологии речи, возможно присоединение других невротических расстройств.

У детей около 60% случаев заболевания связаны с неблагоприятным речевым климатом в семье.

Сюда относят попытки родных форсировать речевое развитие ребенка, чрезмерную требовательность к речи, информационную перегруженность, двуязычие в семье, резкое повышение требований к речевым способностям ребенка и т. п.

У отдельных детей невротическое заикание может сформироваться при подражании речи заикающегося человека, если такой находится в их близком окружении. В таких случаях заикание закрепляется по типу невротической фиксации.

Определенную роль в возникновении невротической формы заикания играет наследственная предрасположенность. Она может состоять в генетически детерминированной функциональной недостаточности аппарата, обеспечивающего речевую моторику.

Патогенез логоневрозов недостаточно изучен.

В острых стрессовых ситуациях невротическое заикание предположительно развивается за счет возникновения устойчивой патологической условно-рефлекторной связи, а его закреплению способствует формирование моторного автоматизма.

При развитии заикания в возрасте 2-4 лет можно предполагать в его основе патологическую фиксацию естественных запинок в речи, типичных для периода становления речевой функции.

Отличительной чертой невротической формы заикания является неравномерность интенсивности нарушений речи. У одного и того же пациента выраженность заикания может варьировать от практически незатрудненной речи до настолько сильного заикания, что речевой контакт становиться непродуктивным.

Обычно в привычной для больного обстановке, среди близких ему людей (друзей, родных) невротическое заикание мало проявлено и может быть даже незаметно. Интенсивность заикания значительно усиливается при волнении и эмоциональном напряжении, при осознании своей ответственности или высокой значимости происходящего разговора.

Все пациенты с логоневрозом отмечают резкое усиление симптомов заикания при необходимости говорить с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.

Со временем заикание начинает откладывать свой отпечаток на поведение пациента. Он старается избегать произношения трудных слов, маскирует заикание растягиванием звуков и др. речевыми приемами. В большинстве случаев развивается логофобия.

Из-за дефекта речи больной начинает стесняться говорить с посторонними людьми, отказывается от выступлений на планерках и конференциях. Страдающие логоневрозом дети младшего возраста не хотят участвовать в проводимых в садике утренниках, школьники при необходимости устно отвечать урок предпочитают молчать.

Наиболее выражена логофобия у подростков, она может привести к нарушению усвоения учебной программы и полной школьной дезадаптации.

Появление заикания невротической формы может иметь различный характер. При острой психотравме заикание возникает как острая невротическая реакция, развивающееся после выхода из аффективно-шокового состояния. Хроническая психотравмирующая ситуация, в т. ч.

и неблагоприятный речевой климат, как правило, приводит к появлению преневротических изменений с отдельными эпизодами запинок в речи.

Затем может происходить либо постепенное уменьшение и исчезновение заикания, либо его закрепление в качестве патологического речевого автоматизма.

При фиксации невротическое заикание зачастую сопровождается иными невротическими состояниями: астенией, нарушением сна, депрессивным неврозом, неврастенией, фобиями, истерией, ипохондрией, энурезом и пр.

Возможны вегетативные нарушения, укладывающиеся в клинику вегето-сосудистой дистонии. Особенно подвержены невротическим и соматовегетативным расстройствам подростки.

Длительное течение и неблагоприятная динамика заикания у них может спровоцировать невротическое развитие личности.

Невротическое заикание может иметь рецидивирующее или волнообразное течение с периодами усугубления нарушений речи в периоды повышенной психо-эмоциональной нагрузки (в начале учебного года, во время экзаменов, сдачи отчетов и т. п.).

Усиление симптомов заикания происходит в пубертатном возрасте. В постпубертате обычно наблюдается сглаживание интенсивности заикания, возможно его полное исчезновение.

У взрослого, перенесшего в детстве логоневроз, при возникновении стрессовой ситуации невротическое заикание может развиться снова.

Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога. Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации.

Диагностическое обследование речи определяет нарушение ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивания отдельных звуков, повторов слогов. Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе.

Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции.

Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или различных заболеваний ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцефалии, перенесенного энцефалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи.

Как правило, при неврозоподобной форме заикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести дополнительные исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или КТ головного мозга.

Следует дифференцировать логоневроз и так называемое спотыкание.

Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи из-за расстройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр. Невротическое заикание может быть сопутствующим расстройством при некоторых психических болезнях (шизофрении, олигофрении, психопатии). В таких случаях пациенту назначается консультация психиатра.

Лечение невротического заикания

Терапия логоневроза обычно имеет комплексный характер и проводится совместными усилиями логопеда, невролога, психолога и психотерапевта. Осуществляются регулярные логопедические занятия по коррекции заикания. Однако они могут не дать эффекта при продолжающемся воздействии писхотравмирующей ситуации.

С целью изменить отношение пациента к подобной ситуации и тем самым исключить ее психотравмирующее влияние проводятся: психокоррекция, сеансы психотерапии, психоанализ, психологические тренинги, арт-терапия и т. п. Если в основе логоневроза лежат проблемы в семье, то рекомендовано семейное консультирование и семейная психотерапия.

У детей особое значение имеет благоприятная речевая атмосфера: спокойный темп речи, понятные и доброжелательные высказывания окружающих людей.

Неврологическая помощь необходима для подбора и коррекции медикаментозной терапии, направленной на купирование симптомов логоневроза и сопутствующих невротических расстройств. В зависимости от ведущих симптомов заболевания она может включать седативные средства, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики. Возможно использование электросна и различных методов рефлексотерапии.

Наряду с общепринятыми подходами к лечению логоневроза существует большое количество авторских методик. К ним относятся созданная Ю. Б. Некрасовой методика социореабилитации, разработанный Л. З. Арутюнян метод устойчивой нормализации речи, методика, основанная на дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой и др. Применяется также БОС-терапия, в сложных случаях прибегают к гипнотерапии.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_neurology/neurotic-stuttering

Причины логоневроза и методы лечения невротического заикания

Причины логоневроза и методы лечения невротического заикания

Логоневроз в переводе с латинского языка означает «заикание». Проявляется заболевание в виде нарушения речи и ее задержки непроизвольным способом, частого повтора слова или звука.

В основном, речевой невроз развивается у детей с 3 лет и чаще проблемой страдают мальчики. Если не начать своевременное лечение, патология останется на всю жизнь.

Такого рода нарушением речи страдает около 2 % населения всего мира. Традиционно синдром заикания рассматривается как невротическое расстройство, обусловленное травмой психики, например, из-за сильного испуга.

Опасность этого состояния заключается в том, что у человека развиваются различные фобии, дискомфорт в общении, чувство неполноценности и как следствие, социальная неадаптированность.

Существует две формы этого патологического состояния:

  1. Нарушение речи невротического характера. Есть выраженный дефект при произношении слов и звуков. Дети начинают произносить слова намного позже, чем их сверстники.
  2. Неврозоподобное заикание. Отмечается в состоянии душевного волнения.

Причины и виды заболевания

Согласно данным статистики, невротическое заикание проявляется у детей в период формирования речи, также риск его возникновения – это подростковый возраст. Основными причинами развития логоневроза у детей являются:

Существует три вида логоневроза:

  • тонический представляет собой непроизвольные паузы в разговоре или затяжное произношение звука;
  • клонический характеризуется частым повторением одних и тех же слов и звуков;
  • смешанный вид содержит в себе признаки клонического и тонического логоневроза.

Симптомы нарушения

Патологическая сбивчивость речи, лишающая возможности одномоментно выражать мысль – уже сама по себе симптом, но этому патологическому состоянию свойственно сопровождаться такими явлениями, как:

  • выдерживание паузы в разговоре и часто повторяющиеся слова и звуки;
  • затрудненное произношение слов;
  • спазм языка и губ;
  • ощущение нехватки воздуха;
  • появление гримасы;
  • ускоренное моргание;
  • психическое напряжение;
  • нарушение сна;
  • повышенная потливость;
  • отсутствие аппетита;
  • развитие чувства неполноценности.

Стадии развития отклонения

Есть 4 основные возрастных фазы развития речевого невроза:

  1. Дошкольный период. Логоневроз проявляется с определенной периодичностью. После данного периода, может наступить выздоровление. В этой фазе трудности с произношением обостряются, когда ребенок переволновался, разнервничался, чем-то расстроен или если ему предстоит вести длительный монолог.
  2. Этап начальной школы. Заболевание становится хроническим, с незначительными проявлениями нормальной речи. Ребенок осознает и болезненно реагирует на свой комплекс.
  3. С 9 до 16 лет. Нарушение проявляется при конкретной ситуации. Только определенные слова и звуки являются трудными для произношения.
  4. Этап подросткового развития, взросление. Появляется сильный страх перед заиканием. В этой фазе пациенты избегают общения, слова и звуки при произношении – непонятные и затянутые. У человека развивается комплекс неполноценности и логофобия.

Осмотр и диагностика

В большинстве случаев заболевание диагностируется при первом осмотре больного. Невропатолог и логопед проводят несколько тестов, которые помогают выявить фазу развития болезни и причины. Только грамотный подход к каждому пациенту и применение новейших методик поможет устранить дефект речи на ранних стадиях.

Для диагностирования проблемы, необходимо обратить внимание на наличие следующих факторов:

  • нарушения ритмичности речи;
  • в начале речи появляются запинки и трудности;
  • есть попытки справиться с заиканием при помощи гримас на лице.

Когда перечисленные факторы наблюдаются в течение трех месяцев, устанавливается окончательный диагноз – речевой невроз. Чтобы исключить другие серьезные расстройства нервной системы, пациенту назначают пройти МРТ, РЭГ и ЭЭГ головного мозга. Собирается анамнез жалоб.

Выясняются следующие свойства:

  • психоэмоциональная обстановка в семье;
  • постоянные или приходящие проблемы с речью;
  • в какой период возникли жалобы;
  • с чем связано нарушение речи;
  • проводилась ли консультация логопеда, психолога и невропатолога.

Коррекция и восстановление

задача лечебного процесса заключается в устранении перевозбуждения нервной системы, улучшении психоэмоционального состояния, восстановлении сна, улучшении прохождения нервных импульсов речевого аппарата.

Лечение логоневроза происходит в индивидуальном порядке, с учетом особенностей организма каждого пациента.

Положительный результат приносит комплексное лечение, которое предполагает использование методов рефлексотерапии, физиотерапии и применение лекарственных трав.

Лечебная физкультура и дыхательная гимнастика направлены на укрепление и коррекцию мышц, задействованных в процессе произношения речи. Выполнение упражнений должно происходить под контролем инструктора.

Медикаментозное лечение является вспомогательным средством и направлено на купирование тревожных состояний, проявлений депрессии и других психоэмоциональных расстройств. Для этого, пациенту назначают прием таких препаратов:

  • седативные средства: Афобазол, Новопассит.
  • общеукрепляющие: витамины группы B, препараты железа – Феррумлек.
  • средства, улучшающие мозговое кровообращение: Глицин, Пирацетам, Ацефен.

Используется и суггестивный метод лечения. Пациент проходит 1-2 сеанса гипноза. Погружая человека в это состояние, специалист воздействует на его эмоциональную сферу, артикуляцию и ой аппарат.

Широко применяется иглоукалывание, расслабляющий массаж, который окажет седативное воздействие на организм пациента. Каждая из этих методик должна назначаться врачом – самолечение недопустимо.

В результате заикания, у ребенка или подростка развивается комплекс неполноценности: он избегает общения со сверстниками; развивается мнительность, он чувствует разницу между собой и другими детьми.

Нарастает раздражительность, чувство агрессии, страх, ухудшаются отношения с родителями и преподавателями. Заболевание может вызвать снижение успеваемости, причиной которого становится стеснительность и замкнутость, а в дальнейшем нередко становятся помехой на пути к самореализации.

Избежать проблемы легче, чем ее лечить

Существует две основные группы действий по профилактике логоневроза. Одна группа включает поддержание и укрепление здоровья ребенка, другая отвечает за организацию речевого развития. Важные факторы профилактики заболевания:

  • сбалансированное и здоровое питание;
  • режим труда и отдыха;
  • достаточный и полноценный сон;
  • исключение развития стрессовых ситуаций;
  • дозированный просмотр телевизора и компьютера;
  • частые прогулки на свежем воздухе;
  • занятия спортом;
  • общение со сверстниками;
  • обучение плавности и неторопливости речи;
  • уметь правильно мыслить и излагать свои размышления;
  • правильно произносить звуки;
  • следить за мимикой;
  • создать для ребенка благоприятную психоэмоциональную обстановку.

Интересные факты из истории логоневроза

Симптомы заикания известны еще с давних времен. Согласно фактам истории, египетские фараоны страдали этим нарушением.

Речевой невроз упоминался в трудах Гиппократа. Он считал, причиной заболевания является накопление влажности в головном мозге. А вот Аристотель предполагал, что проблемы речи возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.

Не зная, в чем причина развития этого недуга, лечение проводили при помощи разных мазей и заговоров. Страшной процедурой было подрезание уздечки языка или его мышц. Некоторым пациентам такие методики помогали.

Американские и французские ученые в XIX веке разработали специальную гимнастику, которая помогала бороться с расстройством речи. Она не приносила быстрых результатов и утратила свою популярность.

Многие факторы болезни и до нашего времени еще не известны. К примеру, ученые не могут найти ответ, почему при разговоре между собой и пении хором, пациенты, в обычной жизни, имеющие данную проблему, не заикаются.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/nevroz/rechevoj.html

Невротическое заикание: возможные причины, симптомы, проведение диагностики и лечение

Причины логоневроза и методы лечения невротического заикания

Невротическое заикание, называемое также логоневрозом, представляет собой обусловленную психологическим фактором форму нарушения речевых функций. Выражается данное нарушение изменением речевого ритма, возникновением повторов и запинок.

Невротическое заикание характеризуется судорожным синдромом тонического и тоникоклонического типа в области артикуляционной и дыхательно-вокальной мускулатуры. Оно входит в разряд неврозов, так как оно тесно связано с травмами психики. Логоневроз встречается, в основном, в детском возрасте, чаще всего ему подвержены дети 4-5 лет.

При этом основную массу пациентов с заиканием составляют представители мужского пола.

Этиология заболевания

Основной предпосылкой для появления невротического заикания является ситуация, когда происходит травмирование психики.

Речь может идти как о внезапной стрессовой ситуации, обусловленной сильным испугом или приступом гнева, так и хроническом эмоциональном перенапряжении, например, на фоне продолжительного расставания с близкими или сложной рабочей обстановки.

В первом случае, вероятнее всего, патология будет иметь кратковременный характер, в то время как в последнем варианте заикание становится постоянным, и высока вероятность появления сопутствующих неврологических заболеваний.

В детском возрасте появление невротического заикания по большей части объясняется неблагоприятной речевой обстановкой в семье. Это происходит по причине форсирования речевых навыков ребенка, двуязычие, перегрузка информацией и прочее. Некоторые дети начинают подражать заикающемуся члену семьи.

Наследственная предрасположенность также играет некоторую роль в появлении заикания невротического типа. Это может объясняться обусловленной генетическим фактором недостаточности речевого аппарата.

Процесс развития невротического заикания пока не изучен до конца. Предполагается, что при возникновении логоневроза происходит закрепление устойчивой условно-рефлекторной связи за счет образования моторного автоматизма.

В возрасте 2-4 лет возникновению заикания невротической формы предшествует патологическая фиксация речевых запинок естественного происхождения как результат становления речи. Говорить о патологии в данный период необоснованно.

Часто встречается невротическая форма заикания у детей в возрасте 2-5 лет. Речевые функции формируются у ребенка одними из последних, при этом речь может быть неидеальной и не до конца сформированной на протяжении длительного времени. Именно поэтому система может дать сбой.

Ученые отмечают связь между нестандартным развитием ребенка и возникновением заикания. Некоторые полагают, что в этом возрасте происходит установление сложных невротических связей в головном мозге.

Если произошла травма этого важного органа, то вероятность заикания возрастает. На сегодняшний день можно найти данные о том, что патология молодеет и все чаще встречается у детей до двухлетнего возраста.

Причины невротического заикания должен устанавливать врач.

Довольно часто дети, которые долго использовали соску, сложно справляются с произношением некоторых звуков и страдают от заикания. При этом речевой дефект обладает свойством стремительно развиваться. Заикание характерно не для каждого ребенка.

Как правило, от патологии страдают ранимые, восприимчивые и эмоциональные дети, которые предрасположены к невротическим заболеваниям. Таких детей специалисты характеризуют как невротиков.

Рассмотрим несколько факторов риска, способных привести к появлению невротической формы заикания у ребенка.

  1. Практически никогда заикание не появляется на пустом месте. В любом случае у данной патологии имеется предпосылка и фактор, повлиявший на ее развитие. Раньше типичной причиной появления заикания считался сильный и внезапный испуг, например, при катании на аттракционах, при просмотре фильма ужасов или громком салюте.
  2. Частой причиной развития невротического заикания у детей считается развод родителей. Дети страдают от семейных конфликтов, часто слышат ссоры родителей и разговоры на тему развода, а иногда даже принимают непосредственное участие во всех перипетиях. Понять произошедшее ребенок не всегда может в силу возраста, в результате чего он приобретает чувство неуверенности в себе, ненужности и незащищенности. Все это способно сказаться на речевых функциях.
  3. Еще одна причина формирования заикания у ребенка – появление брата или сестры и сопутствующей ревности. Ребенок считает, что родительская забота полностью переходит к младшему члену семьи, что он остался один и не нужен никому.
  4. Иногда заикание возникает как следствие подражания взрослому или другим детям, находящихся в окружении ребенка. Встречались случаи, когда в группе детского сада, которую посещал ребенок с заиканием, спустя некоторое время насчитывалось уже несколько детей с аналогичной патологией. Детям свойственно копировать не только хорошее в речи, но и отрицательные моменты. Заимствованное заикание сложнее корректируется, чем приобретенное вследствие психоэмоционального фактора.
  5. Левши, которых пытаются переучить, также могут страдать в дальнейшем от заикания. Принуждение к использованию правой руки вызывает в мозгу ребенка конфликт полушарий. Ему приходится перенастраивать работу мозга на неестественный для него лад, что приводит в том числе и к нарушениям речи.
  6. Перегруженные информацией дети также часто получают логоневроз. Современный ребенок вынужден находиться в нескольких информационных полях, что приводит к перенапряжению психики. Родители не понимают, что ребенку сложно переключаться с одного предмета на другой, в итоге его мозг получает массу подчас ненужной и несоответствующей возрасту информации и происходит перегруз, вытекающий в речевые нарушения и логоневроз.

Симптомы и поведение

Невротическая форма заикания характеризуется неравномерным распределением выраженности речевых нарушений. Ребенок в разных ситуациях может хорошо справляться с речевой нагрузкой, не показывая каких-либо нарушений, а в ином случае речь затруднена до такой степени, что коммуникативный процесс становится практически невозможным.

Как правило, в знакомой и привычной обстановке, в окружении близких людей, логоневроз может не проявляться или быть незначительно выраженным. Усиление интенсивности заикания происходит на фоне волнения и перенапряжения в эмоциональном плане, с осознанием собственной ответственности и значимости происходящего события.

Также пациентам с невротическим заиканием бывает довольно сложно общаться с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.

Накладывается отпечаток и на поведенческие характеристики заикающегося человека. Пациент пытается избегать произношения сложных многосоставных слов, прибегает к помощи различных речевых приемов, чтобы завуалировать имеющийся дефект, например, посредством растягивания звуков.

В большей части случаев на фоне логоневроза развивается логофобия. Заикающемуся человеку бывает сложно говорить с другими, особенно незнакомыми людьми, развивается комплекс в общении.

Часто человек отказывается от выступлений на конференциях и планерках, так как стесняется своего речевого дефекта.

Дети младшего возраста, страдающие от логоневроза, избегают участия в утренниках в садике, а школьники отказываются устно отвечать на уроках. Наибольшую выраженность приобретает патология в подростковом возрасте, что приводит к плохой успеваемости и дезадаптации ребенка.

Невротическая форма и неврозоподобная форма заикания может проявляться в различных вариациях. На фоне острой психической травмы может развиться невротическая реакция, возникающая после выхода из состояния шока или аффекта.

Такие факторы, как неблагоприятная обстановка в семье или хроническое травмирование психики могут привести к развитию изменений преневротического типа, когда речевые запинки появляются эпизодически.

В дальнейшем ситуация может двигаться в двух направлениях – как в сторону уменьшения дефекта, так и в сторону его закрепления и прогрессирования вплоть до речевого автоматизма.

Закрепление заикания

Закрепление заикания невротического типа сопровождается следующими состояниями:

Кроме того, встречаются вегетативные нарушения, которые соответствуют симптомам вегето-сосудистой дистонии. Подростки особенно сильно подвержены сомато-вегетативным и невротическим нарушениям.

Характер течения болезни

Течение логоневроза может иметь как рецидивирующий, так и волнообразный характер, когда во время повышенного психоэмоционального перенапряжения происходит усугубление дефекта.

В возрасте пубертатного созревания также возникает существенное ухудшение речевых проблем. В дальнейшем выраженность заикания снижается вплоть до полного его устранения.

Взрослый человек, в детстве страдавший от невротического заикания, при стрессовой ситуации может заново почувствовать данный дефект.

Диагностика

Невротическое и неврозоподобное заикание должны диагностироваться совместно неврологом и логопедом. Очень важно выявить наличие в анамнезе пациента стрессовой ситуации острого или хронического характера.

При постановке диагноза проводится обследование речи на различные ритмические нарушения, наличие запинок и растягивания звуков, повторов слогов, дефектов в плавности и темпе. Задачей невролога является проверка на отклонения в неврологическом статусе. Как правило, при логоневрозе они отсутствуют.

Специалист может обнаружить несущественное оживление рефлексов и признаки дисфункции вегетативного типа.

Важным этапом диагностики является дифференциация логоневроза от неврозоподобного заикания. Последний тип развивается на фоне черепно-мозговых травм, а также при патологиях нервной системы. Данное заболевание имеет свойство постоянно прогрессировать и не сопровождается попытками скрыть патологию со стороны пациента или логофобией.

Неврозоподобное заикание зачастую сопровождается изменениями личности органического характера, такими как инертность, затрудненная переключаемость или состояние постоянной эйфории. Чтобы исключить органическое происхождение патологии, следует провести дополнительные исследования.

  1. Электроэнцефалография.
  2. Эхоэнцефалография.
  3. Реоэнцефалография.
  4. Магнитно-резонансная томография.
  5. Компьютерная томография.

Не менее важно исключить так называемое речевое спотыкание, которое возникает на фоне перенесенной церебральной патологии и сопровождается смазанностью речи в результате артикуляционного расстройства, нарушения скорости и ритма речи, ее монотонность, затрудненный подбор слов и перестановку смысловых акцентов.

Также логоневроз может сопровождать такие расстройства психики, как олигофрения, шизофрения, психопатия. В данном случае требуется получить помощь квалифицированного психиатра.

Методы психотерапии

Чтобы изменить восприятие пациентом стрессовой ситуации и исключить ее влияние, проводится работа с психологом и психотерапевтом, в ходе которой могут использоваться следующие методы:

  • психоанализ;
  • психокоррекция;
  • арт-терапия;
  • психологические тренинги;
  • психотерапия.

Если проблема возникла на фоне неблагоприятной семейной обстановки, пациентам рекомендуется совместная психотерапия с близкими членами семьи.

Помощь невролога

Помощь невролога потребуется для назначения адекватной медикаментозной терапии, которая должна быть направлена на устранение признаков логоневроза и сопровождающих его расстройств. В зависимости от осложнений, сопровождающих логоневроз, могут назначаться следующие препараты:

  • антидепрессанты;
  • седативные средства;
  • транквилизаторы;
  • нейролептики.

Рефлексотерапия и применение электросна

Кроме того, специалист может назначить рефлексотерапию и применение электросна. К лечению логоневроза могут быть подключены нестандартные терапевтические методы, такие как социореабилитация, БОС-терапия, гипнотерапия. Лечение заикания может занять довольно много времени и потребовать усилий не только от самого пациента, но и от его близких.

Мы рассмотрели характеристику невротической формы заикания.

Источник: http://fb.ru/article/397101/nevroticheskoe-zaikanie-vozmojnyie-prichinyi-simptomyi-provedenie-diagnostiki-i-lechenie

Логоневроз: причины и виды заикания, лечение, способы преодоления заикания

Причины логоневроза и методы лечения невротического заикания

Логоневроз, или заикание – речевое нарушение, характеризующееся повторением слов, слогов или отдельных звуков, могут наблюдаться остановки, прерывающие речь. Заикание чаще проявляется у детей.

По статистике этим недугом страдают примерно десять процентов детей от общего количества. Среди мальчиков проблема выявляется раза в три чаще, чем у девочек. Чем спокойней окружающая обстановка, тем меньше шансов возникновения логоневроза у детей.

Например, у сельских жителей недуг отмечается гораздо реже, чем у городских. В среде воспитанников детских домов и интернатов шанс развития данного отклонения намного выше, чем у детей, растущих в семьях.

С возрастом заикание обычно становится менее заметно, а зачастую исчезает полностью. Замечена наследственная предрасположенность к логоневрозу.

Механизм развития заикания (логоневроза) Причины развития заикания Классификация логоневроза – виды заикания – Классификация по течению проблемы – Классификация по типам судорог – Классификация заикания по клиническим формам 4. Общие принципы лечения логоневроза

Механизм развития заикания (логоневроза)

Механизм возникновения заикания, как и его причины, изучены довольно слабо и медицинская наука до конца не может объяснить эти процессы. Самой распространенной теорией считается перевозбуждение центра Брока в головном мозге.

Затем перевозбуждение распространяется на участки, отвечающие за двигательную активность, вызывая судороги мышц речевого аппарата (мягкого неба, губ, языка и прочих). Потом центр Брока успокаивается и нормальная речь восстанавливается.

Недуг наиболее заметен в начале фразы, на согласных буквах.

Как утверждают американские ученые, люди, страдающие рассматриваемым заболеванием, обладают повышенным уровнем дофамина (гормон, отвечающий за работу мозга), а при его понижении состояние речи стабилизируется. На данный момент ведется активная разработка лекарственного препарата, понижающего уровень дофамина.

Причины развития заикания

Заикание наиболее часто развивается у детей дошкольного возраста.

Большую роль играет тот факт, что окончательное формирование полушарий головного мозга завершается примерно к пяти годам — у ребенка реакции возбуждения выражены сильней, чем процессы торможения.

Эти самые реакции с легкостью превращаются в двигательную активность, в том числе и мышц речевого аппарата. Артикуляционные мышцы (языка, губ, мягкого неба, гортани) развиты недостаточно и работают не совсем четко.

Дети, часто воспринимая на слух различные звуки и слова и не понимая их значения, могут просто смешивать их в кучу. Когда ребенок учится разговаривать, его центральная нервная система испытывает колоссальные нагрузки, в результате которых могут возникать сбои в ее работе, приводящие к заиканию.

В возникновении логоневроза может сыграть важную роль фактор подражания. Если в семье, или в ближайшем окружении ребенка, присутствует человек, страдающий заиканием, то дети могут перенять эту манеру разговора.

При очень раннем развитии речи, когда у маленького человека набирается большой словарный запас, а ой аппарат не до конца сформирован, он может просто не справляться с огромным количеством звуков — ребенок старается выдать информацию чуть ли не непрерывным потоком, что является нормой.

Вот еще несколько факторов, которые могут спровоцировать появление логоневроза (заикания):

  1. Когда в семье нездоровый психологический климат и ребенок получает недостаточно внимания, он может заикаться намеренно для привлечения этого самого внимания.
  2. Если воспитание слишком строгое и за малейшую провинность следует порицание или наказание, дети становятся излишне пугливыми и зажатыми, что способствует появлению недуга.
  3. Когда родители пытаются вырастить из своего чада маленького полиглота, и в очень раннем возрасте начинают обучение языкам, не окрепший мозг не в состоянии согласовать информацию, ведь даже основной родной язык ребенок освоил не до конца. Особенно это заметно в двуязычных семьях.
  4. Иногда, чтобы удивить родных и знакомых, родители учат с детьми длинные и сложные стихи, чтобы на семейном торжестве похвастаться способностями своего отпрыска. Но мало того, что головной мозг не готов к подобным экспериментам, так еще и речевой аппарат не в состоянии вынести такие нагрузки.
  5. Если ребенок рождается левшой и его насильственными методами переучивают на правую руку, этот процесс является причиной довольно сильного стресса, что повышает риск возникновения логоневроза.

Мальчики имеют гораздо большую склонность к заиканию, чем девочки. Просто ввиду физиологических особенностей все двигательные функции у девочек окончательно формируются намного раньше — эта особенность касается и развития артикуляционного аппарата.

В группу риска попадают дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, родовые травмы головы, инфекционные болезни, поражающие центральную нервную систему, различные черепно-мозговые травмы и иные патологии, затронувшие работу нервной системы.

Перенесенные психические травмы, стрессовые ситуации также увеличивают шансы появления заикания.

Причем, причины, вызвавшие психологическое расстройство и продолжительность их воздействия, абсолютно не играют ни какой роли: дефект речи может вызвать как короткий испуг, так и длительное состояние волнения или страха.

Обратите внимание: наследственная предрасположенность современной наукой не доказана, хотя подобные предположения высказываются очень часто.

У взрослых заикание встречается гораздо реже чем у детей и, как правило, приходит из детства. Причины возникновения логоневроза у взрослых, по большому счету, мало отличаются от детских причин, поэтому рассматривать их отдельно не имеет большого смысла.

Классификация логоневроза – виды заикания

Виды заикания классифицируются по течению, клинике, типам судорог.

Классификация по течению проблемы

Постоянное – после появления протекает постоянно при любых обстоятельствах, во всех речевых формах.

Рецидивирующее – появляется и исчезает само по себе, часто без связи с какими-либо факторами. Периоды нормальной речи могут длиться очень долго.

Волнообразное – состояние, когда недуг не проходит полностью, а то утихает, то усиливается.

Классификация по типам судорог

По типу судорог существуют:

  • тоническая форма, при которой судорожное сокращение мышц речевого аппарата имеет большую силу и продолжительность. На время судороги происходит задержка речи;
  • клоническая форма логоневроза — характеризуется чередующимися, частыми, короткими судорогами, во время которых повторяются отдельные звуки и слоги;
  • смешанная форма — состояние, когда оба вышеописанных типа заикания проявляются одновременно.

Классификация заикания по клиническим формам

В медицине различают две формы логоневроза по клиническим проявлениям – невротическая и неврозоподобная.

Невротическое заикание

Невротическая форма характеризуется тем, что возникает у людей без имеющихся внутриутробной гипоксии или родовых травм в анамнезе.

Толчком к развитию такой клинической формы логоневроза может послужить психологическая травма или раннее введение в общение второго языка.

То есть, невротическая форма рассматриваемого состояния носит исключительно функциональный характер, при этом мозговые структуры не поражены. Именно поэтому невротическая форма заикания легче поддается лечению.

Симптомы невротического логоневроза

Чаще всего логоневроз данной клинической формы возникает у детей в возрасте 2-6 лет и носит внезапный характер. Сначала ребенок вообще перестает говорить, но на лице у него четко прослеживается выражение страха. Через некоторое время малыш снова начинает пользоваться речью, но сразу же начинает заикаться.

Обратите внимание: при появлении такого заикания ребенок становится беспокойным, у него пропадает аппетит, происходит частая смена настроения, нарушается сон.

При получении любого очередного стресса заикание у ребенка может усилиться, но нередко случаются и длительные периоды, когда малыш разговаривает практически без запинки.

Невротический логоневроз имеет волнообразную форму течения, может иметь разные прогнозы – если стресс/психологическая травма были в единственном числе, то заикание постепенно исчезает, при постоянных эмоциональных потрясениях логоневроз переходит в хроническую форму.

Обратите внимание: если невротическая форма заикания носит хронический характер течения, то, будучи уже взрослым, человек будет чувствовать себя социально неполноценным, у него всегда отмечается пониженное настроение, он боится разговаривать с незнакомыми людьми.

Неврозоподобное заикание

Нередко при диагностировании заикания врачи выявляют, что мамочка во время беременности перенесла тяжелый токсикоз, либо была травма новорожденного при родах – это и является причиной развития неврозоподобного заикания. В данном случае речь идет об органическом поражении головного мозга малыша, поэтому изъян корректируется очень плохо и чаще всего человек заикается всю жизнь.

Симптомы неврозоподбного заикания

Первые четкие заикания появляются у детей в возрасте 3-4 лет – это период, когда малыш начинает разговаривать целыми предложениями, сложными фразами.

Первые полгода протекают волнообразно – ребенок то начинает сильно заикаться, то разговаривает вообще без каких-либо проблем. Но постепенно период нормальной речи исчезает, и малыш начинает заикаться даже при произношении самых простых слов.

Со временем ребенок начинает добавлять к своей речи неуместные звуки (э, и), слова он произносит либо во время вдоха, либо в конце полного выдоха.

Если неврозоподбное заикание присутствует у взрослых, то они при разговоре активно жестикулируют руками, у них может постоянно подергиваться голова, наблюдаются монотонные раскачивания туловища.

Общие принципы лечения логоневроза

Так как проблема заикания носит комплексный характер, родители при появлении заикания у ребенка должны посетить сразу несколько специалистов для полного обследования малыша. В обязательном порядке необходимо показать ребенка и получить консультацию у невропатолога и психиатра, психотерапевта и логопеда.

На сегодняшний день существует масса специально разработанных методик, которые помогают избавиться от заикания и нормализовать речь человека. Причем, такие методики должны применяться в соответствии с возрастом больного – есть программы обучения для дошкольников, есть – для подростков и взрослых.

Обратите внимание: несмотря на то, что имеется масса методик в сети интернет и печатных изданиях, проводить занятия с заикающимся ребенком самостоятельно не целесообразно.

Во-первых, нужно будет обследовать малыша, и выяснить истинную причину заикания. Во-вторых, только специалист определит, какую конкретно программу следует применять для каждого ребенка или взрослого.

В третьих, занятия должны проводиться регулярно, с постепенным усложнением заданий, во время которых оцениваются успехи пациента.

Конечно, и родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы исправить речь у ребенка. Врачи дают несколько рекомендаций в этом отношении:

  1. Организация режима дня. Ребенок обязательно должен спать не менее 8 часов ночью, а при необходимости ему понадобится организовать и дневной сон.
  2. Ограничение просмотров мультфильмов и занятий за компьютером. Родители должны максимально ограничить время ребенка, проводимое перед гаджетами и телевизором. Этим снижается перенапряжение центральных отделов речи.
  3. Организация правильного общения. Разговаривать с ребенком нужно абсолютно спокойно, медленно и правильно проговаривая каждое слово. Если ребенку тяжело выговорить какую-то фразу, нужно будет сделать это вместе с ним вслух и несколько раз подряд.
  4. Соблюдать охранный речевой режим. Книги читать малышу нужно только хорошо знакомые. Нельзя просить малыша пересказать сказку или выучить стих – этим можно будет заняться позже, когда проблема логоневроза решится. Для игр нужно выбирать спокойные занятия – работа с конструктором, лепка, рисование, а связана эта рекомендация с тем, что наедине с собой ребенок никогда не заикается – пусть он в ходе занятий проговаривает свои действия.

Что касается лечения взрослых, то здесь процесс будет сложным и длительным. Взрослому человеку нужно четко соблюдать все назначения врача, если понадобится — не разговаривать несколько дней, выполнять все упражнения.

Заикание (логоневроз) – проблема, которая может мешать вести полноценную жизнь, поэтому ее нужно начинать решать еще в детском возрасте.

Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории

10,926  10 

(150 голос., 4,61 из 5)
Загрузка…

Источник: https://okeydoc.ru/logonevroz-zaikanie-prichiny-vidy-lechenie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.