Правда ли что микрополяризация лучше, чем Томатис?

Содержание

Микротоковая поляризация головного и спинного мозга

Правда ли что микрополяризация лучше, чем Томатис?

Как выглядит сеанс микрополяризации | Преимущества микрополяризации | Показания к назначению микрополяризации | Эффективность метода микрополяризация | Противопоказания| Сертификаты на оборудование | Где ведется прием

Микрополяризация как высокоэффективный метод лечения неврологической патологии был разработан и внедрен в медицинскую практику питерскими врачами около 30 лет назад.

В течение последнего десятилетия метод стал активно использоваться в реабилитационных центрах по всему миру.

В Челябинске метод микрополяризации применяют исключительно в НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» на ул. Университетская Набережная, д.34.

Микрополяризация – лечебное воздействие постоянных микротоков на нервные клетки мозга. Микрополяризация позволяет восстановить нарушенную работу нервной системы, способствуя скорейшему становлению и улучшению жизненно важных навыков и способностей ребенка.

Действие микрополяризации направлено непосредственно на причину развития заболевания, а не на его внешние проявления. Используемые в методе микротоки на порядок меньше традиционно применяемых в физиотерапии импульсов. Они схожи с естественными импульсами головного мозга, а потому лечение безопасно и благодарно воспринимается организмом.

Микрополяризация столь же проста, как традиционные физиотерапевтические процедуры, электросон или ультразвук.

В то же время микрполяризаци обладает высокой степенью избирательности стимулирующего воздействия на структуры мозга: стимулируются именно те структуры, функции которых нарушены.

Постоянный ток минимальной силы способствует развитию нервной ткани и созданию новых связей между нервными клетками.

В ходе лечебных сеансов отмечается нормализация мышечного тонуса, устранение гиперкинезов (навязчивых, внезапно возникающих непроизвольных движений), увеличивается объем двигательной активности и приобретаются новые двигательные навыки, снижается выраженность порочных поз, улучшается опора. Кроме того, наблюдается снижение агрессивности, страха, улучшение настроения, повышается интерес к окружающему, появляется контактность, нормализуется сон.

КАК ВЫГЛЯДИТ СЕАНС ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ

В зависимости от пораженной зоны головного или спинного мозга определяется область воздействия на поверхности тела. На голову ребенка надевается шапочка с проводами.

Либо датчики с проводами крепятся на проекцию спинного мозга в том или ином отделе позвоночника. Во время процедуры ребенок не испытывает никаких неприятных ощущений и может заниматься своими делами.

Хорошо сочетать сеанс микрополяризации одновременно с занятиями с логопедом или психологом.

Лечение транскраниальной микрополяризацией хорошо переносится детьми любого возраста

  • Лечение проводится курсом, как правило из 10-15 ежедневных сеансов. Длительность сеанса занимает от 20 до 40 минут.
  • Перерывы более 3х дней во время лечения не желательны.
  • Лечебное воздействие проводится под наблюдением врача и непрерывным компьютерным контролем.
  • Применение метода возможно, начиная с 1 года.

ПРЕИМУЩЕСТВА МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ:

локальность и направленность воздействия: микротоки направлено воздействуют именно на пораженные структуры ЦНС, стимулируя их восстановление и достигают даже глубинные, периферические структуры, не доступные другим методам лечения.

неинвазивность (лечение не предполагает проколов, не нарушает целостности кожных покровов и не создает риск инфицирования);

хорошо переносится детьми, процедура практически безболезненна;

не создает побочных нежелательных эффектов и осложнений;

нетоксичность, метод воздействует на нервную систему без лекарственных препаратов и позволяет снизить медикаментозную нагрузку на детский организм;

может быть рекомендован как самостоятельное лечение и как часть комплексной реабилитационной программы, значительно повышая эффективность других методик и ускоряя процесс оздоровления;

лечение не противопоказано при повышенной судорожной готовности (спонтанных, навязчивых движениях, подергиваниях), которая является противопоказанием к проведению многих физиопроцедур.

При наличии у ребенка судорожных приступов, лечение проводится на фоне приема ранее назначенного противосудорожного препарата, перед лечением необходимо провести и предоставить электроэнцефалограмму (ЭЭГ)

ПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ

Применение постоянного низкоамплитудного электрического тока на различные ткани демонстрирует хорошие результаты у больных с заболеваниями центральной и периферической нервной системы, дегенеративно-дистрофическими процессами, повреждениями, травмами, последствиями хирургических операций, а также может быть рекомендовано для нормализации мышечного тонуса и профилактики утомления.

Лечение этих патологий возможно после проведения предварительного обследования ребенка. Оценивается функциональное состояние соответствующих зон коры головного мозга, отвечающих за те или иные навыки и способности. Если активность этих зон не достаточна, требуется лечение.

 При задержках психоречевого и моторного развития

Лечение задержки речевого развития, равно как и лечение задержки психического развития ребенка методом микрополяризации дает блестящие результаты. Нередко при обнаружении данных отклонений выявляется также задержка моторного развития.

Выборочно стимулируя микротоками ослабленные зоны головного мозга, отвечающие за формирование речи, двигательную активность и психическое развитие, можно добиться существенного и полного восстановления их функциональной активности и скорректировать картину клинических проявлений у ребенка: неврозов, агрессивности, бедности речи, слабой моторики и координации движения и т.п. В зависимости от показаний для лечения задержки речевого развития, лечения задержки психического развития, лечения задержки моторного развития воздействию микроимпульсами подвергаются те или иные зоны коры головного мозга.

Рефлексогенные зоны коры головного мозга:

  • зона Брокка требует стимуляции, если имеет место нарушение дикции, сниженная речевая активность, бедный словарный запас.
  • зона Вернике – снижение внимания и затрудненное понимание обращенной речи.
  • Ассоциативные речевые зоны – бедная описательная речь и затруднение в построении сложных предложений и рассказов.
  • зона интеллектуальных способностей – низкая познавательная активность, сниженная концентрация внимания и плохое усвоение логического материала.

При спастических формах ДЦП

Лечение ДЦП и эпилепсии методом микрополяризации преследует цель снятия гиипертонуса мышц и нейтрализации так называемых триггерных зон (зон повышенного напряжения в мышцах). Такое напряжение ведет к ослаблению мышц, нарушению двигательной активности и патологии в формировании конечностей.

В ходе лечения ДЦП и эпилепсии микрополяризацией выявленные триггерные зоны подвергаются воздействию слабыми электрическими импульсами.

В результате нормализуется мышечный тонус, причем постепенно достигнутый эффект носит стойкий характер.

У пациентов отмечается наращивание объема пассивных и активных движений в конечностях, появляется плавность движений, развивается крупная и мелкая моторика, вырабатываются новые двигательные навыки.

При гидроцефалии

Микрополяризация позволяет нормализовать повышенное внутричерепное давление за счет снижения выработки ликвора и естественного выведения его излишков.

В результате лечения:

  • устраняются истерические проявления
  • снижается возбудимость и агрессия
  • улучшается память и внимание
  • устраняются головные боли
  • улучшается сон

Проведение микрополяризации школьникам позволяет значительно улучшить успеваемость, а в дошкольный период – улучшить адаптацию к новому ритму жизни.

При повышенном мышечном тонусе

Микрополяризация активизирует соответствующие зоны коры головного мозга, что приводит к выборочному расслаблению спазмированных групп мышц.

В результате лечения:

  • активизируется двигательная активность, улучшается объем движений
  • движения становятся осознанными, направленными
  • интенсивнее развиваются новые двигательные навыки (сидеть, ползать, переворачиваться, ходить и т.д.)
  • нормализуется мышечный тонус
Снизившийся во время лечения спастический тонус не возвращается.

При аутизме и синдроме Аспергера

Микрополяризация позволяет активизировать недостаточную деятельность лобных долей головного мозга, отвечающих за интеллект, сознание, инициативу. В результате лечения ребенок начинает проявлять больший интерес к окружающему миру, обнаруживает познавательный интерес, нормализуется речевое и эмоциональное развитие.

При гиперактивности

Микрополяризация позволяет минимизировать проявления гиперактивности, сопутствующей многим заболеваниям, в том числе гидроцефалии. Метод направлен на устранение первичного заболевания, корректирует, прежде всего, поврежденную работу нервной системы и через это устраняет проявления гиперактивности.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ

  • Метод микротоковой поляризации по достоинству оценен и активно применяется во многих медицинских центрах России, ближнего и дальнего зарубежья. Многочисленные зарубежные исследования также подтвердили эффективность микрополяризации (например, исследования Оксфордского университета).
  • Некоторые показатели клинической эффективности

Рис.

1 Динамика частоты судорожных приступов в течении курса ТКМП теменных и задневисочных зон головного мозга

Рис 2. Прирост показателей клинической балльной шкалы у больных с двигательными расстройствами контрольной и основной  групп после курсового лечения

  – контрольная группа

  – основная группа (проводился курс микротоковой поляризации)

Рис 3. Морфологические изменения под действием транскраниальной микрополяризации (ТКМП) у больных с острыми очаговыми поражениями головного мозга

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ:

1. Острые инфекционные заболевания.

2. Злокачественные новообразования любой локализации.

3. Хронические соматические заболевания в стадии обострения.

Источник: http://deti-indigo74.ru/metod-lech/neurodis/mmrtk

Метод Томатиса при лечении аутизма

Правда ли что микрополяризация лучше, чем Томатис?

Методика аудио тренировок «Томатис» позиционируется ее адептами как психолого-педагогическая практика, которая улучшает когнитивные, адаптационные, коммуникативные, речевые функции детей и взрослых.

Считается, что занятия, проводимые при помощи специальных аппаратов по определенной схеме, могут помочь развитию речи у детей с аутизмом, при заикании.

Так ли это на самом деле? В этом контексте интересны отзывы родителей на метод Томатиса.

Предыстория методики

Томатис терапия названа в честь своего создателя Альфреда Томатиса – французского врача отоларинголога.

Так как отец Альфреда был оперном певцом, его клиентами были в основном творческие люди — артисты и певцы, которые страдали нарушениями голоса. В процессе лечения своих клиентов, Альфред всем делал аудиограмму. Позже, он заметил некую закономерность, что у певцов потерявших голос – в определённых частотах были также нарушения слуха.

Исходя из этого, он пришел к выводу, который звучит как постулат: «Голос может воспроизвести только то, что слышит ухо»

Далее у знаменитого отоларинголога появилась заинтересованность в том, чтобы помочь человеку с развитием слуха.  Его интересовал не физический слух, а сама способность использовать этот слух – слуховое внимание, слуховая фокусировка. Так Альфред Томатис и разработал аппарат – «электронное ухо».

Томатис терапия. Что это такое?

Чтобы понять, что такое эффект Томатиса нужно понимать, что ухо – это не только орган слуха, но еще и орган вестибуляции (равновесия).

При этом есть довольно много разных исследований и наблюдений, что вестибулярная система опосредовано, связанна  с речью.

Например: маленькие дети перед запуском речи, примерно за месяц до ее появления начинают крутиться вокруг своей оси, они, таким образом, стимулируют вестибулярную систему до речевого прорыва.

Ухо состоит из трех частей:

  1. Наружная;
  2. Средняя;
  3. Внутренняя.

В средней части находятся микроскопические косточки, которые передают звук, эти косточки связывают мышцы. Таким образом, при передаче звука через наушники происходит тренировка этих микроскопических мышц.

Когда Альфред Томатис стал опробовать свой аппарат, он увидел очень странный эффект, который особенно наблюдался у детей – они становились более эмоциональными. Изначально этот эффект Томатис не пытался вызвать, т.к. у него были другие задачи, но в дальнейшем именно этот эффект влияния на эмоциональную систему стал одним из ключевых эффектов для стимуляции речи.

Электронное ухо – это аппарат, при котором полный спектр звука подается с задержками одновременно на воздушную и костную проводимость.

У детей с РАС костная проводимость развита лучше, чем воздушная.Сначала сигнал подается на костную и с некоторыми долями секунд задержек дублируется на воздушную проводимость. Таким образом, происходит «игра» между костной и воздушной проводимостью.

Кроме этого, звук подается с фильтрацией частот (низкие, средние и высокие). Считается, что низкие частоты коррелируют с моторным развитием (телесным), средние – с речевым  развитием и высокие частоты связаны с эмоциями человека.

В качестве звуков при «Томатисе» в 80% используется музыка, зачастую Моцарт, вальсы и григорианский хорал, также записанный голос матери, голос педагога и голос самого ребенка.

Музыка Моцарта используется из-за того, что в ней очень широкий спектр частот. Голос матери используется из-за того, что ребенок, еще, будучи в утробе слышал этот голос. Таким образом, при прослушивании голоса матери во время «Томатиса», ребенок возвращается в тот сенсорный опыт, который он получал внутриутробно.

Таким образом, с помощью терапии звуком решаются такие задачи:

  • Развитие слухового внимания;
  • Звук становится более комфортным;
  • Тренировка вестибулярного аппарата.

Основные принципы терапии звуком:

  • Человек может воспроизводить только то, что он слышит и только так, как именно он слышит;
  • Когда меняется слух, то меняется и голос;
  • На процесс слушания можно влиять, если менять частоту звука.

Отрицательные моменты методики Томатис

Отрицательные моменты методики:

  1. Риск перестимуляции – накопление нежелательных моментов (перевозбуждения);
  2. Появление нежелательного поведения, которое встречается и у нормотипичных детей: страхи, упрямство, эмоциональность и т.д.

Не стоит пугаться, ведь такое поведение наоборот может свидетельствовать о признаках в развитии. Например, ребенок, который ничего не боялся, может начать бояться темноты. Это тоже признак развития, который просто не очень удобный для родителей. По этому, не все отрицательные проявления однозначно отрицательные.

Как избежать рисков:

  1. Постоянная обратная связь консультанта с родителями. Очень важно, чтобы консультант «Томатис» постоянно поддерживал связь с родителями, ведь негативная реакция может возникнуть дома и в таком случае, специалист может вовремя изменить программу для ребенка в другую сторону.
  2. Постоянная обратная связь консультанта с работающими педагогами.
  3. Индивидуальная программа для каждого ребенка.

Все дети разные, по этому, программа должна быть строго индивидуальной для каждого ребенка, если одному можно проводить сеанс «Томатиса» каждый день, то другому через день или два.

Отзывы специалистов о методе «Томатис»

Отзывы специалистов о методе Томатис в основном восторженные, они утверждают следующее:

  • после занятий значительно возрастают когнитивные способности, память, способности к изучению языков
  • повышается уровень внимания
  • снижается уровень расстройств (каких именно не уточняется)
  • повышается качество речи, способность к чтению и слушанию

Данные на сайте «Логомед прогноз» приводятся по Европе, где изучались отзывы родителей о Томатис. В процентах утверждается, что 95% родителей положительно отзываются о методе Томатис в лечении детей.

Здесь же приводятся цифры, что:

  • у 83% детей улучшения сохраняются и прогрессируют в течение полугода после окончания занятий
  • у 14% детей улучшения сохраняются частично
  • 3% — полностью утрачивают приобретенные навыки без подкрепляющий занятий

Исходя из вышеизложенного — специалисты рекомендуют каждые 6 месяцев проходить поддерживающую Томатис терапию для детей с аутизмом.

Следует отметить, что стоимость часа занятий колеблется в пределах 1000 рублей. Рекомендуемый начальный курс терапии – 30 занятий.

Методика «Томатис» – что говорят родители

Отзывы родителей на форумах в сети в основном негативные или осторожные. Явные положительные изменения у детей отмечают немногие, но такие родители есть.

u-mama.ru

Томатис в УГМК – отзывы на форуме говорят о том, что занятия по этой методике назначают практически всем детям, которые проходят лечение у невролога. Родители отмечают высокую стоимость курса лечения.

Говорят о том, что назначения часто проходят без качественного предварительного обследования. В частности, Томатис не показан при эпилептической активности, а здесь на это не слишком заостряют внимание.

Родители обсуждают эффективность аналогового аппарата (оборудование Besson) и цифрового (Solisten), которые используются в сеансах аудио-коррекции. Негативные отзывы Томатис относятся к цифровому аппарату. Родители утверждают, что цифровой сигнал не действует на среднее ухо должным образом, поэтому лечебный эффект отсутствует.

В целом на данном форуме Томатис терапия по отзывам родителей эффективна:

  • при задержке речевого развития
  • при небольшой умственной отсталости, которая диагностируется как задержка психо-речевого развития

Многие родители не могут точно отнести положительные сдвиги в развитии детей к действию аудио-коррекции Томатис, поскольку с детьми параллельно ведутся другие развивающие занятия. Томатис для школьников – отзывы говорят об эффективности использования для улучшения памяти и умения концентрировать внимание на изучаемом предмете.

Как действует Томатис при заикании, отзывы не позволяют объективно оценить. Родители отмечают положительные изменения, но не могут точно отнести их к применению данной методики.

medkrug.ru

Томатис при аутизме отзывы на форуме данного сайта от пользователя Ladushki. Она пишет, что прошли с дочерью курс аудио-коррекции Томатис терапии, их отзывы, как родителей положительные.

Ребенок разговаривать не стал, но начал лучше понимать речь и реагировать на короткие просьбы что-то дать, принести, подойти.

Однако мама отмечает, что параллельно были занятия с логопедом и психологом.

otzovik.com

Пользователь to4ka1, Россия, Смоленск. Здесь подробный отзыв о Томатис для детей с задержкой речевого развития.

Мама говорит о том, что методика хорошо работает для детей с небольшими проблемами и практически бесполезна для «тяжелых» аутистов.

Использовать советует Томатис в «сотрудничестве» с логопедом и психологом, поскольку считает, что отдельно это не работает. Дополнительная стимуляция слуха помогает улучшить эффект от лечения у специалистов.

Отмечает, что чуда ждать не стоит, методика Томатис не лечение, а педагогическое коррекционное занятие. 3 курса обошлись родителям в сто тысяч рублей. Девочка стала хорошо и много говорить.

conf.7ya.ru

На сайте есть раздел конференция «Другие дети».

Здесь развернулась дискуссия по Томатис терапии — отзывы родителей противников и приверженцев не столько самого метода, сколько определенных практикующих его специалистов. В целом много положительных отзывов.

Негативные отзывы о Томатис также присутствуют. Однако в их подлинности и искренности заставляет усомниться сама дискуссия – одни хвалят доктора Жанно, другие Светлану.

Анализ сообщений позволяет сделать следующие выводы – прежде, чем заключать контракт на проведение занятий изучите документы практикующего специалиста. Неквалифицированное использование аудио аппаратуры может навредить ребенку, поскольку воздействие на слуховой аппарат достаточно мощное.

baby.ru

Форум, тема: метод Томатиса. Родители обсуждают Томатис при аутизме. Отмечают, что у детей появляются первые слова после прохождения всех 3 курсов. Значимых изменений в стереотипном поведении или социальных навыков нет.

Из негативного:

  • аутисту трудно просидеть час в наушниках
  • некоторым деткам не удается надеть наушники
  • после сеансов отмечается перевозбуждение, гиперактивность

Исходя из отзывов, «Томатис» эффективен как вспомогательный метод в реабилитации детей с задержкой речевого развития, аутизмом, умственной отсталостью. Нет однозначных свидетельств того, что критика имеет обоснованную почву. Каждому родителю придется самостоятельно решать использовать данную методику в реабилитации ребенка или воздержаться.

Источник: https://autizmy-net.ru/tomatis-terapiya-dlya-razvitiya-rechi/

Хорошо бы малышу «поджечь голову»: правда и мифы о микрополяризации | Милосердие.ru

Правда ли что микрополяризация лучше, чем Томатис?

Скриншот с .com

В почте «Милосердия» немало просьб от родителей о сборе денег именно на это лечение.

В то же время на многочисленных интернет-форумах родителей, чьи дети страдают аутизмом, ДЦП, задержками психического развития, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), приходится читать разнообразные мнения, в том числе и такие: «ТКМП – это тот же электрошок, только слегка послабее и подлиннее. И вы хотите подвергнуть этому своего ребенка?» Другие родители пишут о полезности метода, но сетуют на его дороговизну. Третьи – жалуются на повысившуюся возбудимость ребенка после сеансов.

В США и Западной Европе траскраниальная микрополяризация (transcranial direct current stimulation) используется довольно активно. Этот метод пока что не является официально одобренным и имеет статус экспериментального.

Многочисленные исследования, однако, свидетельствуют о том, что терапия имеет серьезный потенциал в лечении неврологических и психиатрических заболеваний

Разобраться, что же такое ТКМП и стоит ли возлагать на нее надежды в реабилитации детей, нам помог главный врач Санкт-Петербургской клиники «Доктрина» (группа клиник «Прогноз») врач-невролог Игорь Ефимов.

– Игорь, в вашей клинике активно применяется метод транскраниальной микрополяризации. В чем суть этой терапии? Правда ли, что она не отличается от электрошока, который так пугает родителей больных детей?

– Я сталкивался с тем, что некоторых такая перспектива, наоборот, привлекает. Как-то ко мне пришла молодая женщина с гиперактивным ребенком, которая слышала, что мы «лечим током», и это замечательно, потому что хорошо бы малышу «поджечь голову, чтобы он стал поспокойнее». Удивительно, когда молодые люди, которые, казалось бы, должны быть неплохо образованы, проявляют такую дремучесть.

Но давайте по порядку. Транскраниальная микрополяризация – это лечебное воздействие постоянным электрическим током при низком напряжении на клетки головного мозга. Электрошок же – это действие переменным током высокого напряжения.

Сказать, что между ними есть что-то общее и этого следует опасаться, это все равно, что опасаться воздействия электрического света на том основании, что в лампочке присутствует ток.

Суть транскраниальной микрополяризации в том, что она, говоря попросту, «помогает дружиться нейронам», то есть способствует образованию новых связей в мозгу, а значит и обучению, в зависимости от того, какую зону коры мы стимулируем.

Игорь Ефимов, врач-невролог. .com/efimov

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее, как это происходит.

– Происходит это так. Наиболее распространенный в России аппарат для микрополяризации имеет 6 электродов: 4 анода ( «+» электрод) и 2 катода («-» электрод). Анодная поляризация стимулирует ту или иную зону коры мозга, а катодная, наоборот, ингибирует, успокаивает. Но это, конечно, условно.

Если у нас, например, ребенок с речевыми проблемами, то мы можем поставить анод на зону Брока (речевой центр в коре), ребенку с ДЦП – на моторную зону. При этом такой пациент может быть эмоционально возбудимым – и в этом случае катодом мы станем воздействовать на лимбическую систему, регулирующую эмоции. В этом и заключается смысл поляризации.

Что здесь важно? Во-первых, аппаратура хорошего качества, во-вторых, точно подобранный под индивидуального пациента протокол и педантичное следование ему. К сожалению, во многих медицинских центрах проблемы и с тем и с другим.

Прибор стоит 100 000 рублей (а качественный – не менее 10 000 долларов, но к этому мало кто стремится), при этом протоколы лечения используют стандартные, из методички.

Как правило, берут оттуда первые два и ставят всем пациентам без разбора. И, казалось бы, при минимальных затратах, стоимость терапии для пациентов должна быть невысокой, но с родителей берут огромные деньги – по две-три, а то и четыре и более тысяч за 15-минутный сеанс.

К счастью, метод неинвазивный, вероятность негативной побочки минимальна, но терапия может оказаться неэффективной и при этом очень дорогой. В результате потенциально полезный метод дискредитируется, родители не поведут своего ребенка вторично на ТКМП и расскажут о неудаче другим.

Это очень печально, потому что за границей популярность ТКМП растет: этот метод считается безопасным и дешевым.

В США, например, в некоторых медицинских центрах после проведения обследования выдают индивидуальные аппараты, запрограммированные под конкретного пациента, и пациент сам проводит ежедневные сеансы в домашних условиях. Он надевает шапочку, в которой электроды уже расположены определенным образом, и включает аппарат.

Все дело в протоколе

Ребёнок получает сеанс микрополяризации, одновременно делая физические упражнения

– Вы говорите, что метод безопасен, но иногда приходится читать о том, что у ребенка после сеансов ТКМП наблюдается поведенческий регресс. Многие родители опасаются того, что скрытая судорожная активность мозга, которая нередко присутствует при аутизме, под воздействием токов может перерасти в полномасштабную эпилепсию.

– Теоретически регресс возможен при неправильно подобранном протоколе. Если у пациента какой-то из центров коры мозга уже работает на подавление других центров, а мы станем его стимулировать, то в принципе возможно обострение. Но с таким я пока что не сталкивался.

Что касается эпилепсии, то ее даже лечат микрополяризацией, ставя катод на эпилептический фокус. Мы пока что так не делали, но неоднократно во время сеансов снимали электроэнцефалограмму, и не наблюдали при этом эпи-активности.

Мы у себя в клинике придаем большое значение безопасности. Знаете, что забавно?

Те, кто относится к ТКМП подозрительно, часто говорят нам: «Экспериментируете на детях?! Вы свои методики сначала на себе опробуйте!»

Они не знают, что буквально этим мы и занимаемся! Любое оборудование проверяем сначала на себе. Вот, например, мой коллега на днях решил посмотреть, что будет, если дать на катод предельную силу тока, механически давить и полностью высушить электропроводный гель – и получил-таки легкий ожег кожи головы, но никакого негативного влияния на собственный мозг не обнаружил.

Мы никогда не начинаем лечения, если ребенок не прошел тщательного обследования. Если мама привела к нам в клинику ребенка без ЭЭГ, мы делаем это исследование на месте бесплатно. Составляя протокол, мы учитываем все особенности и проблемы пациента, стараемся сделать терапию максимально прицельной.

В ТКМП всегда есть новое – новые протоколы, новое оборудование. Тот прибор американского производства, который мы начинаем использовать сейчас, имеет 5 электродов: 4 одного знака и 1 другого. Это позволяет более точно сфокусировать действие тока и увеличивает глубину проникновения.

Еще одна характеристика аппарата – это система Limited Total Energy, которая не дает превысить максимально допустимую силу тока, а также система «параболического» нарастания силы тока, которая обеспечивает равномерное ее увеличение, без скачков.

Еще я бы обратил внимание родителей вот на что. Специалист выставляет на приборе силу тока, но мы не можем быть уверены в том, каково сопротивление, поэтому реальная сила тока, идущего в мозг, нам неизвестна.

Для того, чтобы сопротивление было постоянным, из-под губки под электродом должна постоянно течь вода. Наши лаборантки регулярно поливают губку соляным раствором из водяного пистолета, это обеспечивает постоянную силу тока. Родителям стоит это знать и смотреть, следят ли за этим в том центре, куда они водят ребенка на процедуры.

Экран монитора, на котором отображаются этапы процесса ТКМП. .com/efimov

– Это ценный совет. Что еще следует учесть родителям, решившим попробовать со своими детьми транскраниальную микрополяризацию?

– Вот что самое главное: необходимо понимать, что ТКМП сама по себе не лечит. Совершенно бесполезно проходить сеансы микрополяризации, а после этого сидеть в темной комнате.

Для ребенка с когнитивными проблемами параллельно с сеансами нужны развивающие занятия, для ребенка с ДЦП – физические упражнения. Только в этом случае мы увидим прогресс в развитии когнитивных или моторных функций.

Представьте, что аутичный ребенок получил 1000 часов поведенческой терапии (АВА), а микрополяризация усилила эффект этих занятий на 20%, да хотя бы даже на 5% – это будет большой прогресс в развитии.

Сейчас уже доступны портативные приборы, позволяющие совмещать сеанс микрополяризации непосредственно с обучением или с физическими упражнениями. Например, при упражнениях на вестибулярный аппарат электрод можно поставить на мозжечок, который отвечает за его функционирование.

Некоторые родители аутичных детей ошибочно полагают, что та или иная терапия вылечит аутизм, и с такими же надеждами приводят ребенка на ТКМП. Вылечить аутизм транскраниальной микрополяризацией невозможно, но можно помочь ему преодолеть конкретные дефициты: недостаток речи, дискоординацию движений, гипервозбудимость.

– А в преодолении дефицитов вы видите результаты?

– Да, вижу. В месяц через нашу клинику проходит до 200 пациентов, многие из них достаточно тяжелые. 140-150 из них получают сеансы микрополяризации и на выходе мы видим положительные сдвиги.

Должен признать, однако, что есть проблема с объективизацией результата. Для того, чтобы провести методически грамотное исследование, нужно примерно полгода, а также нужны экспериментальная и контрольная группы детей. Контрольная группа для сравнения будет получать плацебо-терапию, и это не очень хорошо.

Мы долго не решались на это, однако в марте нынешнего года такое исследование все-таки начнется. Мы набираем для него аутичных детей в возрасте от 3,5 до 6,5 лет. После окончания исследования мы проведем реальную терапию для детей из группы плацебо.

Мы стараемся быть объективными, ценим критику и отрицательный результат: когда видим, что что-то не работает, мы не считаем ошибкой пробу, и само собой эти исследования бесплатны для пациентов.

К сожалению, у нас в стране в научном сообществе отрицательный результат не в цене, но ведь если мы не получили того, к чему стремились – это тоже результат, это говорит об ошибочности предположения. Значит, его можно отмести и двигаться дальше.

Именно так происходит с зарубежными исследованиями: научная группа получила грант, проверила гипотезу, она не подтвердилась, выводы публикуют. Ни грантодатель, ни научное сообщество не имеют претензий к исследовательской группе. У нас же ценится только результат положительный.

Врачи должны знать не только русский язык

– У меня сложилось впечатление, что в мире проводится очень много исследований транскраниальной микрополяризации. Во всяком случае, в электронных медицинских базах данных огромное количество статей по теме американских, итальянских, немецких, австралийских, бразильских ученых…

– Да, это так. И тем, кто занимается этим методом необходимо быть в курсе этих изысканий.

Огорчительно то, что среднестатистический врач в России не знает английского языка и не читает современных исследований. Это совершенно недопустимо, особенно для тех, кто занимается новыми прогрессивными методами.

Современный профессиональный стандарт требует от врача знания языка и современной медицинской литературы. Впрочем, почему современный? Вспомним Булгакова: его земский врач владел языками и имел библиотеку книг по медицине на немецком.

Почему наша клиника начала заниматься транскраниальной поляризацией только с 2010 года, хотя методика эта гораздо старше? Да потому что до этого времени отсутствовала достаточная научная база.

До 2008 года были опубликованы некоторые российские исследования, но они не соответствовали научным стандартам, а на Западе публиковалось лишь 2-3 работы в год по данной теме.

Только к 2010 году была накоплена достаточная критическая масса научных работ, позволившая обоснованно применять метод.

Хочу сказать доброе слово о российском враче-реабилитологе Илье Александровиче Никитине, который сейчас руководит реабилитационным центром в Берлине. Этот человек создал в России научную базу транскраниальной поляризации. Он проработал порядка 1000 научных статей и отфильтровал самые важные для тех врачей, которые собираются заниматься этим методом.

Но никогда невозможно сказать, что необходимые знания получены, теперь можно работать не отвлекаясь. Наука не стоит на месте. В январе 2017 года прошла конференция по неинвазивной стимуляции мозга в Нью-Йорке, и это сотни докладов, которые нужно просмотреть, выбрать 20-30 самых актуальные и изучить их.

В планах – международная конференция в Барселоне весной, на которой я собираюсь выступать с постерным докладом об индивидуальном подходе в терапии детей с аутизмом. Ну и, конечно же, надеюсь услышать от коллег много нового и полезного для нашей будущей работы.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/horosho-by-malyshu-podzhech-golovu-pravda-i-mify-o-mikropolyarizatsii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.