Когнитивные расстройства у ребенка что делать?

Содержание

Когнитивные нарушения у взрослых и детей

Когнитивные расстройства у ребенка  что делать?

Когнитивные нарушения – один из самых распространенных неврологических симптомов, который сигнализирует о расстройстве работы головного мозга. Эти нарушения напрямую влияют на способность к разумному познанию мира. А причинами тому может быть целый ряд различных заболеваний. В чем же суть данной патологии?

Что такое когнитивные нарушения?

Когнитивные свойства организма заключают в себе такие функции нашей нервной системы, которые отвечают за осознание, восприятие, изучение, понимание и переработку информации из окружающей нас среды. Без этой важной функции человек не способен правильно воспринимать и познавать окружающий его мир. Ниже приведены функции, которые пострадают в результате данной патологии:

  • Восприятие. Человек не может воспринимать информацию из внешней среды.
  • Интеллект. Нарушена способность анализа информации. Человек не в состоянии делать умозаключения.
  • Психомоторная функция. Утрачивается способность к выполнению различных двигательных навыков.
  • Память. Нарушена способность сохранять и воспроизводить полученную информацию.
  • Внимание. Человек с большим трудом может выделять какую-либо информацию из всеобщего потока, он испытывает трудности с концентрацией.
  • Речь.

Причины нарушений

Причины возникновения когнитивных нарушений условно подразделяются на две категории: органические и функциональные.

Последняя характеризуется тем, что у человека нет какого-либо прямого поражения головного мозга. К такому состоянию могут привести стрессовые ситуации, переутомления, негативные эмоции.

Оно может наблюдаться у людей всех возрастов и при этом не несет особой опасности. Обычно симптомы уходят самостоятельно, после того, как причина их появления устраняется.

Изредка, существует необходимость в применении легкой медикаментозной терапии.

Повреждение мозга

Органические же нарушения всегда подразумевают под собой повреждение головного мозга. Подобные состояния чаще встречаются у людей постарше. Но грамотное лечение в большинстве случаев позволит достичь существенных улучшений даже при когнитивных нарушениях в пожилом возрасте.

Самые популярные причины названной патологии:

  • гипотиреоз;
  • сахарный диабет;
  • различные травмы;
  • сосудистые болезни головного мозга – атеросклероз (приводит к окклюзии магистральных сосудов), инсульт, артериальная гипертензия;
  • печеночная недостаточность;
  • почечная недостаточность;
  • нерациональное потребление лекарственных средств;
  • наркомания;
  • алкоголизм;
  • опухоль головного мозга;
  • рассеянный склероз;
  • болезнь Альцгеймера;
  • болезнь Паркинсона;
  • отравления.

Как проявляет себя синдром когнитивных нарушений?

Симптомы

Симптомы недуга очень разнообразные. Во многом они будут определяться серьезностью патологического процесса и его расположением в головном мозге. При когнитивных нарушениях, чаще всего, повреждается не одна функция, а сразу несколько:

  • теряется ориентация в незнакомых местах;
  • понижается динамичность мышления – новая информация может не восприниматься, пациенту трудно делать выводы;
  • наблюдается отсутствие критичности в оценке своего поведения;
  • уменьшается концентрация внимания – испытываются трудности в решении конкретных задач;
  • снижаются функции памяти – сначала человек забывает события, которые недавно произошли, а по мере прогрессирования он забывает и то, что произошло уже давно.

Виды

Исходя из степени проявления нарушений, можно обозначить три их вида.

При легких когнитивных нарушениях симптомы выглядят как снижение концентрации внимания, незаметное ухудшение памяти, высокая утомляемость при разных видах умственного труда. Человек может забыть имена знакомых, не способен найти дорогу в незнакомом месте, ему сложно подбирать слова. Часто он не может вспомнить, где оставил какую-то вещь.

Обследования этих нарушений проводятся с применением психологических и клинических исследований. Так, при выполнении нейропсихологических тестов может быть установлено нарушение серийного счета.

Пациенту свойственно отсутствие глобальных изменений в эмоциональной и поведенческой сфере, нет повреждений в головном мозге. Наблюдается небольшое нарушение профессиональной и социальной активности.

Умеренные когнитивные нарушения вызываются в результате ухудшения одной или нескольких функций. Пациенту может требоваться помощь со стороны, так как он почти не помнит некоторые ситуации из жизни, не способен находить дорогу.

Деменция

Тяжелый вид когнитивных нарушений – это деменция. Такой вид характерен наличием сложных проблем в профессиональной и социальной сфере и даже в банальном самообслуживании. Ему постоянно необходима посторонняя помощь.

У человека появляется дезориентация во времени, он не помнит многие жизненные события. Ситуация может осложнится появлением навязчивых идей, тревожности, бредом и галлюцинациями.

Самое тяжелое проявление – полное отсутствие психомоторных навыков, недержание мочи, потеря речи.

Когнитивные нарушения у детей

Эта проблема довольно часто наблюдается у детей и подростков. Ее причины могут крыться в дефиците необходимых для организма витаминов и минералов, травмах при родах, перенесенных заболеваниях, гипоксии головного мозга, внутриутробных инфекциях.

Важно знать, что самая частая причина когнитивных расстройств у детей – это гиповитаминоз. Ученые провели ряд исследований, в результате которых обнаружили явную закономерность понижения когнитивных функций у детей, причиной которой является недостаточная обеспеченность их микронутриентами.

Характерные признаки когнитивных нарушений у детей – это синдром гиперактивности с дефицитом внимания, нестабильная психика, нарушенные поведенческие рефлексы, сложность при освоении навыков письма и чтения.

Препараты

Лечение детей с когнитивными нарушениями необходимо проводить в комплексе, включающем медикаментозные и немедикаментозные методы терапии. Из лекарственных препаратов, в большинстве случаев, используются ноотропные средства.

Они повышают функции метаболизма и межнейронную передачу в ЦНС, что хорошо сказывается на интеллектуальной деятельности, памяти, речи, внимании и способности к обучению.

К подобным средствам относятся «Энцефабол», «Пирацетам», «Пирацетам», «Инстенон».

Положительный эффект приобретается и во время занятий с психотерапевтом, а также с помощью тренировок памяти, к примеру, заучивания наизусть песен и стихов.

Как выявить когнитивные расстройства, происходящие в мозге

Для того чтобы обнаружить наличие и степень когнитивного нарушения мозга, необходимо детально опросить больного и его родственников. Нужно учитывать наличие травм в анамнезе, наследственности, психическое и эмоциональное состояние пациента, употребление лекарств, вредные привычки.

Неврологи проводят осмотр пациента на предмет присутствия основного заболевания, которое может дать неврологическую симптоматику.

Психическое состояние поможет определить профильный специалист, пользуясь нейропсихологическим тестом. Такие тесты являются уникальными упражнениями на воспроизведение слов и рисунков, решения задач, выполнения каких-либо двигательных упражнений и подобные действия.

При когнитивных нарушениях у пожилых очень хорошо использовать шкалу MMSE – это список вопросов, которые могут оценить, в каком положении них находятся память, восприятие, речь, чтение, срисовывание, ориентация в пространстве и пр. Эта шкала также может использоваться для оценки адекватности и эффективности лечения.

У пациентов с когнитивным расстройством приобретенного характера следует проводить специальные лабораторные обследования. Врачу необходимо иметь данные биохимических и клинических анализов крови, уровня тиреотропных гормонов, липидограммы и некоторых других показателей.

Из аппаратных способов при этом используются: электроэнцефалография, компьютерная и магнитно-резонансная томография, допплерография магистральных сосудов.

Пациенту необходимо устранить возможные соматические заболевания.

Если есть какое-либо подозрение на болезнь Альцгеймера, следует провести дифференциальную диагностику данного заболевания с сосудистой деменцией.

Как лечит нарушение когнитивных функций?

Методы терапии

Если вы наблюдаете у себя даже самые незначительные признаки когнитивных нарушений, нужно начать пользоваться витаминно-минеральными комплексами и принимать аминокислоту «Глицин». Конечно, самолечение не рекомендуется, так что, до того как начать какую-либо терапию, следует посоветоваться с врачом.

Коррекция когнитивных нарушений, конечно, во многом будет зависеть от причины их происхождения. Но самая важная ее цель – это исправление патологических изменений, которые возникают в головном мозге.

Кроме лечения основной болезни, врачи советуют принимать средства нейропротекторного действия, чтобы повысить когнитивные функции. К таким относятся: «Кавинтон», «Пирацетам», «Ноотропил», «Цераксон», «Церебролизин», «Милдронат».

Это также хорошая профилактика дальнейшего возникновения этого расстройства.

Если пациент имеет выраженные когнитивные нарушения и выявленную деменцию, ему будут назначены такие препараты: «Ницерголин», «Галантамин», «Мемантин», «Ривастигмин», «Донепезил». Продолжительность курса и дозировка определяются строго индивидуально.

Пациенту показаны также лекарственные средства, которые помогут справиться с гиперхолестеринемией – «Симвастатин», «Торвакард», «Аторвастатин». Помимо этого, врачи рекомендуют соблюдать безхолестериновую диету. Надо внести в рацион овощи, фрукты, нежирное молоко, творог и морепродукты. Также важно отказаться от вредных привычек, если такие имеются. Полезен будет курс психотерапии.

Дополнительная информация

Врачи советуют всем учить стихотворения, заняться рисованием, вязанием или каким-нибудь другим занятием, где нужно задействовать руки. Также полезны разгадывания кроссвордов. Такое времяпрепровождение – замечательная зарядка для мозга.

Как предотвратить нарушения когнитивного развития?

Профилактика и прогноз

Составить общий прогноз при когнитивных нарушениях невозможно. В каждом отдельном случае результаты имеют индивидуальный характер. Но если своевременно обратиться за помощью к врачу и соблюдать все предписания, удастся притормозить развитие болезненного процесса.

Необходимо отметить, что имеются две формы когнитивных расстройств: обратимые и необратимые. Первую форму можно корректировать, а вот вторую – нет.

Профилактика включает в себя специальные мероприятия, которые направлены на понижение стресса и увеличения умственной и физической активности человека.

Во избежание появления подобных патологий, следует уже с молодого возраста стараться постоянно выполнять какие -либо интеллектуальные задачи.

Кроме этого, в целях профилактики деменции нужно вовремя проводить лечение сосудистых заболеваний, печеночных болезней, а также пополнять недостаток витаминов группы В.

Лечение когнитивных нарушений должно быть своевременным.

Большая часть случаев говорит о том, что симптомы только прогрессируют. Так что важная цель профилактики – торможение дальнейшего течения разрушительных процессов, уменьшение патологических влияний на головной мозг. Для этого следует придерживаться определенных правил:

  • Заниматься различными упражнениями для тренировки когнитивных свойств, о которых мы уже упоминали.
  • Принимать лекарственные препараты, назначенные врачом.
  • Сохранять стабильное психическое и эмоциональное состояние, остерегаться отрицательных эмоций, стрессов.
  • Так как существует связь между когнитивными функциями и физической активностью, следует обязательно заниматься каким-либо спортом (гимнастикой, плаванием, йогой, пилатесом, ходьбой).
  • Нельзя не обращать внимания на важность социальной деятельности. У людей, которые социально изолированы, риск возникновения подобных нарушений велик.
  • Также необходимо акцентировать внимание на свое питание. Нужно, чтобы оно было сбалансированным. Положительный эффект будет, если соблюдать средиземноморскую диету. Можно принимать витамины и пищевые добавки: витамин Е, витамины группы В, медь, цинк, омега-3.

В заключение

Нарушения когнитивного развития, конечно же, являются очень серьезной проблемой для здоровья человека. Поэтому крайне необходимо ее обнаружение на первых этапах возникновения. Это может помочь в принятии адекватных мер для профилактики прогрессирования болезни.

Источник: http://fb.ru/article/51755/osnovnyie-kognitivnyie-narusheniya

Проявления нарушений когнитивных функций у детей и способы лечения расстройства

Когнитивные расстройства у ребенка  что делать?

Когнитивные нарушения у детей создают проблемы с учебой и дальнейшей социализацией, поэтому нуждаются в коррекции. Проявляются в расстройстве восприятия и воспроизведения информации. Приводят к этому различные заболевания центральной нервной системы, инфекции, тяжелые роды.

Причины когнитивных нарушений

Основными причинами нарушения когнитивных функций являются органические поражения головного мозга разной степени тяжести. Факторы, приводящие к формированию проблем с познавательными способностями:

  1. Внутриутробные инфекции.
  2. Родовые, черепно-мозговые травмы.
  3. Табакокурение и употребление алкоголя матерью во время беременности.
  4. Перенесенные нейроинфекции: менингит, энцефалит.
  5. Нарушения родового процесса.
  6. Дефицит витаминов, макро- , микроэлементов, неправильное питание.
  7. Органические патологии – гидроцефалия.

Внутриутробные инфекции, такие как хламидиоз, герпес, краснуха, могут вызвать нарушения развития нервной ткани. Наличие подобных возбудителей у матерей часто приводит к неполноценному формированию головного мозга младенца.

Гонококковый, менингококковый, стафилококковый менингит, вирусный энцефалит приводят к отеку и гибели нервных клеток, что в дальнейшем сказывается на умственном развитии.

Травмы головы, в том числе родовые, являются причиной множества нарушений: эпилептического синдрома, детского церебрального паралича. При этом закономерно возникает расстройство познавательных функций.

Дефицит витаминов В при беременности и после рождения может крайне негативно сказаться на формирование головного мозга и нейронных связей в нем. Алкоголизм у вынашивающей плод женщины ведет к дефициту питательных веществ, а также непосредственному токсическому действию на нервные клетки.

Гипоксия во время родов – частая причина когнитивных расстройств у детей, а также детского церебрального паралича, эпилептического синдрома.

Диагностика когнитивных нарушений

Выявление расстройства когнитивных функций – непростая задача. Необходим осмотр невропатолога (новорожденных, грудных детей) для исследования рефлексов и мышечного тонуса, беседа с педагогами.

Чтобы обнаружить тяжелые нарушения формирования головного мозга, следует провести основательную диагностику при помощи методов:

  1. Эхоэнцефалографии или нейросонографии у новорожденных.
  2. Электроэнцефалографии.
  3. РЭГ.
  4. Ультразвукового исследования сосудов – допплерографии.
  5. Миометрии.

Лечение когнитивных нарушений

При грубых расстройствах когнитивных способностей требуется терпеливая коррекция для дальнейшей социализации детей в специализированных учреждениях.

Если имеются органические поражения головного мозга, такие как гидроцефалия, необходимо хирургическое лечение. Для этого имплантируют гибкую трубку, соединяющую желудочки мозга с брюшной полостью.

Это способствует выведению излишка жидкости и улучшению ликвородинамики.

При легкой или средней степени снижения когнитивных функций прогноз заболевания зависит от того, насколько тщательно и регулярно производится коррекционная работа.

Назначают следующее лечение:

  1. Антигипоксические препараты (Мексидол, Реамберин, Милдронат).
  2. Ангиопротекторы: Актовегин, Солкосерил.
  3. Витамины: тиамин, метилкобаламин, фолиевая кислота, пиридоксин.
  4. Ноотропные препараты: Ноопепт, Пирацетам, Пантогам, Глицин.
  5. Санаторно-курортное лечение.

Полезно прочитать, что такое дислексия: симптомы, причины, диагностика и лечение.

Родителям на заметку! Моторная алалия у детей: причины патологии, основные симптомы и эффективное лечение.

Информация о том, что такое пограничная умственная отсталость: симптомы и лечение.

При двигательной гиперактивности следует ограничить употребление возбуждающих веществ – кофеинсодержащих напитков, специй с глутаматом натрия. С СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) потребность в физической активности увеличивается. Спортивные секции, кружки по интересам станут полезным времяпрепровождением, направят энергию в конструктивное русло.

Заключение

Нарушение познавательных функций – комплексная проблема, которая требует медикаментозного лечения, а также педагогической коррекции. Иногда требуется оперативное вмешательство. Прогноз зависит от тяжести органического поражения головного мозга и степени умственных отклонений.

(4 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://golmozg.ru/deti/kognitivnye-narusheniya-detey.html

Нарушение когнитивных функций — что это такое?

Когнитивные расстройства у ребенка  что делать?

Когнитивные нарушения относятся к числу самых распространенных неврологических симптомов. Возникновение таких расстройств указывает на наличие нарушений работы головного мозга.

В результате прогрессирования патологического состояния происходит изменение рационального познания мира.

Понимание вопроса, когнитивные нарушения — что это такое, будет легче, если предварительно изучить информацию о причинах таких расстройств и их симптоматике.

Что такое когнитивный диссонанс? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие и определение

В широком смысле когнитивные нарушения представляют собой отклонения в функциях головного мозга человека, отвечающих за познавание, понимание, восприятие и осознание определенной информации, полученной из окружающей среды.

В некоторых случаях такие расстройства наблюдаются при наличии серьезных заболеваний неврологической этиологии.

Когнитивные нарушения могут быть связаны со следующими функциями головного мозга:

  • регуляция произвольной деятельности;
  • все виды памяти;
  • гнозис (отнесение предметов к определенной категории);
  • восприятие информации;
  • концентрация внимания;
  • интеллект;
  • речевая активность;
  • праксис (способность применять знания на практике);
  • психомоторная функция.

Дефицит или недостаточность

Когнитивная недостаточность или дефицит является формой утраты когнитивных функций.

Степень симптоматики зависит от скорости прогрессирования отклонения. В первую очередь когнитивная недостаточность отражается на оперативной памяти, скорости обработки полученной информации, концентрации внимания и способности быстро менять вид деятельности.

При наличии критичного уровня нарушений возникает риск развития расстройства личности и дезадаптации человека в социальной и профессиональной среде.

Этапы когнитивного дефицита:

  1. Умеренные когнитивные нарушения (склонность к тревожно-депрессивным состояниям).
  2. Деменция легкой степени (в домашних условиях человек чувствует себя лучше, чем в коллективе).
  3. Деменция умеренной степени (нарушение повседневной активности, появление первых симптомов когнитивных нарушений).
  4. Тяжелая деменция (проявление основных симптомов когнитивных нарушений).

Список искажений

Когнитивные искажения представляют собой систематические ошибки в мышлении, возникающие при определенных ситуациях. Шаблонные отклонения или паттерны являются примером сложившегося на эволюционном уровне, ментального поведения.

Искажения такого типа могут возникать по причине необходимости адаптации к определенной ситуации или отсутствия конкретных навыков мышления.

Устранение данной проблемы является отдельным направлением в психотерапии и основным объектом в когнитивной психотерапии. Всего зафиксировано свыше 120 когнитивных искажений, разделенных на несколько групп.

Искажения, имеющие связь с принятием решений и поведением в определенных ситуациях:

  • иррациональное усиление (привязанность к направлению, выбранному ранее);
  • амплификация (при составлении плана достижения цели вкладывается чрезмерное количество усилий);
  • подчинение авторитету (человек не способен руководствоваться собственным мнением и подчиняется конкретному лицу, которое считает авторитетом);
  • непринятие потери (расстройство от потери превышает радость от находки одного и того же предмета);
  • и пр.

Искажения, основой которых являются стереотипы:

  • эффект чрезмерной уверенности (человек в значительной степени переоценивает свои возможности и умения);
  • иллюзия кластеризации (наличие тенденции видеть схемы-образы там, где они отсутствуют);
  • каскад доступной информации (искажение представляет собой коллективную веру в факты, которые были озвучены многократно);
  • эффект телескопа (неправильная ориентация во времени, недавние события воспринимаются как далекие и наоборот);
  • иллюзорная корреляция (наличие ошибочной веры во взаимосвязь каких-либо событий или действий, которых нет на самом деле);
  • и пр.

Искажения, обусловленные социальной средой:

  • эффект ореола (при восприятии человека ключевую роль играет один факт, например, привлекательная внешность связывается с идеальным характером);
  • искажение в пользу своей группы (человек прислушивается к мнению только тех, кого считает членом определенной группы);
  • искажение гомогенной оценки людей из другой группы (члены своей группы обладают более внушительным набором способностей и навыков, чем представители других групп);
  • иллюзия прозрачности (искажение в переоценке понимания другими людьми и завышение собственной способности понимать их);
  • и пр.

Искажения, причиной которых является нарушение памяти:

  • криптомнезия (в широком смысле искажение представляет собой ложное приписывание собственного авторства);
  • ретроспективное искажение (прошлые события фильтруются через реальность, ложное навязывание предсказуемости определенным ситуациям);
  • благодетель (человек возлагает на себя ответственность за благоприятные исходы событий и отрицает свое причастие, если итог стал отрицательным);
  • кажущееся постоянство (у человека откладывается в памяти определенные позиции окружающих людей, но при том он не допускает вероятности их изменения);
  • эгоцентрическое искажение (преувеличение прошлых результатов, события выглядят ярче, чем были на самом деле);
  • и пр.

Коротко о когнитивных искажениях, причинах их появления и классификации в этом видео:

Особенности развития у детей

К развитию когнитивных нарушений у детей в большинстве случаев приводит критичная нехватка витаминов в организме (при отсутствии врожденных заболеваний головного мозга).

Спровоцировать отклонения могут также последствия инфекционных заболеваний или отсутствия контроля рациона питания.

Риск нарушения когнитивных функций может возникнуть в период внутриутробного развития (самым распространенным фактором является гипоксия плода, приводящая к кислородному голоданию организма).

Особенности когнитивных нарушений у детей:

  1. Нарушение когнитивных функций головного мозга у детей может стать причиной дезадаптации ребенка в обществе (в детском саду, школе и пр.).
  2. Подобные нарушения является причиной отклонений в формировании речи, и спровоцировать снижение концентрации внимания.
  3. Эмоциональные нарушения могут стать причиной развития отклонений в навыках учебы и восприятия необходимой информации.

Причины возникновения

Одной из самых частых причин возникновения когнитивных нарушений считаются сосудистые заболевания головного мозга.

Возникнуть риск развития отклонений может в результате геморрагического его поражения, мультиинфарктного состояния, церебральной ишемии хронического типа или инфаркта стратегической локализации.

Определенные функции головного мозга начинают работать с нарушениями или полностью утрачивают себя.

Дополнительно спровоцировать когнитивные отклонения могут многочисленные факторы, касающиеся негативного воздействия внешней среды или прогрессирования конкретных патологий.

Спровоцировать когнитивные нарушения могут следующие факторы:

  • прогрессирование опухолей головного мозга;
  • серьезные отклонения в системе метаболизма;
  • нейродегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера и пр.);
  • недостаточность кровоснабжения головного мозга;
  • последствия черепно-мозговых травм;
  • ликвородинамические нарушения;
  • алкоголизм и наркомания (в запущенных стадиях развития);
  • нейроинфекции и заболевания демиелинизирующего типа;
  • результат серьезных гормональных сбоев;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • последствия инфекционных заболеваний;
  • результат патологий, связанных с сосудами;
  • возрастные изменения организма.

Классификация и виды

В медицинской практике когнитивные нарушения подразделяют на три основные группы — легкая, умеренная и тяжелая степень.

В первом случае нарушения будут незначительными (может наблюдаться ухудшение памяти, чрезмерная утомляемость и затруднения в решение каких-либо задач).

Умеренная форма сопровождается ухудшением сразу нескольких когнитивных функций.

В тяжелой стадии возникают серьезные проблемы с восприятием окружающего мира (у пациента наблюдается большинство характерных симптомов когнитивных расстройств).

Классификация синдрома в зависимости от этиологии:

  • органические нарушения (патологические процессы приобретают необратимую форму);
  • функциональные отклонения (нарушения носят временный характер);
  • нейрокогнитивные нарушения (свойственны для органических психических расстройств).

Методы лечения

Лечением когнитивных нарушений занимается врач невропатолог. На основании данных, полученных при обследовании пациента, терапия назначается в индивидуальном порядке.

Ключевую роль играет причина возникновения патологических состояний.

Терапия может включать в себя прием специальных медикаментов, занятия с психологами или логопедами, посещение процедур оздоровления организма.

В комплекс терапии могут входить следующие варианты лечения:

  • ноотропные препараты (Энцефабол, Пирацетам);
  • витаминно-минеральные комплексы (Глицин);
  • средства с нейропротекторными свойствами (Милдронат, Церебролизин);
  • препараты против деменций (Донепезил, Мемантин);
  • медикаменты против гиперхолестеринемии (Симвастатин, Торвакард);
  • психотерапевтические процедуры (назначаются в индивидуальном порядке);
  • соблюдение безхолестериновой диеты.

Когнитивные нарушения имеют тенденцию к постепенному прогрессированию. Если вовремя не начать их лечение, то последствия кардинально изменят качество жизни пациента.

При осложнениях такие люди полностью дезадаптированы и не могут выполнять элементарные бытовые действия самостоятельно. Если возник риск возникновения таких нарушений, необходимо в кратчайшие сроки обратиться к невропатологу.

Каковы основные признаки потери когнитивных функций, какие методы лечения существуют? Узнайте об этом из видео:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/psihiatriya/kognitivnye-narusheniya-chto-eto-takoe.html

Когнитивные нарушения: лечение расстройства

Когнитивные расстройства у ребенка  что делать?

Как неприятно отмечать у себя или близких людей ухудшение способности запоминать информацию, появление быстрой утомляемости, снижение интеллекта.

Такие расстройства в работе головного мозга в медицине получили название «когнитивные нарушения». Однако не следует отчаиваться. Большое значение для людей с таким заболеванием играет адекватная терапия.

Современная медицина способна обеспечить должное лечение и добиться стабильной ремиссии.

Когнитивные функции – это восприятие, сообразительность, способность знакомиться с новой информацией и запоминать ее, внимание, речь, ориентация в пространстве и времени, двигательные навыки.

Со временем у человека начинают проявляться нарушения повседневного поведения из-за сбоев в работе когнитивных функций.

Единичные случаи забывчивости – это еще не повод переживать, но если человек начинает регулярно забывать события, имена или названия предметов, то это может указывать на нарушения в деятельности мозга, тогда пациенту требуется помощь невролога.

Если нарушение когнитивных функций связано с левым полушарием головного мозга, то можно наблюдать такие внешние симптомы, как неспособность пациента писать, считать, читать, начинаются затруднения с логикой, анализом, исчезают математические способности. Правое полушарие, пораженное болезнью, будет давать пространственные нарушения, например, человек перестает ориентироваться в пространстве, уходит способность мечтать, сочинять, фантазировать, сопереживать, заниматься рисованием и другим творчеством.

Деятельность лобных долей мозга связана с восприятием запахов и звуков, с эмоциональным окрашиванием окружающего мира, она отвечает за опыт и запоминание.

Если заболевание затрагивает теменные доли мозга, то пациент теряет возможность целенаправленно выполнять действия, он не различает, где право, где лево, не может писать или читать.

Затылочные доли отвечают за способность видеть цветные картинки, анализировать, узнавать лица, предметы. Изменения в области мозжечка характеризуются неадекватным поведением и нарушением речи.

Его можно считать начальным этапом в цепочке сбоев высшей мозговой активности, которые по большей части, касаются памяти больного. Легкий вид нарушений может провоцироваться не только возрастными изменениями. Нередко причиной становится энцефалит или травма головы.

Что такое когнитивное расстройство и как оно проявляется на внешнем плане? Это сильная утомляемость во время умственной деятельности, невозможность запоминать новую информацию, растерянность, затруднения с концентрацией внимания, проблемы при выполнении целенаправленных действий.

Нередко пациенту сложно понимать чужую речь или самому подбирать слова для передачи мыслей. Интересен тот факт, что это обратимый процесс. При сильных умственных нагрузках симптомы прогрессируют, а после хорошего отдыха исчезают. Однако есть необходимость посетить невролога и терапевта, которые проведут необходимые инструментальные исследования, назначат сдачу анализов.

Умеренные когнитивные нарушения

При ухудшении работы нескольких процессов, выходящих за рамки нормы возраста пациента, но не достигающих степени деменции, можно говорить об умеренном нарушении. По данным медицинской статистики, подобные симптомы могут встречаться у 20% людей возраста от 60 лет.

Однако у большей части этих пациентов в последующие пять лет наступает деменция.

У 30% людей наблюдается медленное прогрессирование болезни, но если за короткий промежуток времени случается расстройство сразу нескольких когнитивных функций, то необходима срочная консультация специалиста.

Тяжелая форма

Распространенность деменции наблюдается у пожилых пациентов, а провоцируется она, как правило, болезнью Альцгеймера. БА – это болезнь мозга, связанная с отмиранием ацетилхолинергических нейронов.

Ее первыми признаками становятся утрата памяти, постоянная забывчивость жизненных событий.

На следующей стадии прогрессирования патологических изменений начинается дезориентировка в пространстве, человек теряет способность выражать свои мысли, говорит бред, в быту становится беспомощен и может нуждаться в помощи близких.

Нередко выраженные нарушения когнитивных функций провоцирует сосудистая мозговая недостаточность, тогда память на жизненные события может оставаться хорошей, но страдает интеллект.

Пациенты перестают различать и видеть схожесть между понятиями, их мышление замедляется, появляется трудность в концентрации внимания. Кроме этого, у человека наблюдается повышение мышечного тонуса, меняется походка.

При таких признаках назначается нейропсихологическое обследование.

Причины

Нарушения делят на два вида: функциональные и органические. Функциональные расстройства провоцируются эмоциональным перенапряжением, стрессами, перегрузками. Они характерны для любого возраста и при устранении причин, как правило, проходят самостоятельно. Однако бывают случаи, когда врач решает применить медикаментозную терапию.

Органические нарушения провоцируются изменениями в головном мозге под воздействием какого-либо заболевания. Как правило, они наблюдаются в пожилом возрасте и отличаются устойчивым характером. Современная медицина предлагает продуктивные способы решения такой проблемы, позволяющие получить хороший результат. Можно назвать следующие причины нарушений:

  • Недостаточность кровоснабжения клеток мозга. Сюда относят такие заболевания, как сердечно-сосудистая патология, инсульт, гипертония. Человек должен следить за своим артериальным давлением, поддерживать оптимальный уровень сахара и холестерина.
  • Возрастная атрофия головного мозга или прогрессирующая болезнь Альцгеймера. В этом случае симптоматика болезни нарастает постепенно, в течение многих лет. Адекватное лечение поможет улучшить состояние пациента, стабилизировать симптомы на долгий срок.
  • Проблемы обмена веществ.
  • Алкоголизм и отравления.
  • Сердечно-сосудистая недостаточность.

У детей

Практика детской невралгии показывает, что когнитивный дефицит появляется вследствие заболеваний, затрагивающих нервную систему маленького пациента.

Это может быть, например, родовая травма или внутриутробная инфекция, врожденные обменные нарушения в нервной системе ребенка.

Существует проблема скорой и верной диагностики, но чем быстрее специалисты выявят болезнь и начнут проведение адекватной терапии, тем лучше будет результат.

Когнитивные расстройства в пожилом и старческом возрасте

У пожилых пациентов головной мозг испытывает массу изменений, а его масса значительно уменьшается.

Начинается этот процесс рано, еще в 30-40 лет, а к 80 годам степень потери нейронов может составлять до 50% от общей массы.

Уцелевшие нейроны не остаются прежними, они претерпевают функциональные изменения. На внешнем плане это может проявляться в том числе в виде нарушений когнитивных функций.

Когнитивная дисфункция у пожилых людей выражается в чрезмерной раздражительности, обидчивости, ограниченности мышления, плохой памяти. Их настроение часто меняется, проявляются такие качества, как пессимизм, страх, тревога, недовольство другими людьми, возможна социально-бытовая дезадаптация. Отсутствие лечения приведет к катастрофическим нарушениям когнитивных функций.

Классификация

Современная классификация когнитивных расстройств основывается на степени их выраженности и делится на легкие, средние и тяжелые формы.

При легких расстройствах под удар попадают такие процессы, как возможность быстро обрабатывать поступающую информацию, переключение с одного вида деятельности на другой.

При умеренных расстройствах преобладает нарушение памяти, которое со временем может развиться в болезнь Альцгеймера. Тяжелые расстройства – это дезориентация во времени, страдает речь, нарушается способность воспроизведения слов, страдает психика.

Лечение

Когнитивное расстройство личности лечится посредством нейрометаболических лекарственных препаратов трех видов: классические средства (Пирацетам, Пиритинол, Церебролизин), препараты для лечения болезни Альцгеймера (Халина альфосцерат, Мемантин, Ипидакрин), комбинированные средства (Омарон, Циннаризин). Большой выбор нейрометаболических лекарств для регуляции когнитивных процессов делает возможным индивидуализировать лечение пациентов с нарушениями когнитивных функций.

Что же следует делать, чтобы избежать возникновения расстройства когнитивных функций? С юных лет необходимо заботиться о своем здоровье.

Врачи рекомендуют в качестве профилактики этой проблемы ежедневно заниматься активными видами спорта, тренировать память, больше общаться. Огромную роль играет отказ от вредных привычек, достаточное употребление витаминов, правильное питание.

Например, снизить риск появления расстройств поможет средиземноморская диета. В последнее время для профилактики применяются фитопрепараты из гинкго билоба.

Источник: https://sovets.net/12899-kognitivnye-narusheniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.