Эхолалия: причины и симптомы, всегда ли нужная коррекция и как проходит лечение

Содержание

Эхолалия у детей: симптомы, причины, лечение

Эхолалия: причины и симптомы, всегда ли нужная коррекция и как проходит лечение

Эхолалия у детей – определенное речевое поведение, которое может быть этапом развития или серьезной патологией. Оно характеризуется тем, что ребенок повторяет услышанные слова и звуки.

Зачастую это только определенный этап, который проходит каждый ребенок. У детей с аутизмом очень хорошо развита память, поэтому они все запоминают очень быстро.

У них речевое становление проходит более сложно.

Что такое эхолалия

Эхолалия у детей – автоматическое повторение ребенком чужих слов, фраз или даже целых предложений. Достаточно часто этот период речевого развития принимают за признаки аутизма, что также не исключено. Однако это может быть и нормой речи ребенка.

Существует несколько стадий развития навыков речи у ребенка, а именно от 6 месяцев и до года, а также с 3 до 4 лет. В этом возрасте каждый ребенок начинает активно повторять все услышанные слова, и это вполне нормально. Это позволяет усовершенствовать произношение отдельных слов и звуков, а также заложить основы взаимодействия с другими людьми.

Немедленная эхолалия у детей подразумевает под собой незамедлительное повторение слов сразу же за другим человеком или любым другим источником звука.

Это говорит о том, что ребенок правильно услышал произнесенные слова, способен запоминать их и воспроизводить, однако для понимания сказанного ему потребуется некоторое время.

Осмысление может происходить в течение нескольких месяцев у здоровых детей или занимать годы в случае наличия аутических расстройств.

Существует целый ряд методик, способствующих гораздо более быстрому осознанию произнесенных слов или фраз. Для ускорения результата и его закрепления можно применять визуальное, обонятельное или тактильное подкрепление.

Отсроченная эхолалия

Отсроченная эхолалия подразумевает под собой повторение отдельных слов или предложений через некоторое время. Причем эти фразы могут произноситься детьми в любое время и в любом месте. Это наиболее характерно для малышей с аутизмом.

Сенсорная эхолалия у детей подразумевает под собой то, что ребенок повторяет фразы, которые он когда-то слышал и с которыми у него ассоциируются определенные эмоции.

Создается впечатление, что они воспроизводят эти фрагменты в голове, передавая их через речь сугубо для себя. Эта особенность ребенка становится самостоятельным развлечением для него, и это может очень сильно мешать общению с другими людьми.

В таком случае взрослый должен постараться переключить внимание ребенка на другое занятие или тему.

Отстроченная эхолалия у детей является своеобразным способом выражения своего настроения. Фразы или слова в таком случае ассоциируются с определенными эмоциями у малышей. Правильным в таком случае будет признание его чувств.

Кроме того, такой тип эхолалии может быть своеобразным способом обработки информации, полученной за день. Он может проговаривать услышанное на протяжении всего дня, упорядочивая это в голове, и одновременно делиться переживаниями со своими родителями.

Многие считают, что у детей отсутствует понимание того, о чем они говорят, однако это совершенно не так. Зачастую эхолаличность является только своеобразным средством изучения и применения речи. Зачастую встречается эхолалия у ребенка 3 лет, а затем, приобретя требуемые навыки, он начинает строить предложения самостоятельно. Обычно никакой дополнительной коррекции не требуется.

Дети с аутизмом не могут полностью избавиться от эхолалии, но обычно она нисколько не мешает ребенку. Напротив, повторение чужих фраз свидетельствует о способности малыша обрабатывать полученную информацию. В таком случае эхолалия служит для связи ребенка с окружающим миром.

Основные причины

Этот вид расстройства должен пройти у ребенка до 4 лет. Если же наблюдается в более старшем возрасте, то это может указывать на серьезные расстройства, требующие незамедлительной коррекции. Могут быть такие причины эхолалии у детей, как:

  • поражение головного мозга;
  • аутизм;
  • шизофрения;
  • синдром Ретта;
  • синдром Туретта.

В таком случае обязательно нужно провести лечение основного заболевания, и эхолалия пройдет самостоятельно.

Симптомы эхолалии

Симптомы эхолалии у детей достаточно выраженные, так как проявляются в виде неконтролируемого повторения слов или целых фраз, исходящих от любого источника звука. Иногда источником цитирования может быть даже книжный текст.

Стоит помнить, что симптомы эхолалии у детей во многом зависят от ее вида. Немедленная эхолалия не должна вызывать никакого беспокойства, так как это говорит о способности малыша воспринимать информацию, понимать и воспроизводить речь. Отсроченная эхолалия считается тревожным признаком, и возникает она у детей с аутизмом или другими серьезными нарушениями нервной системы.

Функции эхолалии для ребенка

Эта патология имеет множество функций, которые, независимо от ее вида, очень часто пересекаются. Причины и симптомы эхолалии у детей могут быть самыми различными, все зависит от конкретного ребенка.

Одной из функций может быть простое заполнение паузы. Дети хорошо понимают, что диалог строится из реплик, однако у них недостаточно словарного запаса для поддержания разговора. В таком случае ребенок просто хочет обратить на себя внимание и использует услышанные фразы в надежде поразить и удивить взрослого.

Некоторые дети таким образом выражают согласие. Они повторяют услышанную фразу, чтобы подтвердить то, что хорошо поняли сказанное.

При развитии речи дети изначально учатся распознавать звуки, затем слова и только после этого понимать речь. Именно поэтому они стараются называть предметы, комбинируют между собой различные слова и учатся строить предложения.

Повторение услышанных слов и фраз может быть по причине того, что у ребенка недостаточно богатый словарный запас.

Дети могут повторять одни и те же слова или фразу, чтобы успокоиться и устранить чувство тревоги. В основном это характерно для детей с аутизмом, которые монотонно повторяют одну и ту же фразу, имеющую для них важное эмоциональное значение.

Также повторение монотонных фраз помогает ребенку стимулировать себя. Зачастую бывает достаточно сложно определить, какое именно психологическое состояние пытается вызвать малыш у себя путем повторения одинаковых заученных фраз.

Когда ребенок только начинает осваивать речь, он может произносить отдельные слова или целые фразы в одиночестве, чтобы усовершенствовать их произношение.

Очень многим детям от 6 и до 12 месяцев нравится такая речевая игра. Это считается нормой и не требует совершенно никакой коррекции.

Дети могут повторять различные услышанные слова ради веселья, особенно если они новые или, на их взгляд, смешные.

Вслушавшись в произнесенные слова своего ребенка, каждый родитель сможет найти в них определенный смысл. Это только несколько наиболее важных факторов для малыша, могут быть и другие, а также зачастую они объединяются.

Проведение диагностики

Если у ребенка 5 лет эхолалия, то нужно сразу же обратиться к специалисту за консультацией. Кроме того, нарушения могут быть и у детей более младшего возраста, поэтому обязательно нужно наблюдать за своим малышом. При наличии проблем нужно обратиться к психологу или психоневрологу.

После беседы с ребенком доктор сможет установить, является его состояние нормой или отклонением психического развития. Также может потребоваться дополнительная диагностика с проведением различных тестов.

Для уточнения диагноза и более тщательного изучения состояния маленького пациента проводится инструментальная диагностика, включающая в себя такие процедуры, как:

  • ультразвуковое исследование;
  • электроэнцефалограмма;
  • магнитно-резонансная томография;
  • проверка слухового аппарата.

Если у ребенка в процессе проведения диагностики была выявлена задержка в развитии, то специализированное лечение в таком случае не проводится, однако обязательно нужно соблюдать все рекомендации специалиста.

Лечение и коррекция

Многие интересуются, как лечить эхолалию у ребенка и какие средства для этого лучше всего применять. Медикаментозная терапия в таком случае не практикуется, так как нет таких препаратов, однако коррекция нарушений вполне возможна.

Существует множество способов, которые помогут ребенку развить речевые навыки и адаптировать их согласно принятым нормам. Так как могут быть различные причины и симптомы эхолалии у детей, лечение подбирается сугубо индивидуально, в зависимости от состояния ребенка и степени нарушений.

Родители должны контролировать свое произношение слов, их речь должна быть внятной и четко слышимой, но без излишней эмоциональности и повышенных тонов. Эмоциональные потрясения и стрессовые ситуации недопустимы.

Спрашивая что-либо у ребенка, нужно формулировать свой вопрос так, чтобы ответ был однозначным и четким. Родители должны запастись терпением, так как коррекция эхолалии у ребенка может занимать достаточно много времени.

Если грамотно подойти к этому вопросу, то малыш сможет очень легко избавиться от повторов и научится правильно строить свои предложения.

Гораздо сложнее избавиться от эхолалии ребенку с аутизмом, так как он использует ранее услышанные слова или фразы для успокоения или, наоборот, развлечения. В таком случае требуется грамотная работа психолога.

Если причина подобных нарушений скрывается в стрессе, то нужно найти альтернативные способы решения проблемы.

Можно использовать приемы самоуспокоения и обучить ребенка дыхательной гимнастике или просто на примере объяснить то, что от него ожидают другие.

Если же причина кроется в скуке или отрешенности, то можно попробовать переключить внимание ребенка, задавая ему вопросы. Если же не получается отвлечь малыша, то можно дать ему бусы, чтобы он перебирал их, или мячик. Это позволит несколько отвлечься и научиться концентрировать внимание.

Ребенок с аутизмом также со временем преодолеет стадию эхолалии, однако это занимает гораздо больше времени. По мнению многих специалистов, очень хороший результат можно получить, если на протяжении дня у ребенка будет разнообразие занятий. Так малыш станет более четко повторять услышанные фразы и намного быстрее начнет формулировать и выражать свои чувства и желания самостоятельно.

Как использовать эхолалию для развития ребенка

Лечение эхолалии у детей может быть достаточно длительным и трудоемким процессом. Это обусловлено тем, что она возникает по самым различным причинам, которые важно определить и понять. Эхолалия может быть спровоцирована плохими речевыми навыками.

В таком случае можно ее использовать для обучения ребенка, так как он будет повторять все слова и фразы за взрослыми. Со временем, когда малыш научится понимать значение произносимых им слов, эта проблема уйдет самостоятельно.

Дополнительно можно использовать для обучения ребенка картинки, так как это способствует более легкому запоминанию и пониманию новых слов.

Если ребенок использует эхолалию для ответов на вопросы, нужно определить, знает ли он, как нужно на них отвечать. Если он не до конца понимает значение фраз, то не может нормально реагировать в диалоге на вопросы собеседника. В таком случае работа специалиста подразумевает под собой развитие требуемых навыков.

Иногда ребенок использует эхолалию для выражения своей просьбы. В таком случае он повторяет фразу, ранее услышанную от родителей, не задумываясь о ее значении. Родителям нужно произнести правильный вариант и попросить ребенка повторить его, чтобы эта фраза отложилась в его памяти.

Что нужно помнить родителям

Родители могут помочь ребенку нормализовать процесс коммуникации со сверстниками. Специалисты рекомендуют родителям никогда не останавливать малыша с таким дефектом и не прерывать его речь.

Постоянно проговаривая определенные слова, ребенок старается таким образом обратить на себя внимание и самовыразиться. Также это помогает устранить проблемы с речью.

С таким ребенком нужно постоянно разговаривать и поддерживать его, так как это поможет ему побороть чувство тревоги, и он гораздо быстрее научится поддерживать разговор.

Всегда нужно обращать внимание на произнесенные ребенком фразы и слова, даже если кажется, что они не имеют совершенно никакого смысла. Это дает возможность определить наличие отклонения и установить контакт с малышом. Нужно обязательно учитывать мимику, эмоциональное состояние и интонацию ребенка.

Родителям важно всегда поддерживать разговор, формировать новые фразы, расширять словарный запас своего малыша. Занятия должны быть ежедневными, проводить их нужно в спокойной, благоприятной обстановке.

Учитывая и соблюдая все требования специалистов, можно добиться очень хорошего результата и быстро научить ребенка самостоятельной речи.

Источник: http://fb.ru/article/323811/eholaliya-u-detey-simptomyi-prichinyi-lechenie

Эхолалия у детей: что это такое? Причины, лечение и коррекция

Эхолалия: причины и симптомы, всегда ли нужная коррекция и как проходит лечение

Дети после 2-х лет активно выражают мысли и желания, обращаясь к взрослым, сверстникам. Их речь к 3-4 годам постепенно усложняется. Они могут задать вопрос, рассказать об интересной игре развернутыми предложениями.

У малышей после четырех лет с эхолалией — привычкой повторять чужую речь, а не составлять собственные высказывания — с общением возникают трудности.

Что такое эхолалия у детей, в чем причина речевого нарушения и как справиться с проблемой, расскажем в нашей статье.

Определение

Эхолалия — это форма речевого нарушения, при котором дети автоматически, без осознания смысла фразы, повторяют услышанное.

До 3-4 лет подобное поведение не считается аномалией. Рефлекторная привычка копировать даже полезна детям для формирования навыка говорения. Коррекционная работа на данном этапе не требуется, у здорового ребенка дефект пройдет самостоятельно.

Нельзя путать эхолалию с эхопраксией — повторением действий и жестов. Так же эхолалия отличается от двигательной стереотипии, для которой характерно бесцельное динамическое копирование жестов, движений и слов.

Если же малыш так повторяет слова после 4 лет, родителям стоит забеспокоиться. Эхолалия у детей дошкольного возраста является типичным симптомом при неврологических, психических патологиях. Нарушения речи становятся признаком таких заболеваний как аутизм, шизофрения, олигофрения, ЗПР, афазия.

Важно! Симптомы эхолалии и палилалии (аутоэхолалии) у детей схожи. Отличить их можно по следующему признаку: при аутоэхолалии малыш повторяет свои слова с нарастающей скоростью, неосознанно и беспрерывно. Это самоподражание. При эхолалии детсадовец повторяет звуки, услышанные от окружающих.

Симптомы

Симптоматика подражания чужой речи отличается от признаков патологического заболевания. К задержкам речевого развития у больных детей присоединяются типичные симптомы психических и неврологических расстройств. Различить состояния легче после 4-5 лет, до 2-3 лет у грудничков почти невозможно, требуется помощь доктора.

Основными проявлениями подражательного симптома являются:

  1. Воспроизведение услышанной фразы, слова или слога немедленно, через промежуток времени.
  2. Повторение предложений для успокоения, в моменты сильных переживаний.
  3. Тихая, невнятная речь.
  4. Невыраженная мимика.
  5. Нежелание отвечать, игнорирования вопросов.

Поводом для беспокойства служит комплекс симптомов нарушений в развитии, определять болезнь по одному признаку нельзя.

! У аутистов очень хорошая память, иногда для повторения они выбирают целые тексты, прочитанные мамой рассказы или сказки. Воспроизводят их точно до каждого слова и даже копируют интонацию.

Причины

Логопедия и нейропсихология различает несколько функций и причин синдрома. Дети добиваются определенного результата, чаще неосознанно.

  • Для общения. Так ребенок поддерживает беседу.
  • Для уточнения смысла вопроса, высказывания. Малыш произносит слово или фразу еще раз, чтобы понять, что она значит. Говорит для себя, а не для окружающих.
  • Для развлечения, игры. Если однажды фраза спровоцировала смех или одобрение, детсадовец будет говорить ключевое слово для привлечения внимания.
  • Для выражения чувств, настроения. Повторением слов и фраз для этих целей часто пользуются аутисты. Пытаются пережить не смысл сказанного, а только эмоции, стараясь завязать контакт с окружающими.
  • Систематизация новой информации. Ребенок воспроизводит в памяти события дня, заново переживает эмоции. Может повторять фразы или звуки, которые вызвали сильные чувства.
  • Для аутостимуляции, саморегуляции. От повторения знакомого материала аутисты и нервные дети испытывают удовольствие.

На заметку! Иногда дети 6-7 лет, когда адаптируются в первом классе, или ясельники используют повторение одной фразы для успокоения. Это может быть небольшое предложение типа: “Мама придет, я молодец!”. Временная эхолалия проходит после полной адаптации в новом коллективе.

Виды

Неврологи и дефектологи делят речевое нарушение на два вида. Классификация основывается на временном промежутке между произношением фразы и первым знакомством с ней.

Отсроченная

Характерна для аутичного поведения. Больные дети повторяют слова и предложения спустя несколько часов или дней после того, как слышали их, прочитали в книге. Отсроченную эхолалию также применяют здоровые малыши для игр, саморегуляции в период адаптации в детском садике.

Немедленная

Свойственная маленькими детям. Малыши воспроизводят звук или слово сразу. Аутичные дети используют немедленную эхолалию для паузы, чтобы понять, что его спросили или сказали собеседники. Для малышей с алалией умение повторять услышанное точно, с правильной постановкой ударения — хороший признак выздоровления.

Диагностика

Обращаться за консультацией к неврологу, логопеду, дефектологу, психиатру нужно, если эхолалия наблюдается у малыша после 4 лет. После беседы с маленьким пациентом, знакомства с характеристикой из сада, от родителей, проведения простого теста, доктор сможет понять, является привычка повторять нормой или патологией.

Если невролог или психиатр заподозрят какие-либо расстройства, понадобятся дополнительные лабораторные и аппаратные исследования. Малышу нужно пройти:

  1. УЗИ мозга
  2. Электроэнцефалограмму
  3. МРТ
  4. Осмотр лор-врача

Выявлять патологию с помощью дополнительных анализов нужно после 4-5 лет. Прогноз на будущее зависит от поставленного диагноза и способности работать над его устранением у малыша, родителей.

Совет! Мамам детей с ЗРР, аутизмом важно избавиться от стереотипов. Психиатрия считается непопулярной наукой и разделом медицины у молодых родителей из-за боязни “страшных” справок о болезни на всю жизнь.

Важно не то, что будет написано в карточке ребенка, а насколько быстро вы обратитесь к доктору, сможете помочь ребенку справиться с проблемой. Грамотные психологи и психиатры ставят перед собой именно такую задачу.

Откладывать лечение нежелательно.

Виды, причины и лечение эхолалии

Эхолалия: причины и симптомы, всегда ли нужная коррекция и как проходит лечение

  • 1 Виды
  • 2 Провоцирующие факторы
  • 3 Лечение

Эхолалия представляет собой вид однообразного речевого поведения, когда человек автоматически повторяет чужие слова и фразы как эхо иногда даже с сохранением услышанной интонации. Расстройство может встречаться у взрослых, но чаще наблюдается у детей. По мнению психологов, в определенном возрасте эхолалия является нормальным этапом развития речи, проявляясь в той или иной степени практически у каждого ребенка.

Иногда такое явление называют бесцельным повторением, но такое сравнение не совсем корректно.

И хотя складывается впечатление, что ребенок просто не осознает того, что повторяет предложение или его часть, на самом деле такое повторение является попыткой вступить в диалог, изучить и применить основы речи.

 В норме подобное речевое поведение имеет место непродолжительное время и в раннем возрасте. В остальных случаях данное явление может быть симптомом аутизма, задержки развития, какого-либо неврологического нарушения или патологии зрения.

Провоцирующие факторы

Причины отсроченной эхолалии достаточно хорошо изучены. Если рассматривать факторы, способствующие возникновению у детей, то помимо естественного процесса обучения речевой деятельности можно выделить три основных момента:

  • Самостимулирующее поведения у ребенка. При повторении услышанного у ребенка возникают ассоциации и определенный спектр эмоций. Однако так как образы часто всплывают совершенно не к месту, это может стать помехой в общении с окружающими;
  • Коммуникации настроения. В этом случае эхолалия является способом выражения настроения, ведь повторяемые ребенком фразы ассоциируется с определенными эмоциями. К примеру, слыша фразу «шоколадное мороженое закончилось», можно догадаться, что ребенок испытывает в данный момент чувство разочарования, то же самое и с положительными эмоциями;
  • Своеобразный метод обработки информации, полученной на протяжении дня. Повторяя услышанные ранее фразы, ребенок упорядочивает в своей голове произошедшие события и одновременно делится полученными впечатлениями с окружающими.

В детском и взрослом возрасте немедленная и отсроченная эхолалия также может наблюдаться при различных нарушениях психики и неврологических патологиях. Так, довольно часто описываемое расстройство выступает в качестве симптома синдрома Туретта, аутизм, кататоническая шизофрения, дисфазия, умственная отсталость, заболевания, сопровождающиеся поражением лобных долей головного мозга и т.д.

Некоторые взрослые, которым был поставлен диагноз аутизм, объясняли, что немедленная эхолалия для них является неким способом общения. По сути, это попытка поддержать беседу, ответив собеседнику еще до того, как пришло осознание и понимание сказанного им.

У детей в норме эхолалия может встречаться в возрасте до трех лет, когда ребенок познает речь методом повторения услышанных слов.

В этом случае имитация чужой речи становится единственным способом потренировать собственное произношение, пополнить словарный запас, а также удовлетворить потребность поучаствовать в разговоре.

В более старшем возрасте подобный симптом требует обращения к врачу, так как может указывать на серьезную патологию.

В клинической практике нередко встречаются случаи, когда немедленная эхолалия провоцировали истерики у маленьких пациентов, вследствие возникающего недопонимания.

К примеру, мама спрашивает «ты хочешь грушу или банан?», ребенок же автоматически повторяет «Банан», а мама, в свою очередь, решает, что чадо действительно его хочет. Соответственно, получив банан, ребенок начинает кричать и плакать.

В таких случаях специалисты рекомендуют использовать карточки с изображениями, из которых ребенок может выбрать то, что желает в данный момент.

Лечение

Коррекция эхолалии медикаментозными препаратами в настоящее время не практикуется, так как не было разработано специфических лекарственных средств для этого.

Однако существуют иные методы, позволяющие развить речевые навыки детей и адаптировать их к нормам.

Основная роль в коррекционной работе отводится родителям – им требуется крайне внимательно относиться к собственной речи, говорить ясно и размеренно в спокойной тональности. Недопустимы никакие эмоциональные встряски при ребенке, например ссоры в семье, крики и т.д.

Как правило, по мере взросления проявления эхолалии сходят на нет самостоятельно.

Приобретая речевые навыки, примерно в возрасте трех лет дети начинают самостоятельно строить предложения, в соответствии с общепринятыми языковыми нормами.

При аутизме расстройство не всегда исчезает полностью, но в сознательном возрасте оно практически перестает мешать, становясь просто средством коммуникации между больным человеком и окружающими.

Существуют специальные методики, применимые, как для детей, так и для взрослых, направленные на улучше,ние понимания и восприятия чужой устной речи. При немедленной форме эхолалии рекомендуется задавать ребенку вопросу с четкой формулировкой, чтобы получить односложный ответ «да» или «нет». В остальных случаях можно использовать метод с картинками, описанный выше.

Стоит отметить, что эхолалия не является диагностическим критерием аутизма, несмотря на то, что очень часто встречается именно при таком диагнозе. Именно поэтому не следует расстраиваться раньше времени, нужно терпеливо бороться с проблемой, постепенно расширяя словарный запас и улучшая коммуникативные навыки ребенка.

Источник: https://ODepressii.ru/deti/eholaliya.html

Что такое эхолалия и когда она перестает быть нормой?

Эхолалия: причины и симптомы, всегда ли нужная коррекция и как проходит лечение

В процессе формирования речи различные зоны коры претерпевают ряд последовательных изменений.

На определенной ступени развития ребенок способен издавать отдельные звуки, затем произносить слова, в последующем возникает речеподражание и так далее. Без прохождения этих этапов полноценное построение языковых конструкций невозможно.

Однако не всегда процессы формирования речи протекают физиологично. И порой нормальные функции начинают выступать в роли патологических симптомов.

Одной из таких необходимых для созревания центра речи ступеней считается эхолалия – явление, когда человек повторяет услышанную чужую речь. В каких случаях она перестает быть нормой и служит поводом для серьезных беспокойств?

Определение понятий

Эхолалия (echolalia) представляет собой неконтролируемое повторение услышанных фраз и слов. С одной стороны это является неотъемлемой ступенью в формировании второй сигнальной системы у ребенка.

Так, речеподражание рассматривается как характерная возрастная норма для годовалого малыша и детей до 3 лет.

С другой стороны – при сохранении явления у лиц старше 4 лет эхолалия может быть рассмотрена как патологический симптом.

Физиологическая эхолалия у детей служит необходимым компонентом для обучения коммуникативным навыкам и не является патологией.

При сочетании явлений речеподражания с задержкой психо-моторного развития у детей, а также эхолалия во взрослом возрасте всегда являются признаками патологии.

Эхолалия – это не самостоятельный диагноз, а симптом заболевания. Речеподражание может присутствовать в структуре алалии (задержки речевого развития) и афазии (потери уже сформированной речевой функции).

У детей старше четырех лет и взрослых людей эхолалия является признаком патологии.

Классификация

Клинически эхолалию подразделяют на два вида. Если речеподражание следует сразу за произнесенной со стороны фразой, можно говорить о немедленной форме. Существует и отсроченная эхолалия, при которой услышанное ранее слово, фраза или предложение повторяются по истечению определенного времени.

Немедленная эхолалия рассматривается как более благоприятная форма. Как правило, она свойственна детям с недостаточностью центров речи и взрослым с явлениями моторной афазии.

Отсроченное речеподражание должно настораживать в большей степени в связи со сложностью патогенеза и трудностями его преодоления. Чаще всего оно является следствием нарушения целого ряда высших психических процессов. Отложенная по времени эхолалия может быть проявлением таких феноменов как:

  • самостимуляция или стимминг. При этом человек воспроизводит уже пережитые эмоциональные ощущения за счет проговаривания ранее услышанных слов;
  • посыл настроения окружающим, возникающий как способ коммуникации при передаче эмоциональной окраски слов. Данное проявление типично для лиц, страдающих аутизмом;
  • систематизация информации. Необходимость повторять слова возникает в результате возобновления в памяти действий и событий при помощи речеповторения.

Отсроченная форма эхолалии может встречаться при тяжелых психических расстройствах, таких как аутизм и шизофрения, и, как правило, сочетается с девиантным поведением.

Эхолалия у детей – примеры из практики логопеда

Эхолалия: причины и симптомы, всегда ли нужная коррекция и как проходит лечение

Ко мне на занятие зашел приятный молодой человек, посмотрел на меня и сказал: «Будешь чай с медом?».

«Чай с медом?»,- переспросил я.

«Будешь чай с медом»,  — более настойчиво сказал он мне.

Он просит пить, пояснила мне мама. С этими словами она подошла к кувшину и налила воды. Мальчик, радостно улыбнулся и стал с удовольствием пить воду.

Эхолалия у детей — это повторение одних и тех же звуков, слов, предложений, цитат или рассказов.

Что такое эхолалии у детей на самых простых примерах

В большинстве случаев эхолалии является нормальным явлением для детского возраста, так как малыш экспериментирует с навыками произношения слов, построения предложений и учиться общению. Эту  стадию  речевого развития проходят  почти все дети в возрасте до 2 лет.

После двух летнего возраста дети начинают использовать большее количество слов и их речь усложняется.

К 3 годам дети способны выражать свои мысли через предложения, чтобы общаться с окружающими, поэтому эхолалия  в их речи практически отсутствует.

Существует две основные функции у эхолалий это общение и саморегуляция.

Общение для поддержания разговора, обдумывания ответов, уточнение значения слов, игры и веселья.

Саморегуляция для того, чтобы спланировать собственные действия, привести себя в спокойное состояние, получать удовольствие от произносимых звуков и слов.

Эхолалии для общения

Вот некоторые примеры из практики, когда эхолалия используется для общения:

Для обдумывания ответа, поддержания   разговора и принятия решения

Детям  необходимо различное время на то, чтобы обдумать свои мысли, сформулировать их и сказать. Чтобы не молчать длительное время, они предпочитают эхолалию. Это дает возможность получить столько времени, сколько им необходимо.

«Пойдем, кушать?» – спрашивает мама

«Кушать»,–  повторяет малыш.

Пауза на обдумывание.

Нет, не хочу, — хочу играть.

Для уточнения значения слова

Слова, которые слышат дети, не всегда понятны по смыслу, поэтому им необходимо уточнять значение слов, чтобы оставаться в контакте.

Мама:  Поехали в парк, будем прыгать на батутах

Ребенок: « В парк?»,  – переспрашивает ребенок и смотрит недоуменно на маму.

Мама: Да, в парк там есть батуты будем прыгать и играть.

Ребенок: Да, хочу в парк – поедем.

В этом примере ярко видно, как ребенок уточняет значение слова. В предложении, которое говорит мама, есть  знакомые слова «прыгать» и «веселиться» и он с помощью мыслей связывает действия с предметом (батут) и ему становиться понятно, что парк, это место где можно прыгать и играть, а это весело и он туда непременно хочет попасть.

Для игры и веселья

Иногда дети повторяют целые предложения или цитаты из своей жизни и мультфильмов.

«Стоять бояться!»,  – вскрикивает двухлетняя девочка и выставляет вперед палец.

Эту фразу она подхватила от своего брата, который играл в войнушку.

Взрослые, конечно же, не смогли пройти мимо этого милого хода.  Возможно, подхватили эту идею: подняли руки вверх и  засмеялись. В следующий раз, когда хочется поиграть,  девочка с большой охотой повторяет эту фразу, чтобы вызвать родителей на игру и немного повеселиться.

Еще один интересный пример использования эхолалии для общения.

На замечание взрослого:  «Не облизывай поручни в трамваи, там микробы»

Мальчик начинает пересказывать цитату из мультфильма «Смешарики» про микробы и вирусы: «Бактерии обладаю супер свойствами, когда они попадают в организм, то начинается…»

В этом примере внешняя ситуация спровоцировало эхолалию и началось общение.

Эхолалия как способ саморегуляции

Саморегуляция –  это навык, с помощью которого ребенок может привести себя в спокойное состояние.  Дети чувствуют себя спокойнее и увереннее, когда повторяет услышанные ранее слова,  это помогает «поймать» нить разговора и настроиться на дальнейшее общение.

Для планирования действий

Планирование действий – у ребенка разговор с самим собой может проявляться как в форме внутреннего диалога, так и в форме внешнего разговора с окружающими. Например, он может перечислять услышанные ранее слова или фразы.

Будешь руки мыть.Кушать. А потом, пойдем гулять.

При помощи эхолалии он облачает внутреннюю речь во внешнюю форму, чтобы разобраться в своих дальнейших действиях и мыслях.

Для того, чтобы успокоиться и почувствовать себя в комфорте

Для всех знакома ситуация, когда ребенок адаптируется к детскому саду и первое время ему нелегко находиться в новом помещении  с незнакомыми взрослыми.  Поэтому чтобы себя успокоить он  ходит и повторяет  фразу, которую ему говорила мама перед уходом:

«Ты поиграешь, и я за тобой приду».

Повторяя эту фразу, он успокаивается и у него появляется возможность переждать этот не спокойный промежуток времени до прихода мамы.

Для получения удовольствия от звуков

Иногда дети могут ходить и повторять звуки их сочетания,  слова или фразы для того, чтобы послушать как они звучат. Они получают удовольствие от самого произношения звуков.

Давайте вспомним себя, как мы ходим и поем один и тот же кусочек песни, а потом с досадой говорим:  «Ой привязалась… ». Cначала нам нравиться звучание голоса, эмоции от песни,  сочетание слов и мы их произносим, получая от этого удовольствие, потом мы  устаем  и перестаем  это делать.

Дети также как и мы могут наслаждаться произносимой фразой.

Когда эхолалии мешают?

Если же рассматривать эхолалию как проблему, то она появляется у детей с трудностями в развитии. Им требуется больше времени на формирование речевых и прочих навыков, чем обычным детям. Поэтому эхолалия, в таком случае, является своеобразным «мостом» вспомогательным средством.

«Хорошо ли, что у ребенка есть эхолалии?», — в большинстве случаев да. Таким образом, ребенок выражает свои потребности,  желания. Это средство общения и коммуникации, которые  необходимо  развивать.

В каких случаях эхолалия затрудняет общение:

  • Когда она мешает усвоению новых учебных навыков
  • Когда она мешает общению
  • Когда эхолалия используется ребенком для самостимуляции

Какие учебные  цели можно поставить при работе с эхолалиями:

  • обучение ответам на вопросы кто, что;
  • поддержание беседы;
  • уcкорить  темп речи;
  • поработать с интонацией;
  • поддержать адресную коммуникацию.

3 важных условия для преодоления эхолалии

1. Ребенку и вам нужно  находиться в спокойном состоянии

Первое и обязательно условие — это достаточные навыки саморегуляции. Например, если при вашей попытке задать вопрос, ребенок разворачивается и уходит, или это выводит его  из равновесия, то лучше пока с диалогом при помощи слов повременить и поработать над навыками саморегуляции или неречевыми средствами общения.

2. Желание общаться и нахождение в контакте

Чтобы поддерживать разговор при помощи слов нужно хотеть общаться.  Желание общаться – ключевой навык для контакта.

3.  Понимание вопросов и интересная тема для общения

Тема для разговора должна быть понятна и интересна. Если вопросы не понятны, то ребенок может повторять слова для уточнения их смысла. Поэтому нужно обязательно убедиться в том, что ребенок понимает вас, иначе с увеличением количества вопросов, будет увеличиваться смысловая нагрузка и продолжать общение будет очень сложно.

8 шагов к расширению навыков ведения диалога  от эхолалии к ответам на вопросы

Это примерная последовательность шагов, которую вы можете взять для ориентира.

Шаг 1. Начинаем работу над диалогом с очевидных ответов на вопросы со зрительной опорой.

Зрительная опора эта предметы, картинки, книги, т.е. то, что ребенок видит перед собой.

Вопросы, которые стоит задавать это вопросы о предметах, действиях, свойствах: «Кто это?», «Что это?», «Что делает?», «Какого цвета?» Например:«Что это?»?-  мяч.

Шаг 2.  Ответы на вопросы на очень хорошо знакомую тему с неочевидными ответами, со  зрительной опорой.

Например, на вопрос что это?? – ответ очевиден «Машина», но если вопрос задать немного по-другому:  «Что умеет ездить?» То при рассматривании книги появляются варианты (например, еще нарисован автобус), т.е. ответ неочевиден для человека, который задает вопрос.

Шаг 3.  Ответы на вопросы на очень хорошо знакомую тему без  зрительной опоры.

Это могут быть очень простые и очевидные вопросы. Например: «Кто мяукает? Как мяукает кошка?» Или  вопросы с вариативными ответами. Например: «Что делает кошка?» (при зрительной опоре ответ очевиден), но без зрительной опоры он может вас удивить. Один ребенок сказал мне, что кошка прыгает.

 Шаг 4. Следующий важный этап – это увеличение времени диалога

Вопросы того же типа, но здесь появляется новая задача: увеличение времени общения. Тут от вас потребуется смекалка и воображение. Важно, чтобы ребенку не было скучно, и постепенно нужно расширять темы для разговора.  Т.е. на этом этапе становиться важным показатель – это время ответов на вопросы.

Шаг 5. Провокация и размышление

Когда время диалога увеличиться и станет понятно, что можно вести небольшую беседу (показатель времени очень условный, важно опираться собственные ощущения: стало можно поговорить).

В этот момент можно задавать такие вопросы, которые требуют размышления: «Почему? Зачем? Куда?»Такого рода вопросы стимулируют  размышление и учат задавать встречные вопросы.

Шаг 6. Включение навыка диалога  в сюжетные и подвижные игры.

Например, ребенок может забраться под стол и ему можно задать вопрос: «Кто в домике живет?» Если вдруг ребенок ответит, назвав себя героем мультфильма, то, это можно переводить в сюжетную игру и тогда диалог, который был проигран на предыдущих шагах, начинает жить в игре ребенка.

Шаг 7. Разговор про яркие события, которые произошли в недалеком прошлом.

Это может показаться на первый взгляд простой задачей, но это не так. Важно, чтобы расспрашивающий не был участником события, иначе пропадает интерес к общению. Также очень важно, чтобы это было не рядовое событие, типа поспал, покушал, позанимался, т.к. здесь отсутствует интерес.

Отличным примером будет диалог папы с сыном, на тему цирка, из которого они вернулись недавно  с мамой.

Шаг 8. Находим общие интересы для участников общения. Придумываем сказки и истории.

Здесь на помощь могут прийти любимые мультфильмы, сериалы. Как вариант, можно рассказывать, что происходило сегодня, и обсуждать это. На этом этапе важны события прошлого и будущего.

Дополнительные материалы на тему развития активной речи Вы можете найти в статье «Занятия по развитию речи дома».

Заключение

Итак, мы с вами разобрали, что такое эхолалия у детей, и теперь, я надеюсь, вы будете разбираться в этой теме на порядок лучше.

Если у вашего ребенка эхолалия, убедитесь, что развитие речи соответствует возрастным нормам. Если же есть задержка, вы можете принять участие в работе on-line школы развития речи «Круг общения».

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к on-line школе по ссылке.

До скорого!

Логопед-дефектолог  Андрей Шевченко

Источник: http://si-speech.ru/razvitie-rechi/exolaliya-u-detej-primery-iz-praktiki-logopeda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.