Дизорфография, дисграфия, легастения: причины, симптомы, коррекция

Дизорфография

Дизорфография, дисграфия, легастения: причины, симптомы, коррекция

Дизорфография – специфическое расстройство усвоения орфографических навыков, опосредованное нарушением речевого онтогенеза и невербальных психических процессов.

Проявляется устойчивыми, частотными орфографическими ошибками на письме, возникающими и повторяющимися, несмотря на знание учащимся орфографического правила. Дизорфография выявляется в процессе диагностики сформированности устной и письменной речи, анализа рабочих тетрадей ученика.

Коррекционный логопедический процесс включает формирование фонетико-фонематического, лексического, грамматического, морфологического, синтаксического компонентов речевой системы, развитие ВПФ.

Дизорфография, наряду с дислексией и дисграфией, относится к нарушениям письменной речи. Дизорфографические ошибки появляются к концу второго – началу третьего класса, когда школьники осваивают морфологический и традиционный принципы правописания, начинают изучать и применять на письме грамматические правила.

Трудности усвоения орфографических знаний и их практического использования обнаруживаются у 80% второклассников, 90% третьеклассников и четвероклассников с ОНР IV уровня, обучающихся в массовых школах.

У них дизорфография является ведущей причиной неуспеваемости по родному языку, негативно влияет на личностное развитие, приводит к школьной дезадаптации, а потому нуждается в грамотной и профессиональной коррекции.

Причины дизорфографии

Говоря о предпосылках нарушений письма, исследователи обращают внимание на их неоднородность и многообразие. В логопедии дизорфографию принято рассматривать и изучать комплексно, с точки зрения педагогического, медицинского и психологического аспектов. Выделяют следующие группы этиологических факторов:

  • Нарушения устной и письменной речи. В дошкольном периоде у детей-дизорфографиков часто отмечается функциональная дислалия либо стертая дизартрия, а на момент поступления в школу обычно имеет место нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Возникновению дизорфографии может предшествовать дисграфия, однако сложности освоения орфограмм могут проявляться и изолированно.
  • Отягощенный соматический статус. В неврологическом анамнезе у детей выявляется резидуально-органическое поражение ЦНС, объясняющее патоморфологические механизмы трудностей обучения грамоте. К группе риска также относятся часто болеющие дети младшего школьного возраста.
  • Школьная незрелость. Чаще всего о ней можно говорить в контексте раннего начала школьного обучения (с 6-6,5 лет), психосоматической ослабленности или педагогической запущенности ребенка. Это приводит к незавершенности созревания определенных мозговых структур и психических функций на момент начала обучения. Дизорфографию может инициировать перегруженность младших школьников учебным материалом.

В основе дизорфографии лежат трудности овладения морфологическим (морфемным) и традиционным принципами письма.

Морфемный принцип базируется на одинаковом написании частей слова в сильной и слабой позиции (например, в ударном и безударном положении); в этих случаях правописание может быть объяснено правильно подобранным проверочным словом.

Традиционный принцип орфографии предполагает запоминание словарных (непроверяемых) слов с опорой на проговаривание, речедвигательную и кинестетическую память. Трудности овладения орфографическими навыками в начальном звене школы объясняются следующими механизмами:

  • Несформированностью языковых функций. Уровень речевого развития учеников с дизорфографией характеризуется ограниченным набором лексических единиц, недостаточным владением навыками словообразования и словоизменения, неуточненностью фонематических представлений, стойким аграмматизмом в устной речи.
  • Несформированностью ВПФ. Предпосылками для возникновения орфографических ошибок выступают неоконченная латерализация речевых функций, дефицит произвольного внимания, нарушение речеслуховой памяти. Среди других неречевых навыков у дизорфографиков недостаточно развиты динамический мануальный праксис, способность к классификации и систематизации, познавательная активность.

Логопеды, занимающиеся изучением дизорфографии, указывают на неразвитость у детей чувства языка и языкового мышления, неполноценность самоконтроля в процессе письма, нарушение речемыслительной деятельности. В таких условиях ребенок оказывается не готовым к практическому применению выученных орфографических правил, подбору родственных и заучиванию словарных слов.

Классификация

Неоднородность проявлений и тяжести дизорфографии привели к выделению разных подходов к ее оценке. В логопедии наиболее широкое признание получили классификации на основе нарушения грамматических категорий и степени выраженности. Согласно лингвистическому подходу, выделяют три вида дизорфографии:

  • Морфологическая – стойкие и множественные ошибки проявляются при написании орфографически сложных слов. Ученик затрудняется на письме выделить нужную орфограмму и применить к ней изученное правило. Прежде всего, это касается правильности написания безударных гласных, непроизносимых и удвоенных согласных.
  • Синтаксическая – частотные ошибки возникают при определении и обозначении связей в предложении. Обычно данная форма выражается неумением правильно расставить знаки препинания между частями и отдельными членами предложения.
  • Смешанная – имеют место систематические грамматические и пунктуационные ошибки, которые не исчезают самостоятельно.

С учетом количества ошибок (в пересчете на 100 орфограмм) и способности к решению учебных задач различают три степени дизорфографии:

  1. Легкая степень. В письменных работах выявляется 15-20% орфографических ошибок. С большинством упражнений и заданий ученик справляется на оценку выше среднего, с остальными – на среднем и высоком уровне.
  2. Средняя степень. Количество ошибок на письме составляет 20%-30%. Большую часть заданий учащийся выполняет на среднем уровне.
  3. Тяжелая степень. Ученик допускает от 30% до 50% и более ошибок. Свыше половины предъявляемых заданий оцениваются низкой оценкой или оценкой ниже среднего.

Грамматические ошибки у учащихся с рассматриваемым речевым нарушением отличаются полиморфностью, повторяемостью и стойкостью. Ошибки появляются на втором году обучения, их количество и разнообразие неуклонно возрастает в 3-м и, особенно, в 4-м классе.

Это связано со слабым знанием предыдущего учебного материала, усложнением видов письменной речи (появлением в учебном плане изложения и сочинения), изучением более сложных орфографических правил.

Дети испытывают заметные трудности в усвоении школьной программы по русскому языку.

Ученики, страдающие дизорфографией, могут старательно заучивать правила, однако не способны повторить их своими словами и тем более – применить на письме. Не владея морфемным анализом, дети затрудняются в различении и написании предлогов и приставок, не могут выделить корень, суффикс и окончание в слове.

Поскольку лексический запас таких учащихся ограничен, они испытывают проблемы с подбором однокоренных слов для проверки орфограмм. Невладение грамматическими нормами родного языка приводит к тому, что на письме появляются многочисленные ошибки в окончаниях слов, т.к.

дети не могут правильно согласовать члены предложения в роде, числе и падеже.

Наиболее частотными ошибками у таких школьников являются неверное написание проверяемых гласных в безударной позиции, слов с непроизносимым согласным, двойных согласных, словарных слов, неправильный перенос слов на новую строку, неиспользование прописных букв при написании имен собственных, ошибочное употребление разделительного твердого и мягкого знаков. Ученик-дизорфографик попросту не распознает встретившуюся орфограмму и даже не пытается решить грамматическую задачу с помощью правила.

Диагностика

Задача выявления учащихся с дизорфографией возложена на логопеда школьного логопункта. В начале учебного года специалист проводит обследовании всех учеников начальной школы; при этом у учащихся 2, 3 и 4 классов, кроме состояния устной речи, анализируются письменные работы.

В ходе логопедической диагностики оценивается уровень понимания речи, владения связной речью и грамматическими нормами, сформированности звукопроизношения и звукослоговой структуры слов, объем словаря.

При изучении письменных работ (сочинений и изложений) учитель-логопед обращает внимание на наличие и ведущий тип грамматических ошибок, определяет степень тяжести и характер речевого нарушения. К оценке сформированности ВПФ привлекается школьный психолог.

В первую очередь, дизорфографию дифференцируют от дисграфии, в основе которой лежит нарушение фонематического принципа письма.

Кроме того, трудности усвоения и использования грамматических правил могут быть связаны с частыми заболеваниями ребенка и пропусками школы, педагогической запущенностью, переводом ребенка на обучение к другому учителю или по другой программе.

В подобных случаях грамматические пробелы имею нестойкий характер и преодолеваются при объяснении и усвоении орфографического правила.

Коррекция дизорфографии

Логопедические занятия нацелены на помощь ученику в овладении морфологическими и традиционными нормами орфографии. Старт коррекционной работы должен приходиться на период обучения в начальной школе. Занятия проводятся в индивидуальной, подгрупповой или фронтальной форме и одновременно охватывают несколько направлений:

  • Совершенствование фонетико-фонематических компетенций. Включает уточнение звукопроизношения, развитие слуховой дифференциации фонем, слогового анализа и синтеза, работу над ударением. В ходе этой работы решается задача овладения звуко-буквенным анализом слова.
  • Расширение лексики. Работа над лексикой предусматривает обогащение словарного запаса, уточнение семантики слов, формирование навыков оперирования лексическими единицами в процессе речи. Ведется изучение синонимов, антонимов, паронимов, фразеологизмов и других лексических форм.
  • Усвоение грамматических норм. Уточнение грамматики предполагает изучение основных характеристик различных частей речи (род, число, склонение, спряжение, время, лицо). В практическом отношении данная работа способствует формированию навыков словоизменения.
  • Работа над словообразованием. Важным этапом коррекции дизорфографии является усвоение моделей словообразования с помощью приставок, суффиксов, окончаний. В процессе занятий акцент делается на формировании умения выделять общий корень у родственных слов. В дальнейшем на этой основе строится процесс морфемного и морфологического анализа слова.
  • Развитие синтаксических представлений. Проводится при синтаксической и смешенной форме. В содержание занятий включается работа с предложением: определение его структуры, выделение главных и второстепенных членов, расстановка знаков препинания.
  • Развитие орфографического самоконтроля. Включает закрепление орфографических правил, формирование умения находить орфограммы (развитие орфографической зоркости) и применять к ним изученные правила.

Параллельно с коррекцией дизорфографии проводится работа по развитию когнитивных функций: речеслуховой и зрительной памяти, внимания, языкового мышления, аналитико-синтетической деятельности. Данные психические процессы играют существенную роль в усвоение основных принципов письма, поскольку способствуют формированию самоконтроля в рамках учебной деятельности.

Профилактика

Задача предупреждения расстройств школьных навыков у детей возложена на родителей и педагогов. Миссия семьи – обеспечить ребенку гармоничное физическое развитие, психологическое благополучие, благоприятные условия для формирования высших психических функций.

Все имеющиеся пробелы в речевой сфере должны быть устранены до поступления ребенка в школу или на первом году обучения, иначе в дальнейшем школьник неизбежно столкнется со специфическими учебными трудностями (дислексией, дисграфией, дизорфографией).

Большую роль в раннем выявлении нарушений письменной речи играет слаженная совместная работа учителя начальных классов, школьного логопеда и детского психолога.

Своевременно начатый, систематический и четко спланированный коррекционный процесс помогает преодолеть дизорфографию и справиться с освоением школьной программы.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysorphography

Дизорфография, дисграфия, легастения: причины, симптомы, коррекция

Дизорфография, дисграфия, легастения: причины, симптомы, коррекция

Дизорфография – отсутствие у ребенка способности к освоению знаний орфографии, навыков и умений, связанных с ней. Это нарушение связано с недостаточным развитием речевых функций, зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти и мышления. Данное расстройство изучено недостаточно, в отличие от дисграфии.

Дисграфия – нарушение письменной речи, которое вызвано нарушением работы психических процессов и анализаторов, отвечающих за формирование навыка письма.

Оба расстройства являются отдельными, независимыми друг от друга состояниями. Однако достаточно часто они могут встречаться вместе у одного пациента.

Факторы-провокаторы

Развитие дизорфографии и дисграфии происходит по различным причинам, но некоторые факторы могут совпадать. Появление нарушения письменной речи может быть связано с различными травмами и недостаточным развитием участков головного мозга вследствие негативных факторов в период вынашивания ребенка, а также в родовой и постнатальный период.

https://www.youtube.com/watch?v=Lccu3F01R4Y

К таким причинам относят:

  • течение беременности с наличием патологий и заболеваний;
  • недостаток кислорода у ребенка во время родов;
  • родовые травмы новорожденного;
  • энцефалит;
  • менингит;
  • заболевания, вызванные инфекциями;
  • заболевания соматического характера.

Эти расстройства связывают с нарушениями в процессе развития мозга и травмами префронтальной коры, теменной доли, передней поясной коры головного мозга и базальных ядер. Эти участки отвечают за корректное функционирование рабочей памяти.

Корректное развитие навыка письма невозможно без корректно сформированной устной речи, владения лексическими и грамматическими аспектами речи, обладания навыками восприятия и произношения звуков. Нарушение этих процессов возникает при наличии патологии развития речевого аппарата и причин органического происхождения.

К развитию нарушений письма у ребенка могут приводить также социальные и психологические факторы:

  • билингвальная семья (двуязычная);
  • нарушения речи или неправильная речь у окружающих людей;
  • нехватка речевой коммуникации;
  • отсутствие внимания окружающих взрослых к речи ребенка;
  • излишне ранее начало обучения письму.

Наиболее часто дисграфия и дизорфография наблюдается у младших школьников, имеющих речевые нарушения, задержку психического развития и конституциональную предрасположенность к этому.

Возникновение данных нарушений во взрослом возрасте может быть следствием нейрохирургического оперативного вмешательства, инсульта, черепно-мозговой травмы, опухолевого новообразования в головном мозге.

Классификация нарушений письменной речи

Выделяют следующие виды дисграфии:

  1. Артикуляторно-акустическая. При данном типе нарушения ребенок записывает слова точно так же, как и произносит их. Такая проблема возникает из-за некорректного произношения звуков, и дальнейшего воспроизведения ошибок на письме.
  2. Акустическая. У ребенка возникают трудности с дифференциацией звуков на слух. Поэтому на письме он заменяет правильные буквы на те, которые слышит. При этом у ребенка не возникает трудностей с корректным произношением данных звуков.
  3. Дисграфия, вызванная нарушением способности к анализу и синтезу языкового материала. У ребенка возникают затруднения с выделением в речевом потоке отдельных слов и дальнейшим разделением их на звуки и слоги.
  4. Оптическая. Из-за сниженной способности узнавать ранее виденное, а также способности к анализу и синтезу информации, ребенок при выполнении письменных заданий искажает и заменяет буквы.
  5. Аграмматическая. При выполнении письменных заданий у ребенка возникают затруднения с выявлением языковой и логической связи между словами, словосочетаниями и предложениями. Написание сочинения может сопровождаться такими ошибками: не соответствие последовательности предложений описываемым событиям, отсутствие грамматической и смысловой взаимосвязи между некоторыми предложениями.

Выделяют несколько видов дизорфографии:

  1. Морфологическая. Ребенок совершает значительное количество орфографических ошибок, при выполнении самостоятельных письменных заданий (изложения, сочинения).
  2. Синтаксическая. У ребенка проявляется неспособность к овладению различными синтаксическими правилами, например – пунктуацией.
  3. Смешанная. У ребенка при выполнении письменных заданий наблюдаются систематические пунктуационные и орфографические ошибки.

Также существует классификация дизорфографии, в основе которой лежит степень выраженности нарушения:

  1. Легкая. Ребенок справляется более чем с половиной предложенных заданий на уровне выше среднего, а остальной объем заданий на среднем или низком уровне.
  2. Средняя. Ученик может выполнить большую часть предложенных заданий на среднем уровне.
  3. Тяжелая. Ребенок выполняет все задания на уровне ниже среднего, либо на низком.

Клинические проявления

Проявления дисграфии зависят от типа нарушения:

  • при артикуляторно-акустической форме патологии ребенок пропускает буквы, пропускает звуки при устной речи, заменяет буквы;
  • акустическая дисграфия характерна тем, что происходит замещение букв, замена ударных гласных, парных согласных, — ребенок не может обозначить мягкие и твердые согласные на письме;
  • в случае нарушения, развившегося из-за нарушений способности к синтезу и анализу языкового материала, характерными проявлениями будут не завершение слов на письме, перемещение букв в пределах слова, слияние нескольких слов в одно, добавление ненужных букв;
  • при оптической форме нарушения ребенок заменяет одни рукописные буквы на другие, сходные внешне, заменяет буквы, которые имеют разное количество одинаковых элементов, возможно также написание букв в зеркальной проекции, незаконченное написание букв;
  • для аграмматического типа расстройства характерны такие ошибки: нарушение структуры слова, замена суффиксов и приставок, несоблюдение падежных окончаний, отсутствие согласования между словами в предложении, пропуск и замена предлогов, искажение последовательности слов.

Дизорфография проявляется такими симптомами:

  • невозможность запомнить понятия «слово», «звук», «слог»;
  • сложность в усвоении правил правописания (происходит более медленно, чем у других учеников);
  • отсутствие сформированного навыка производить умозаключения, определять последовательность действий при выполнении письменных заданий по языку;
  • приведение неверных примеров на изученные правила;
  • непонимание грамматических признаков орфограмм;
  • затруднения при заданиях на подбор родственных слов, разбор слова на составляющие морфемы;
  • безрезультативность выполнения заданий на самопроверку.

Сопутствующие расстройства

Дисграфия – довольно распространенное нарушение. В начальных классах школы признаки этого расстройства могут наблюдаться у примерно половины детей.

К средней школе количество таких учеников становится меньше. Вероятно, такая распространенность расстройства связана с тем, что значительное количество детей поступают на обучение в школе, имея общее недоразвитие речи и несформированность процессов произношения звуков и восприятия фонем. Данные проблемы значительно затрудняют овладение навыком грамотного письма.

Навык письма неразрывно связан с навыком чтения. Поэтому довольно часто нарушение письма сочетается с дислексией и алексией.

Дислексия – частичное нарушение способности обучиться навыку чтения. Алексия – невозможность обучиться процессу чтения из-за нарушения отдельных участков коры головного мозга (либо частичные нарушения чтения по той же причине).

Также часто дисграфия соседствует с такими расстройствами как синдром дефицита внимания и гиперактивности, диспраксия.

Что такое Легастения

Легастения – это нарушение психического развития ребенка на фоне нормального интеллектуального развития. При этом расстройстве навыки письма и чтения приобретаются с трудом.

Легастения — общее название для нарушений формирования навыка чтения и письма. Этот термин включает в себя такие нарушения как дисграфия и дислексия.

Характерные признаки этого расстройства:

  • перемена мест цифр и букв при написании и чтении;
  • множественные ошибки при выполнении письменных заданий;
  • затруднения при чтении текстов;
  • обрывание слова при произношении (проглатывание окончания).

Диагностические критерии

Для постановки корректного диагноза необходимо проведение комплексного обследования. Так как нарушения письма могут быть вызваны отклонениями в работе слуховой и зрительной системы, то обследование должно включать консультацию офтальмолога и отоларинголога. Выявить органические причины нарушений письма может обследование у врача невролога.

Логопедическое исследование позволит определить, на каком уровне сформирована речевая функция ребенка. Логопед проводит диагностику письменной речи путем анализа и изучения его письменных работ.

Данный тест помогает разделить расстройство навыка письма и простое отсутствие знаний.

Далее необходимо обратить внимание на моторику речи и движений, строение речевого аппарата, определить левша или правша ребенок.

При обследовании необходимо учитывать состояние нервной системы ребенка, отсутствие или наличие нарушений зрения и слуха.

Логопедическое обследование включает в себя также изучение способности к синтезу и анализу звуков, способности дифференцировать звуки на слух, произносить их, определять структуру слова. Также необходимо оценить построение речи с точки зрения грамматики и словарного запаса.

Письменные тесты на выявление дисграфии и дизорфографии включают в себя написание словарных и текстовых диктантов, переписывание напечатанного и написанного от руки текста, составление описаний к рисунку. Также применяется такое задание как чтение отдельных слогов, слогов и целых текстов.

Лечение и коррекция

Лечение дисграфии и дизорфографии должна быть направлена на устранение первопричины нарушений и на коррекцию навыков письма.

Для лечения основного заболевания невролог назначает прием фармацевтических препаратов и прохождение курса реабилитационной терапии, которая может включать лечебную физкультуру, массаж, гидротерапию и методы физиотерапии. Коррекция нарушений проводится логопедом.

Применяются методики направленные на:

  • развитие навыка распознавать символы визуально;
  • обучение производить синтез и анализ информации (сопоставлять и сравнивать);
  • развитие зрительной, речевой и слуховой памяти;
  • обучение ребенка произношению звуков и пониманию фонематических процессов;
  • формирование умения распознавать и производить операции с предметами зрительно и в пространстве;
  • обучение морфологическому принципу, синтаксическому строю речи;
  • обогащение словарного запаса;
  • формирование связной речи и «чувства языка».

Упражнения и специальные тетради для коррекции дисграфии у младших школьников:

Нарушения письма, зачастую, не проходят без внешнего содействия этому. Для успешной коррекции расстройств необходима помощь специалистов (невролога, логопеда и педагога), а также содействие родителей пациента, или самого взрослого пациента.

Данные нарушения часто связаны с отклонениями в функционировании участков головного мозга, поэтому успешный результат терапии достигается при участии в ней врача невролога и при соблюдении его рекомендаций.

Коррекция нарушений письма должна производиться при содействии родителей и других взрослых из окружения ребенка. Успешность терапии во многом зависит от социальной среды пациента и ее влияния на него.

Положительный результат коррекционной работы будет зависеть от развития высших психических функций ребенка. Именно они во многом влияют на процесс приобретения навыков чтения и письма.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/disgrafiya-i-dizorfografiya.html

Дизорфография у младших школьников: симтомы, виды, упражнения для коррекции

Дизорфография, дисграфия, легастения: причины, симптомы, коррекция

Нарушения письменной речи фиксируются у первоклассников в 50% случаев, у второклассников – в 25%.

Снижение процента неуспевающих по родному языку обусловлено низким развитием навыков письменной, устной речи, слабым освоением правил грамматики, орфографии.

В нашей статье речь пойдет о школьниках, которые не справляются с проблемой грамотного письма по причине нарушений в речевом онтогенезе, невербальных психических процессов. Им ставится диагноз дизорфография. Поговорим об этом заболевании подробнее.

Что это

Дизорфография – это стойкое сформированное недоразвитие навыка правильного письма. Ребенок теоретически знает, как нужно написать, но применить правило не может. Он делает одни и те же ошибки, но не понимает, как их исправить, не замечает их в написанном тексте. Педагоги в этом случае говорят об отсутствии орфографической зоркости.

Особенностью дизорфографии является нарастание проблем с грамотностью в процессе обучения в школе. В 1-2 классе школьник делает 30-40 ошибок в одном тексте, а к 5 классу более 80. Это связано с устойчивостью речевого нарушения к коррекции, снижением самооценки ребенка из-за осознания собственного недостатка, повышением уровня сложности речевого материала.

Симптомы

Симптоматика дизорфографии у младших школьников включает в себя грамматические, пунктуационные ошибки, сложности с освоением теоретического материала.

К основным симптомам относятся следующие нарушения письменной речи:

  • ошибки в анализе орфограмм;
  • смешение букв;
  • затруднения семантического характера;
  • ошибки в написание слов с проверяемыми безударными гласными (дАма – дом);
  • смешение орфограмм (безударные гласные в корне слова и окончании);
  • затруднения с морфемным анализом (смешение предлогов и приставок и др.);
  • неиспользование заглавных букв в начале предложения, при написании имен собственных;
  • ошибки при написании слов с удвоенными согласными, непроизносимыми;
  • неправильное употребление Ь и Ъ;
  • ошибки с переносом слов, расстановкой ударений;
  • различные пунктуационные ошибки;
  • трудности в запоминании названий частей речи, морфологических признаков;
  • формирование собственных ложных правил (пишут ЖИлезо, потому что ШИ, ЖИ пишется только с И и т.д.);
  • сложности с формулированием собственного высказывания в письменной форме;
  • трудности перехода от одного вида деятельности к другому.

Школьник с дизорфографией действует по принципу: “Как слышу, так и пишу”. Не учитывает объективные условия написания, не различает смысловую нагрузку лексических единиц, подбирает для проверки не родственные слова, а созвучные.

Добиться автоматизации письма помогают практические упражнения. Это диктанты, сочинения, списывания.

Причины

Предпосылок к нарушению письма много. Их принято разделять на психические, педагогические и медицинские. Но рассматривать необходимо комплексно, так как они неотделимы друг от друга.

Перечислим самые популярные причины дизорфографии:

  • стертая дизартрия, дислалия
  • ОНР 1-4 степени
  • дисграфия
  • болезненность
  • поражения ЦНС
  • педагогическая запущенность
  • психосоматическая ослабленность
  • дефицит внимания
  • ЗПР
  • заторможенность
  • умственная перегруженность

Классификация

Р.И. Лалаева, Л.Ф.Спирова, И.В. Прищепова в своих научных трудах описывают три вида дизорфографии:

  1. Морфологическая. Ребенок чаще делает орфографические ошибки, затрудняется с проверкой безударных гласных. Знает, помнит правило, но не применяет его. Испытывает сложности в запоминании правильного написания слов с удвоенными согласными, непроизносимыми звуками.
  2. Синтаксическая. Школьник делает ошибки при расстановке знаков препинания, определении частей предложения, имеют место систематические синтаксические ошибки. Возникают трудности в самостоятельном составлении текста, высказывания.
  3. Смешанная. При анализе письменных работ фиксируются частотные синтаксические и орфографические ошибки.

По количеству ошибок на одну работу дизорфография классифицируется по степени тяжести заболевания:

Школьник допускает не более 15 ошибок на одну работу. Большинство заданий выполняет на среднем м и высоком уровне.

Фиксируется средний уровень выполнения большинства заданий, в письменных работах допускается не более 30 ошибок.

Уровень знаний находится на низшей ступени. Школьник допускает 50-80 орфографических и пунктуационных ошибок на одну работу.

Даная классификация помогает при организации коррекционной работы с младшими школьниками по эффективному устранению дизорфографии.

Диагностика

Обследование школьников с серьезными нарушениями письменной речи проводится в два этапа: сначала определяется симптоматика дисфункции, затем ее механизм.

  • Первый диагностический этап необходим для анализа всех видов работ младшего школьника. Исследуются диктанты, сочинения, изложения, списывания. Обязательно высчитывается коэффициент ошибок на одну работу. Это помогает установить степень заболевания.
  • На втором этапе исследуются устные работы логопата и проводится серия письменных упражнений, специально подобранных тестов. Выясняется наличие отклонений в орфографических знаниях, проверка ЗУН, фонематического слуха, неречевых процессов. Во время выполнения тестов педагог наблюдает за ребенком, фиксирует наличие или отсутствие мотивации к учебе, степень понимания алгоритма действия для правильного письма.

На основе диагностики тестов, заключений школьного психолога, учителя и логопеда составляется карта ребенка, его образовательный маршрутный лист. В нем обозначены планируемые занятия, цели, рекомендации родителям для преодоления дизорфографии в домашних условиях и в школе.

Коррекция

Формирования навыка правильного письма проходит в несколько этапов:

  • Развитие звукопроизношения, слоговой структуры слова

Используются повторы слогов в определенном ритме, составление слов из предложенных слоговых структур.

Упражнение “Составь и произнеси слова”:

Школьнику можно дать карточки с надписями: КО, ВА, ЗА, РО. Перед ним ставится задача: составить как можно больше слов из них. Должно получится: РОЗА, КОЗА, КОРОВА.

Одновременно формируется правильная артикуляция. Используйте карточки с проблемными для школьниками звуками.

  • Расширение лексического запаса школьника

Обогащение словаря происходит при составлении собственных текстов, чтении чужих, рассматривании и описание картин, изображений, мультфильмов и т.д. Подбираются синонимы, антонимы, паронимы.

В процессе занятий используется устная и письменная речь.

  • Дифференциация частей речи

Упражнение “Найди лишнее слова в ряду”:

Предлагается набор из слов одной части речи и лишнего слова. Например, май, бык, желтый луна. Ребенок находит лишнее слова, объясняет свой выбор.

Составь предложение по схеме:

Предлагается следующий материал на карточке.

Предложение: имя существительное, глагол, прилагательное, существительное, предлог, существительное. По ней нужно составить любое предложение. Например, я увидел красивую звезду на небе.

  • Формирование морфологических признаков каждой части речи

Школьник обучается различению падежных форм, единственного и множественного числа, родов, времен глаголов и т.д.

Упражнение “Один-много”:

Покажите ученику картинки с изображением одного карандаша и пяти. Пусть объяснит, где их много, а где один и почему.

Игра “Кто это сделал?”:

Цель: научить ребенка соотносить действующее лицо с глаголом в прошедшем времени.

Показываем картинки с изображением птицы, которая летит. Задаем вопрос: что делала птица? Ответ: леталА. Обращайте внимание на родовое окончание глаголов.

  • Обучение созданию моделей слов, видению процесса словоизменения

Понять словообразование можно с помощью следующих заданий.

Образуем сложные слова

Школьнику предлагают пары слов: пыль сосет, пар ходит, сам варит и т.д. воспитанник составляет из них слова письменно, выделяет корни.

  • Дифференциация родственных слов

Подбери слова с одним корнем

Дается две картинки: рис и рисовать.

Логопат подбирает к ним свою группу слов, выделяет корни, если делает упражнение письменно.

Нарисуем дерево

Рисуете толстый ствол, внутри его пишите слово. Например, дом. На ветках пишите однокоренные слова, выделяя одинаковый корень.

  • Развитие орфографической зоркости

Для выполнения этой задачи подойдет упражнения:

“Найди опасное место”

Педагог произносит слова разных частей речи, состоящих из одного или нескольких слогов. Ребенок на слух определяет опасную для письма букву, которую проверить нельзя. Хлопает в ладоши, чтобы преподаватель остановился и объясняет свой выбор.

“Проверю себя”

Дети записывают слова, пропуская непонятные для него орфограммы. Сначала диктант состоит из нескольких слов, потом фраз, в конце из небольших предложений. Постепенно количество пропусков в словах сокращается.

  • Развитие внимания, памяти

На занятиях с логопедом используется метод орфографического чтения. Ребенок читает слова так, как будет их писать, четко произносит все безударные, глухие звуки и т.д. В этот момент задействуются зрительная память, слуховая.

Кратковременную память развивают с помощью повтора скороговорок, которые ребенок слышит впервые.

  • Автоматизация грамотного письма

Процесс закрепления навыков, умений очень длительный. Занимает несколько лет при тяжелой форме дизорфографии. Автоматизация грамотного письма происходит при любом виде работы с логопедом, с родителями.

Обратите особое внимание на письменные работы учащихся начальной школы, особенно списывание.

Больше заданий по коррекции дизорофографии можно найти в рабочей тетради О.В.Елецкой, Н.Ю.Горбачевской: Коррекция дизорфографии

Одновременно с работой по устранению дизорфографии у школьников стоит обратить внимание на уровень самооценки ребенка. Как правило, это дети, отстающие в классе, не имеющие авторитета среди соседей по партам.

Избавление от недостатков письменной речи и устной помогает школьникам быстрее адаптироваться в коллективе, повысить успеваемость.

К сожалению, дисграфия и дизорфография диагностируются у младших школьников чаще с каждым годом.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/dizorfografiya

Дизорфография: что это, причины возникновения и упражнения для коррекции

Дизорфография, дисграфия, легастения: причины, симптомы, коррекция

Дизорфография у школьников: что это такое, причины возникновения

При дизорфографии у детей не получается усвоить правила орфографии или применять их при письме. При этом устная речь и интеллект не нарушены.

Дизорфография – это неумение применять на письме известные правила родного языка. При этом устная речь и интеллектуальные способности школьника могут быть на довольно высоком уровне. В отдельных случаях дизорфография является частью симптоматики такого сложного речевого нарушения, как общее недоразвитие речи.

Человеку, не умеющему грамотно излагать свои мысли на письме, сложно достичь успеха во многих отраслях профессиональной деятельности. Тем не менее, количество детей с подобной проблемой растёт из года в год.

Ребёнок с дизорфографией может в одной письменной работе допустить до 80 ошибок. Мало того, свои ошибки он не видит и исправить не может, хотя правила может знать очень хорошо.

Специалисты в этом случае говорят, что у школьника отсутствует орфографическая зоркость.

Суть проблемы и симптомы речевого нарушения

Специфические умения, помогающие овладеть правилами русского языка:

  • богатый словарный запас;
  • умение проводить морфологический анализ слов;
  • способность выбирать проверочные слова.

Основная возрастная категория детей, страдающих от дизорфографии, – ученики начальной и средней школы, хотя и в старших классах, эта речевая патология тоже встречается.

Кроме морфологии при дизорфографии страдает синтаксис – соблюдение правильной пунктуации на письме. Когда орфографические ошибки на письме приобретают стойкий характер, это ведёт к хронической неуспеваемости ребёнка по многим предметам.

Симптомы нарушения:

  • сложности в усвоении терминологии, неспособность понять и запомнить, что такое слово, звук, слог, предложение, глагол, прилагательное и т. д.;
  • зазубривание правил правописания без понимания их смысла;
  • неумение обобщать изученный материал, делать выводы, пересказать содержание;
  • неумение привести пример на только что изученное правило, применить его на письме;
  • подбор одинаково звучащего слова для проверки безударных гласных, а не родственного и однокоренного;
  • неумение выделить части слова: суффикс, корень, окончание, приставка;
  • нехватка или чрезмерное количество знаков препинания в предложениях.

В основе проявления дизорфографии лежит недоразвитие психических функций, отвечающих за формирование специфических умений, нужных для освоения письмом, грамотной письменной речью. Это связано с ослаблением здоровья ребёнка, последствиями минимальной мозговой дисфункции (ММД), полученной во внутриутробном, перинатальном периоде, в раннем детстве.

Другие причины неусвоения правил родного языка:

  • следствие общего недоразвития речи;
  • следствие фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФН);
  • нарушение неречевых психических функций (память, внимание, переключаемость с одного вида деятельности на другой, проблемы с синтезом и анализом);
  • сочетание изучения большого объёма материала с недостаточным темпом развития психических функций;
  • неумение осваивать учебный материал в быстром темпе, когда ошибки возникают в условиях дефицита времени и не возникают при работе в медленном темпе.

В отдельных случаях дизорфография возникает тогда, когда к её появлению, казалось бы, нет явных предпосылок. То есть, ребёнок умеет выделять звуки из слова, производить звукобуквенный анализ, различает сложные изображения, но допускает ошибки из-за неумения сконцентрировать внимание, запомнить и воспроизвести продиктованный учителем текст.

Существует несколько степеней речевой патологии. Они зависят от трудностей, преодолеваемых школьниками, от типа орфограмм, в которых они допускают наибольшее количество ошибок:

  1. Эта группа содержит ошибки в орфограммах высокой степени трудности – парная и двойная согласная, безударная гласная в корне, непроизносимая согласная.
  2. Во второй группе находятся орфограммы средней тяжести – непроверяемые слова, прописная буква в именах и отчествах, в названиях географических объектов.
  3. В третьей группе находятся лёгкие орфограммы – обозначение мягкости согласных на письме.

Способы коррекции нарушения

Обычно взрослые списывают плохую успеваемость ребёнка на лень и отсутствие прилежания, к специалистам родители обращаются слишком поздно.

Поскольку в основе речевого нарушения лежит недоразвитие психических процессов, лучше, когда коррекцией дефекта занимаются несколько специалистов:

С переходом в 3–4-й класс детям предлагаются более сложные виды деятельности по освоению родного языка (сочинение, изложение), поэтому количество ошибок у школьников с дизорфографией возрастает многократно, что приводит к падению успеваемости и низким оценкам в дневнике.

Для облегчения овладения орфографическими правилами детям предлагается система последовательных грамматических действий, каждое из которых закрепляется отдельно. Лишь после прочного усвоения одной операции переходят к следующему этапу. Педагог не ограничивается одним видом отработок, параллельно использует грамматические обобщения для создания стойкой системы родного языка.

Примеры упражнений, предлагаемых на занятиях логопедом:

  • подобрать прилагательные к существительному (птица домашняя, яркая, серая, быстрая, пугливая; море синее, спокойное, тёплое, солёное, бескрайнее);
  • подобрать существительные к глаголу (падает снег, листья, ваза, камень, мяч) и наоборот (созрел лимон, созрело яблоко, созрела слива, созрели фрукты);
  • найти все однокоренные слова на картинке (лес-лесник, лесовоз, лесополоса, лесной);
  • отгадать картинку и объяснить угаданное выражение («клевать носом»);
  • собрать предметы в пары, подобрать к ним обобщающее слово, задать вопрос (слон-зебра животные жарких стран, вопрос кто?);
  • объединить слова в словосочетания;
  • назвать предмет, зная его части, задать вопрос (клюв, лапки, крылья – птица (кто?);
  • назвать нужное существительное по аналогии (дядя и … тётя, сын и … дочь);
  • назвать место работы (повар — кухня, врач — больница) или необходимый инструмент (ножницы — парикмахер, кисть — маляр);
  • написать как можно больше слов с одинаковыми гласными, например, «О» (ворона, золото, хороший и др.);
  • зашифровать ударную гласную в слове схемами;
  • разложить картинки под символами рода (кот — мужской род, корова — женский, солнце — средний);
  • образовать из существительного прилагательное (кольцо из золота – золотое, но не золотистое, варенье из сливы – сливовое, а не сливное или сливочное).

Параллельно проводится работа по развитию памяти, внимания, мышления, воображения. Специалисты обучают детей навыкам самоконтроля, совершенствуют устную речь, умение действовать по определённому алгоритму.

На видео ниже представлен пример того, как это можно делать:

Советы родителям

Главное, что могут сделать для своего ребёнка родители — создать для него благоприятный психологический климат на время коррекционной работы. Школьник и так находится под прессом ситуации, и настроение у него зачастую не самое радужное, а тут ещё взрослые травмируют ребёнка, постоянно указывая ему на речевые ошибки.

Следствием этого может быть то, что ребёнок замкнётся, и вместо так необходимого ему общения речь замедлит своё развитие, не будет совершенствоваться и обогащаться, что приведёт к проблемам социальной адаптации в коллективе. Поэтому важно проявлять терпение и снисходительность для благополучного разрешения ситуации.

Источник: https://OurKids.ru/narushenija/rech/dizorfografiya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.