Что такое стертая дизартрия: причины, симптомы и лечение нарушения

Стертая дизартрия

Что такое стертая дизартрия: причины, симптомы и лечение нарушения

Дизартрия – нарушение произношения, основой которого является поражение нервной системы. Заболевание обусловлено плохой подвижностью органов речевого аппарата. В детском возрасте такая проблема приводит к ряду сложностей.

Чем связана болезнь, каковы ее симптомы и как можно избавиться от нее?

Симптоматика ↑

Токарева ввела в обиход термин стертая дизартрия. Самое название говорит о легкой симптоматике. В подобных случаях пациент может произносить нормально все звуки по отдельности, но в обычном речевом потоке они звучат смазано, не четко.

Основные проблемы, вызванные нарушением, включают в себя:

  • плохую неразборчивую речь;
  • нарушения дикции;
  • неправильное произношение звуков;
  • использование схожих фонетически форм во время речи.

Все, что связано с нарушением произношения можно отнести к внешним проявлениям заболевания. При этом учитывают не только звучание слов, но и темп речи, эмоциональную окраску. Список подобных симптомов может меняться, сочетать в себе несколько пунктов и исключать другие. Все зависит от области поражения головного мозга.

Однако неправильная речь не всегда вызывает у родителей малыша особые опасения. Все мы начинали разговаривать с ошибками. Но в возрасте пяти-шести лет необходимо внимательно подойти к проблеме и обратить внимание на моторику ребенка, именно она может стать ярким проявлением болезни.

Выявление ↑

В детских дошкольных учреждениях регулярно проводят осмотр и диагностику, чтобы вовремя выявить проблемы. Сегодня средние показатели таковы, что в средних группах около сорока процентов детей имеют отклонения в речевом развитии, в подготовительных – примерно шестьдесят.

В список наиболее часто встречающихся нарушений входят:

  1. Ринофония.
  2. Дислалия.
  3. Фонетическая и фонематическая недоразвитость.
  4. Стертая дизартрия.

В последнем случае, ребенок нуждается в регулярном индивидуальном лечении, которое может предоставить профессиональный логопед. Для этого специалисты проводят сначала общие занятия с детьми, после чего работают отдельно с каждым ребенком по уникальной программе.

К сожалению, на сегодняшний день нельзя сказать, что методы по выявлению нарушения имеют стопроцентный результат. Да и курсы лечения, коррекции разработаны не полностью.

Диагностика ↑

Если на предварительных проверках были выявлены симптомы расстройства, ребенок направляется на дополнительные исследования. В первую очередь, это проверка у невропатолога.

Врач проводит дополнительные проверки и подтверждает или опровергает первоначальный диагноз. Именно он обязан назначить наиболее подходящее лечение. Для начала доктор проводит беседу с матерью и ребенком, изучает медицинскую карту пациента.

Исходя из существующего опыта, считается, что зачастую болезнь может быть вызвана:

  • нарушением развития во внутриутробный период;
  • асфиксией младенца;
  • сложными родами.

Достаточно часто такие дети наблюдались у невролога в первый год жизни. Им назначали курс массажа и медикаменты. В более старшем возрасте малыши развиваются соответственно норме и только к возрасту пяти лет начинают проявляться тревожные симптомы.

Моторика ↑

Ребенок с подобным заболеванием имеет ряд проблем с моторной функцией организма. Во-первых, они достаточно неловкие, имеют ограниченный набор движений. Во-вторых, если предложить им ряд физических упражнений, быстро устают.

Если попросить постоять или попрыгать на одной ноге, они не смогут этого выполнить. Попробуйте предложить малышу игру-имитацию. Вы показываете движение – он повторяет:

  • как шагают солдаты;
  • летает бабочка;
  • прыгает лягушка;
  • рубим дрова;
  • разрезаем яблоко.

При нормальном развитии ребенок должен повторить за вами все действия. В противном случае речь идет об отклонении.

Если ребенок посещает хореографические занятия, то и здесь легко можно заметить проблему. Зачастую движения не совпадают с общим ритмическим рисунком, выполняются не в такт. При смене одного па на другое происходит задержка.

Кроме этого, симптоматика прослеживается и в мелкой моторике. Такие дети не любят рисовать, играть с мелкими предметами и конструкторами. Пальчики плохо справляются с деталями. Трудно дается и гимнастика для рук. Например, такие упражнения как замок, колечки. Когда необходимо соединять пальцы друг с другом по очереди.

Особенности артикуляции ↑

Помимо изложенных выше проявлений, можно выделить и нарушения в работе артикуляционного аппарата. Это может быть низкий или высокий тонус.

В первом случае заметна слабая подвижность мышц лица, их вялость. Вследствие плохого развития пациент не может долго удерживать рот в закрытом положении. То же самое наблюдается и с губами, языком. Они достаточно вялые, во время речи двигаются малоактивно.

Если мышечный тонус повышен, то все обстоит иначе. Органы артикуляции находятся в постоянном напряжении. Губы практически не принимают участие в речи. Встречается нарушение целенаправленных движений. Например, если требуется одновременно выполнять что-то руками и органами артикуляции.

Во время обследования малыша ему предлагают выполнить разнообразные упражнения:

  • надуй щеки;
  • улыбнись;
  • вытяни губы, как уточка;
  • покажи, как цокают копыта у лошадки.

Зачастую испытуемый хорошо справляется с поставленной целью и может повторить подобные действия, однако, основное внимание уделяется именно качеству. При нарушении проявляется слабость движений, короткий промежуток удержания той или иной позы. С возрастанием нагрузки, качество резко падает, в связи с сильным утомлением мышц.

Лечение ↑

Такое нарушение, как стертая дизартрия нуждается в комплексном подходе. Немаловажной является роль родителей. Большая доля лечения проходит в домашних условиях. Плюс работа врача-логопеда и прием медикаментов, которые назначает невропатолог.

Комплекс работы с пациентом включает в себя:

  1. Массаж.
  2. Гимнастика.
  3. Работа с логопедом.
  4. Укрепление моторной функции.

Регулярно необходимо проводить массаж лица, который состоит из нескольких пунктов. Во-первых, это несильные пощипывания нижней части (губы, щеки, подбородок).

Во-вторых, работа с верхней и нижней губой (сведение и разведение). В-третьих, массирование подушечками пальцев мягкого неба. Оно осуществляется последовательными движениями вперед и назад.

Подобное упражнение делают не дольше двух минут в день.

Хорошо влияют на достижение положительного результата занятия у зеркала. Своеобразная гимнастика для артикуляционного аппарата. Необходимо тренировать мышцы: открывать и закрывать рот, вытягивать губы дудочкой, показывать оскал. Отдельно можно проводить занятия для укрепления языка: поднять, опустить, осуществить круговые движения, облизать губы.

Помимо очевидных заданий, стоит уделить внимание мелкой моторике. Предлагать игры с пластилином, выполнять аппликации, собирать пазлы и конструировать.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor mozgid.ru

Источник: http://mozgid.ru/rasstrojstva-vysshih-mozgovyh-funkcij/stertaya-dizartriya.html

Что такое стертая дизартрия: причины, симптомы и лечение нарушения

Что такое стертая дизартрия: причины, симптомы и лечение нарушения

Дизартрия, если рассматривать с сугубо медицинской точки зрения – это нарушение в работе речевого аппарата.

Конкретное заболевание обуславливается наличием повреждений неврологического характера, в том числе — и коры головного мозга человека.

В основе данного нарушения лежит блокировка (частичная парализация) мышц речевого аппарата.

Разберемся, что такое легкая дизартрия, симптомы и методы лечения I степени псевдобульбарной формы нарушения, которая нередко именуется как стертая.

Терминология — формы и стадии нарушения

Выделяют несколько основных форм детской дизартрии, в зависимости от расположения очага имеющегося нарушения:

  1. Бульбарная. Поражение большого количества нервных окончаний, что, в свою очередь, приводит к сковыванию определенных групп мышц, которые отвечают и влияют непосредственно на артикуляцию. Особенности — нарушение мимики.
  2. Псевдобульбарная. Повреждение и дисфункция некоторых участков головного мозга, что приводит к парализации речевого аппарата. Характерный признак – монотонность произношения.
  3. Корковая. Одностороннее повреждение коры мозга, с нарушением некоторых структур. Главный симптом – нарушение произношения части слогов, а общая структура речи сохраняется.
  4. Мозжечковая. Нарушения речи в результате повреждений мозжечка. Характеризуется нестабильностью структуры речи ребенка – тональность и громкость постоянно изменяются.
  5. Подкорковая. Поражается часть головного мозга, отвечающая за нормальное формирование речи. Особенность – невнятность и смазанность произношения.
  6. Смешанная. Является следствием разнообразных травм ребенка возрастной группы до 2-х лет. Как особенность – сложение нескольких факторов, влияющих на формирование дизартрии.

Различают четыре степени дизартрической патологии, которые делятся согласно выраженности и тяжести нарушения речи:

  1. Степень I – стертая дизартрия. Зачастую выявляется в 5-ти летнем возрасте. Основные симптомы могут быть сходными с симптоматикой иных заболеваний нервной системы. Особенно заметно смешение звуков и подмена одних – другими. Большинство детей опускают часть звуков при произношении длинных слов.
  2. Степень II. Может характеризоваться достаточно ясной речью, но дефекты произношения особенно явны. Восприятие слов ребенка требует некоторых усилий.
  3. Степень III. Усугубление речи доходит до того момента, что посторонние люди практически не могут воспринять смысл слов, произносимых ребенком.
  4. Степень IV. Искажение речи достигает тех пределов, что даже близкие родственники не могут воспринять произносимое с первого раза. Кроме прочего, речь может отсутствовать вовсе.

Стертая дизартрия – переломный момент в развитии конкретного типажа неврологических патологий. Является наиболее легкой формой псевдобульбарной дизартрии, своевременное выявление которой гарантирует полное излечение и возможность ребенка в дальнейшем вести нормальный стиль жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

Конкретный термин «стертая дизартрия», был впервые предложен доктором Токаревой, которая четко характеризовала проявления I степени дизартрии, как «стертые, в собственном проявлении, симптомы псевдобульбарной дизартрии».

Отличается особой трудностью при преодолении проблем с произношением. Дети, страдающие от конкретного типажа заболевания, произносят подавляющую часть звуков верно, но речевой поток ребенка слабо автоматизирован и отсутствует четкость дифференциации звуков.

Причины и выявления в раннем возрасте

Факторы, провоцирующие появление и прогресс заболевания, возникают еще на стадии эмбрионального развития в утробе матери и при рождении. Зачастую, они таковы:

  • недостаток кислорода у развивающегося плода;
  • сильные токсикозы и гестозы;
  • невропатия или поражение почек;
  • вирусные заболевания I-II триместра;
  • родовые травмы;
  • слабость либо чрезмерная активность родовой деятельности матери;
  • нейроинфекции.

Важно заметить проявления стертой дизартрии в как можно более раннем возрасте, так как успешное и полное ее излечение возможно лишь при обнаружении до 5-ти лет.

Лечение при обнаружении в более зрелом возрасте осложняется уже сформировавшимся восприятием и некоторыми дополнительными нарушениями в психическом развитии ребенка. Также сложности возникают из-за того, что тело отчасти сформировано и наиболее активная стадия его роста завершена.

Особенности клинической картины

Причинами возникновения конкретной формы дизартрии является поражение подъязычного нерва, определяющего четкость произношения и, как следствие – дальнейший прогресс болезни и поражение коры головного мозга.

При стертой форме дизартрии нарушения могут касаться нервов глазодвигательной системы, что приводит к второстепенному признаку в виде косоглазия.

Стертая дизартрия у детей проявляется следующими основными симптомами:

  • вялость речевой деятельности из-за частичной блокады речевого аппарата, губы и язык пациента практически неподвижны, при выполнении упражнений, относящихся к артикуляции, проявляется слабость выраженности;
  • заметны дрожание голоса и языка при гиперкризах, которые проявляются по причине напряжения лицевых мышц;
  • происходит искажение губ, что препятствует верному выполнению упражнений;
  • тонус лицевых мышц ослаблен, а контроль – занижен, как следствие — избыток отделяемой слюны.

Проявлениями, которые сопутствуют стертой дизартрии, можно указать:

  • нарушение мелкой моторики;
  • повышенная беспричинная утомляемость;
  • нарушение равновесия;
  • неспособность к имитации элементарных упражнений;
  • сложность ориентации в пространстве.

Условная классификация больных

Условно всех детей, с подтвержденным диагнозом стертая дизартрия можно разделить на три группы, исходя из того – какая именно функция нарушена:

  • дети, которые неспособны четко разделять звуки и воспроизводить интонации, единственно верные в той или иной ситуации. Сопровождается нарушениями пространственного восприятия;
  • пациенты с нарушениями восприятия звуковых моментов и неспособностью к четкому разделению звуков и воспроизведению требуемых интонаций. В речи могут присутствовать грамматические и лексические ошибки;
  • полиморфные нарушения при раздельном произношении и восприятии звуков, интонаций, также присутствуют сложности при сложении слов и словоформ.

Диагностические критерии и методики

Определить присутствие заболевания достаточно сложно. Большая часть успеха при определении стертой формы нарушения зависит от ответственности и наблюдательности родителей, которым необходимо своевременно заметить какие-либо нарушения и отправиться с ребенком на прием к логопеду. Логопед проведет некоторые проверки.

Осмотр у врача состоит из следующих этапов:

  • исследование и проверка присутствующих нарушений речи;
  • выявление патологий, не связанных с артикуляцией;
  • проверка работоспособности мышц лица, в частности – мимических;
  • проверка письменных способностей детей, старше 5-ти лет, исходя из: каллиграфии, орфографии и прочего.

Выявив некоторые дефекты, относящиеся к заболеваниям невралгического характера, логопед направляет родителей и ребенка на прием к детскому неврологу, который занимается постановкой предварительного диагноза.

Для того, чтобы точно определить болезнь и стадию проводится комплекс медицинских мероприятий. При диагностике невролог направляет пациента на такие вспомогательные исследования:

Основываясь на полученных данных и опираясь на результаты дополнительных проверок невролог составляет конкретный план лечения и ставит окончательный диагноз.

Коррекция и лечение

Лечение проводится на основании поставленного диагноза, в случае стертой дизартрии, при адекватных методах коррекции обычно имеет место благоприятный прогноз, но требуется определить – нет ли еще каких либо сопутствующих невралгических заболеваний и нарушений.

Обязательные методы ее коррекции при стертой дизартрии:

  • обучение физиологически верному дыханию;
  • дыхательная гимнастика, направленная на речевое развитие и усиление ых связок;
  • массаж мышц речевого аппарата и дополнительные упражнения по развитию разговорного навыка;
  • назначение упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, дети с подобным заболеванием часто имеют проблемы с каллиграфией;
  • корректировка произношения и развитие выразительной речи;
  • увеличение разговорной активности;
  • выполнение упражнений на развитие памяти и внимания.

Медикаментозное лечение

В качестве дополнительных назначений, иногда используют некоторые группы препаратов и витаминов, основное воздействие которых направлено на стимуляцию активности мозга, улучшение памяти и повышение уровня внимания.

В медикаментозное лечение при легкой форме дизартрии входят следующие препараты:

  • снимающие сосудистые спазмы – Пантогам;
  • ноотропы – Энцефабол, Пантокальцин, прочие;
  • метаболические – Актовегин, Церебролизин, прочие;
  • седативные – Тенотен, Ново-пассит.

Профилактические меры

В качестве профилактических мер для предотвращения конкретного заболевания, требуется обратить самое пристальное внимание на период беременности и процесс родов.

Если своевременно предупредить гипоксию плода и уберечь ребенка от повреждений головы в процессе рождения, а также — в первые годы после, то дизартрия маловероятна.

Для полного исключения стертой дизартрии, родителям требуется:

  • регулярно посещать с ребенком логопеда, — если в возрасте года нет «агуканья», если в два года совсем не разговаривает, если до 3-х лет словарный запас слишком беден или нет произношения простых звуков, если в 3-5 лет нет четкости произношения или речь сильно отличается от речи сверстников – это повод для неотложного визита к логопеду;
  • разговаривать с ребенком и привить ему интерес к разговору;
  • вместе с ребенком тренировать речь – учить скороговорки;
  • оберегать ребенка от соприкосновения и попадания в организм токсических веществ;
  • вести профилактику нейроинфекций – шапка в холодный период обязательна, своевременное лечение простуд и ЛОР-заболеваний, регулярные визиты и лечение стоматолога.

При проявлении начальных симптомов дизартрии, необходимо посетить врача, не откладывая визит в больницу на потом.

В случае своевременного обращения, все назначения и терапия могут быть ограничены кратким курсом медикаментозного лечения первопричины, то есть – нарушений в работе головного мозга, и направлением в специальную группу детей в детском саду. Обычно, в подобных группах проводят все необходимое обучение и коррекцию речи.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/stertaya-dizartriya.html

Стертая дизартрия – что это

Что такое стертая дизартрия: причины, симптомы и лечение нарушения

Стертая дизартрия – это форма нарушения речевой деятельности, которая напрямую связана с артикуляционным расстройством, возникшим при поражении нервной системы.

Конкретные отклонения достаточно сложно выявить без специалиста. По этой причине требуется обязательно обращаться к медицинскому специалисту, чтобы улучшить своё самочувствие.

Характерным проявлением патологии является ограниченность подвижности мышц речевого аппарата, а также его общей слабостью. Специфические речевые нарушения способны сопровождаться проблемами с письменной речью, с мелкой и общей моторикой.

При стертой дизартрии важно изучить особенности патологии, а также ознакомиться с принципами лечения.

Формы

Стертая дизартрия имеет разные формы, поэтому важно их различать. В частности патология классифицируется в зависимости от того, какая место подверглось поражению. Следует разобраться в том, какие существуют виды болезни, а также какие они имеют особенности.

Типы патологии:

  • Корковая. Возникает из-за того, что повреждается кора головного мозга. Из-за этого нарушается функция мышц, которые участвуют в произношении слова. При этом сама структура речи остаётся без изменений, но меняется произношение слогов.
  • Бульбарная. Парализуется тройничный, лицевой и языкоглоточный нерв. Как результат, поражаются мышцы, отвечающие за артикуляцию. Сопутствующим фактором данного типа болезни становится проблема с глотанием.
  • Мозжечковая. Происходит повреждение мозжечка или малого мозга. В данной ситуации меняется громкость речи, а также она становится более тягучей.
  • Стертая. Она выражается в виде проблем с произношением шипящих и свистящих звуков. Патология напрямую связана с поражением головной мозга, при этом этимология невыраженная.
  • Псевдобульбарная. Нарушения затрагивают функцию корко-ядерных проводящих путей. Основным симптомом данной проблемы выступает монотонность речи. При этом встречается три степени: лёгкая, средняя и тяжёлая.
  • Подкорковая. Патология затрагивает непосредственно подкорковые узлы. Человек начинает смазано разговаривать и невнятно.
  • Холодовая. Её можно наблюдать при нервно-мышечном синдроме. Проблемы с речью наблюдаются у несовершеннолетнего в тот момент, когда он находится в месте с пониженной или повышенной температурой.
  • Паркинсоническая. Она развивается исключительно у тех людей, которые болеют паркинсонизмом. Они начиняют медленно и невнятно говорить.

При стертой дизартрии также выделяют несколько степеней, которые будут наблюдаться у человека. К 1 стадии относится стертая форма дизартрии. Дефекты можно обнаружить исключительно с помощью специального исследования. Симптомы 2 стадии проявляются значительно ярче, в этом случае речь остаётся в целом понятной, но при этом дефекты становятся более заметными.

Речь детей с 3 степенью заболевания понимают исключительно родители, а также знакомые люди. Посторонние могут понимать только отдельные фразы, потому как чёткость значительно сбивается.

При 4 степени речь ребёнка полностью отсутствует либо она есть, но её не понимают даже мама и папа.

Безусловно, каждый случай может проявляться по-разному, поэтому понадобится подбирать индивидуальный подход и методы лечения.

В целом можно однозначно сказать, что запускать патологию нельзя, потому как в этом случае самочувствие человека значительно усугубится.

Основные причины

Медицинские специалисты выделяют конкретные причины, которые приводят к развитию заболевания. Людям следует рассмотреть их, чтобы хотя бы примерно понимать, с чем приходится иметь дело.

Провоцирующие факторы:

  • Неправильная иннервация речевого аппарата. Она может повлечь за собой недостаточность артикуляционных мышц, к примеру, губ или языка. При этом человек начинает быстро истощаться из-за общего поражения ЦНС. Сами движения неточные, что тоже говорит о наличии данной провоцирующей причины.
  • Дисфункция головного мозга, а также оральная апраксия. Из-за этого у человека значительно ухудшается речь, при этом, как правило, ситуация не меняется по мере развития заболевания.
  • Расстройства двигательной функции. Ребёнку не удаётся быстро определить, а также подобрать верное положение артикуляционных мышц. Из-за этого ему не удаётся правильно произносить отдельные звуки или целые слова.

Важно понимать, что стертая дизартрия может слабо проявляться даже в той ситуации, если присутствует родовая травма или незначительная асфиксия. Естественно, подобное не считается нормой и требует незамедлительного лечения. Чем раньше начать терапию, тем проще будет побороть заболевание.

Симптоматика

Стертая форма дизартрии имеет ряд характерных симптомов, которые указывают на наличие патологии. Они преимущественно проявляются в возрасте от 1 года и старше. При этом болезнь считается достаточно распространённой, следовательно, с ней могут столкнуться многие люди. Важно запомнить первые признаки патологии, чтобы удалось её вовремя распознать.

Основные симптомы:

  • Несовершеннолетний начинает говорить «в нос», и это не имеет связи с ринитом.
  • Артикуляционные мышцы стали менее подвижными.
  • Можно заметить значительные нарушения в интонации.
  • Ребёнку становится тяжело улыбаться, а тем более складывать их в трубочку.
  • Речь становится нечёткой и невнятной, хотя люди и могут её понимать.
  • Когда малыш произносит звуки, его губы остаются неподвижными.

Важно разобраться с тем, как проявляется заболевание. Всё начинается с того, что малыш начинает говорить значительно позже своих ровесников. При этом  в младенческом возрасте отсутствует характерный для малышей лепет.

Если ребёнок уже находится в школьном возрасте, тогда у него отсутствует возможности читать тексты с выражением. Во время монолога голос постепенно начинает стихать, при этом он становится практически неразличимым.

Кроме проблем с речевой функции, могут быть нарушения в мелкой моторике, из-за чего отсутствует возможность полноценно двигаться или писать.

Если говорить непосредственно о речевой симптоматике, тогда могут быть замещения или искажения сложных для несовершеннолетнего звуков. Малыш хочет максимально упростить задачу, из-за чего он выбирает наиболее простые слова, в которых отсутствуют свистящие или шипящие буквы. В некоторых ситуациях болезнь может поражать нервы, которые непосредственно отвечают за подвижность глаз.

Методы диагностики

При стёртой форме дизартрии важно осуществить диагностику. С её помощью удастся подтвердить диагноз, а также однозначно понять, чем он был вызван. Соответственно, можно будет подобрать наиболее подходящее лечение, которое положительно скажется на состоянии пациента.

Человека обязательно направляют на МРТ, на магнитную стимуляцию трансканальную, на электромиографию, а также на электроэнцефалографию.

По результатам данных исследований удастся примерно понять, что именно происходит с организмом.

Родителям следует знать, при стёртой дизартрии у ребёнка только нарушается техника речи, при этом он не утрачивает способности логически излагать свои мысли, понимать услышанное и написанное.

Следует отметить, что в раннем возрасте выявить болезнь удастся по характерным симптомам. В частности малыш будет слабо кричать или вовсе не издавать звуков. При этом сосательный рефлекс нарушен – младенец будет захлёбываться, а из носа может течь молоко. Помимо этого, некоторые малыши не могут глотать, а также начинают синеть.

Если болезнь находится в тяжёлой форме, тогда младенец не буде брать грудь. Его кормить удастся только при помощи зонда. С возрастом у детей, страдающих от стёртой дизартрии, можно наблюдать новые симптомы.

Частичная артикуляция будет отсутствовать, из-за чего наблюдается постоянный дефект произношения. В ротовой полости язык будет неправильно расположен. При этом наблюдаются проблемы с дыханием, а также имеется задержка в развитии речевой функции. По данным признакам специалист может поставить диагноз. При этом врач может провести дополнительные тесты по своему усмотрению.

Варианты лечения

При стертой дизартрии при лечении потребуется развивать правильную речь, а также учить навыкам чтения и письма. Врач обязательно назначить комплексную терапию, при этом конкретные меры подбираются в зависимости от особенностей организма.

Медикаментозное лечение часто требует использования ноотропных средств. Они положительно влияют на работу мозга, усиливают память и благоприятно сказываются на умственной деятельности. Из лекарств достаточно часто врачи рекомендуют Пантогам, Глицин, Семакс и Кортексин.

Также потребуется логопедическая работа с дизартрией, для этого ребёнку нужно приходить на специальные занятия. Вместе со специалистом будет составлена речевая карта, где присутствует план коррекции, а также чёткое описание упражнений. Потребуется вместе со специалистом развивать фонетический слух, расширять словарный запас, а также грамматический строй.

Реабилитация при стертой форме дизартрии включает в себя применение лечебной физкультуры, иглоукалывание, точечный массаж. Также на занятиях потребуется развивать мелкую моторику, функцию речевого аппарата, а также выполнять дыхательную гимнастику.

Естественно, потребуется регулярно консультироваться с врачом, чтобы была возможность улучшить самочувствие.

Вполне вероятно, что потребуется регулярно корректировать схему лечения, потому как придётся подбирать наиболее эффективные методы для конкретной ситуации.

Чем раньше начать лечение и реабилитацию, тем проще будет добиться результата. Естественно, как детям, так и родителям, придётся приложить немало усилий для улучшения самочувствия. При лёгкой форме болезни можно добиться хороших результатов. Если же малыш тяжело болеет, тогда получится немного улучшить речь. В любом случае, бездействовать нельзя, если не хочется столкнуться с осложнениями.

Источник: https://nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/stertaya-dizartriya.html

Дизартрия – формы, причины, коррекция, симптомы, лечение

Что такое стертая дизартрия: причины, симптомы и лечение нарушения

Человека отличает от животных организованная и структурированная речь, которая имеет множество функций. Каждого человека с самого рождения обучают речи.

Если возникают различные формы отклонений и причины деформации речи, которые и являются симптомами болезней, тогда ребенка направляют на коррекцию или лечение.

Дизартрия является одним из подобных нарушений, которые необходимо устранять с помощью специалистов.

Уже в раннем возрасте можно отметить, что у ребенка нарушена речь. На этапе формирования артикуляционного аппарата данный факт трудно установить, поскольку всем детям трудно дается правильное произношение слов и фраз. Однако со временем это становится явным. В первую очередь можно обратиться к логопеду, чтобы он провел диагностику речи ребенка и установил диагноз.

Что такое дизартрия?

Что такое дизартрия? Это нарушение речи, при котором ребенок неправильно (искаженно или затрудненно) произносит звуки, слова, фразы, слоги. Причиной данного расстройства ученые называют поражение головного мозга или различные нарушения в артикуляционном аппарате:

  • Иннервация ых связок, мышц мягкого неба или лицевых мышц в результате различных заболеваний, например, волчьей пасти или заячьей губы.
  • Отсутствие зубов.

Следствием речевой дизартрии развивается письменная, когда ребенок не может научиться правильному письму из-за неправильности произношения звуков и слогов. В тяжелых формах дизартрия приобретает формы непонятной для окружающих речи. Вследствие этого ребенок становится замкнутым и изолированным, а также нарушается склонность к нарабатыванию письменных навыков.

перейти наверх

Причины дизартрии

Главной причиной дизартрии врачи называют поражение головного мозга, в результате чего возникает иннервация артикуляционного аппарата – органы, которые участвуют в создании речи, мало подвижны. К ним относятся губы, язык, нёбо, ые связки и пр.

Если дизартрия проявляется у взрослых людей, то у них не отмечается нарушение письма и чтения. Данные функции сохраняются. Однако появление дизартрии у детей приводит к расстройству в письме и чтении.

Ребенок уже изначально становится неспособным к какой-либо форме речи. Устная речь при этом лишена плавности, сопровождается изменением темпа (то ускоряется, то замедляется), сбитым ритмом дыхания.

Выделяют следующую классификацию дизартрии:

  1. Скрытую. Имеет стертую симптоматику, поэтому ее путают в дислалией, от которой дизартрия отличается очагом неврологических симптомов.
  2. Выраженную. Ее основными симптомами являются непонятность, нечленораздельность, невыразительность интонации, дыхания, голоса, а также нарушенное звукопроизношение.
  3. Анартрию – полное отсутствие звуковоспроизведения.

Другими причинами дизартрии у детей могут быть:

  • Токсикоз во время беременности.
  • Неправильное развитие плаценты.
  • Несовместимость резус-факторов.
  • Вирусные заболевания во время беременности.
  • Стремительные или длительные роды.
  • Инфекционные болезни мозга у новорожденного.

Другими причинами дизартрии у взрослых становятся:

  • Сосудистая недостаточность.
  • Перенесенный инсульт.
  • Генетические, прогрессирующие или дегенеративные болезни нервной системы (болезнь Хантингтона, Альцгеймера).
  • Опухоль или воспаление головного мозга.
  • Рассеянный склероз.
  • Астенический бульбарный паралич.

Дизартрия делится на степени тяжести:

  1. Легкая – нарушение мелкой моторики, движений артикуляционных органов, произношения звуков. Речь нечеткая, но понятная.
  2. Тяжелая – связана с детскими церебральными параличами.

Менее распространенными причинами дизартрии называют:

  • Передозировка лекарства.
  • Отравление угарным газом.
  • Травмы головы.
  • Интоксикация вследствие злоупотребления наркотиками или алкоголем.

перейти наверх

Дизартрия у детей

Часто дизартрия проявляется у детей, что имеет своеобразные формы проявления. Ее можно распознать по:

  1. Трудностям в произношении всех звуков. Дети их коверкают, искажают.
  2. Трудностям с жеванием и глотанием.
  3. Недоразвитости мелкой и крупной моторики: трудно прыгать на одной ноге, застегивать пуговицы, вырезать из бумаги.
  4. Трудностям с освоением письменной речи.
  5. Трудностям в употреблении предлогов и при составлении предложений.
  6. Расстройству голосообразования, изменению интонации, ритма и темпа речи.

Комбинация всех расстройств, которые отмечаются у ребенка при дизартрии, отличается в зависимости от тяжести болезни, степени, очага поражения нервной системы и времени развития. Отличаются речевые, двигательные и психические расстройства у данной категории детей.

Таких детей следует обучать в специализированных школах, где сначала проводится диагностика и уточнение вида и степени болезни, после чего применяется индивидуальный подход к обучению малыша.

перейти наверх

Формы дизартрии

Выделяют различные формы дизартрии:

  1. Бульбарная – проявляется в снижении мышечного тонуса, атрофии или параличе мышц языка и глотки. Речь становится невнятной, замедленной, нечеткой. Возникает вследствие опухолей или воспаления в продолговатом мозге. Люди с данной формой дизартрии обладают низкой мимической деятельностью.
  2. Подкорковая – проявляется в нарушении тонуса и непроизвольных движениях мышц (гиперкинез). В спокойном состоянии и обстановке в кругу знакомых и близких ребенок неправильно произносит слова, звуки, фразы. Ситуация усугубляется, если ребенок попадает в стрессовую обстановку – он не может произнести ни слога. Изменяется интонация, темп и ритм. Речь становится либо быстрой, либо медленной, при этом существует большой разрыв между словами. Развиваются дефекты звукообразования и коммуникационные навыки. Может также развиться нарушение слухового аппарата.
  3. Мозжечковая – проявляется в скандировании или выкрикивании звуков. Возникает редко.
  4. Корковая – проявляется в произношении целых фраз и предложений. Возникают паузы между слова, словно при заикании. Если речь идет интенсивно, тогда возникают различные видоизменения звуков. В то же время отдельные слова ребенок произносит без труда.
  5. Стертая (легкая).
  6. Псевдобульбарная – проявляется чаще всего вследствие различных травм при родах или интоксикации. Легкая форма выражается замедленной и затрудненной речью, что объясняется малой подвижностью губ или языка. Тяжелая форма выражается полным обездвиживанием речевого аппарата, амимичностью, ограниченностью движений губ, в открытом рте.

перейти наверх

Стертая дизартрия

Достаточно часто встречается стертая дизартрия, при которой основными характерными признаками являются:

  • Плохая дикция.
  • Невнятность и невыразительность речи.
  • Замена и искаженность звуков.

Впервые данную форму дизартрии описала О. Токарева, которая указывала на то, что отдельное произношение звуков у детей не вызывает труда, однако произношение их в сложных словах и фразах уже приводят к искажению. Речь становится размытой, нечеткой, смазанной.

Поражение головного мозга приводит к развитию стертой дизартрии. Обычно ее выявляют в 5-летнем возрасте. Если имеются подозрения на наличие дизартрии, ребенка следует отвести к невропатологу, который диагностирует болезнь, а затем назначит лечение. Коррекционная терапия слабо развита, однако она включает комплекс медикаментов, психолого-педагогической работы и логопедической помощи.

Помимо замены или полного отсутствия звуков, у ребенка наблюдается неспособность обучиться навыкам самообслуживания, нарушения в крупной моторике, а также невозможность держать рот закрытым из-за вялости мышц челюсти.

перейти наверх

Псевдобульбарная дизартрия

Перенесенные в раннем возрасте инфекционные болезни или травмы головы приводят к появлению псевдобульбарной дизартрии, которая характеризуется нарушением речевой моторики, сосательного рефлекса, глотания. Мышцы лица вялые, изо рта наблюдается слюноотделение.

По степени тяжести выделяют такие формы псевдобульбарной дизартрии:

  • Легкая форма проявляется в неточной, замедленной, невыраженной речи. Также отмечаются нарушения в глотании и жевании. Звуки трудно произносятся и лишены голоса.
  • Средняя форма характеризуется амимичностью и вялостью мышц лица. Детям трудно вытянуть губы вперед или надуть щеки. Также почти неподвижным становится язык. Мягкое небо также практически не участвует в звукообразовании.
  • Тяжелая форма (анартрия) проявляется полным параличом мышц. Лицо маскообразное, челюсть свисает, рот открыт. Речь практически отсутствует, является нечленообразной.

перейти наверх

Диагностика дизартрии

Дизартрию следует не только диагностировать, но и дифференцировать от других болезней, таких как дислалия и афазия. Врач основывает свои выводы на тех навыках, которые уже должны наблюдаться у ребенка, которого проверяют.

Если малыш еще не говорит, то обращают внимание на его крик. У страдающих от дизартрии крик является тихим и носовым. Может наблюдаться отвисание нижней губы, асимметричность лицевых мышц.

Ребенок может не брать в рот груди, захлебываться молоком, синеть.

Со временем проявляется неспособность ребенка проговаривать звуки. У него также наблюдаются проблемы с глотанием, жеванием. Чем старше становится ребенок, тем больше отмечаются различные отклонения:

  1. Замедленная речь.
  2. Слабовыраженная артикуляция.
  3. Наличие синкинезии.
  4. Просодическое расстройство.
  5. Трудности в удержании и переключении артикуляции.
  6. Нарушение в произношении звуков и их автоматичности.

перейти наверх

Лечение дизартрии

Главное направление в лечении дизартрии – это восстановление функций правильной артикуляции, чтобы ребенок мог в дальнейшем спокойно общаться и обучаться. Все происходит тремя способами: прием лекарств, ЛФК и логопедическая работа. Здесь устраняются нарушение голоса, расстройство речевого дыхания и артикуляции.

Среди медикаментов назначают ноотропы: Энцефабол, Глицин и пр. Лечебная гимнастика включает упражнения, которые разрабатывают мышцы лица. В качестве основного метода лечения выступает массаж, где прорабатываются все мышцы артикуляционного аппарата. Активно используется дыхательная гимнастика А. Стрельниковой.

Ребенок должен тренироваться проговаривать звуки, слова и предложения. Это можно делать как самостоятельно, так и с логопедом. Помимо этого упор делается на развитии моторики и устранении прочих дисфункций.

перейти наверх

Коррекция дизартрии

Самостоятельно вылечить дизартрию не получится. Здесь необходимо пользоваться услугами сайта психотерапевтической помощи psymedcare.ru и прочих специалистов.

Помимо лечебных мер можно прибегнуть к дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и пр. Коррекция дизартрии зависит от степени тяжести болезни.

В основном с больным работает логопед, который разрабатывает его артикуляционный аппарат, дыхание, мышцы лица и т. д.

Коррекционная работа делится на такие этапы:

  1. Массаж, когда разрабатываются мышцы лица.
  2. Упражнения по формированию артикуляции.
  3. Автоматизация при звукопроизношении.
  4. Правильное произношение звуков.

перейти наверх

Прогноз

Дизартрия излечивается в зависимости от мер, которые предпринимались при лечении. Прогнозы остаются разнообразными, что зависит от причин возникновения и способности врачей устранить факторы болезни.

https://www.youtube.com/watch?v=pZMt5dnQbuo

Многое ложится на плечи родителей, которые тоже должны выполнять рекомендации врачей и поддерживать своего ребенка. Следует давать ему любовь и понимание, а также хвалить за любые малейшие достижения.

Источник: http://PsyMedCare.ru/dizartriya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.