Что такое стереотипии и как быть, если мучают навязчивые действия и движения

Содержание

Что такое стереотипии и как быть, если мучают навязчивые действия и движения

Что такое стереотипии и как быть, если мучают навязчивые действия и движения

Стереотипии (стереотипные действия и навязчивые движения) это постоянное беспричинное воспроизведение фраз, слов, действий, имеющиеся при расстройстве аутистического спектра, сенсорной депривации, умственной отсталости.

Воздействие стереотипии может быть простым, такое как качание из одной стороны в другую, так и усложненным, как марширование на месте с постоянным повторением. Существует несколько версий происхождения болезни. Также есть несколько методик ее лечения.

Что провоцирует проявление навязчивости

Первые признаки болезни проявляют себя в раннем детстве в частых припадках. Проявление проблемы чаще всего случается при случаях возбужденности, страха, тревоги.

Минутка ликбеза

Проявление стереотипии у детей является частью развития самого ребеночка и его контроля собственных движений еще в процессе снятия напряженности и успокоения, навязчивых состояний при неврозе, при нехватке концентрации, переживаний. У сформировавшегося человека приступы проявляют себя тогда, когда появляется высокое эмоциональное напряжение, к примеру стресс или нервный срыв.

Синдром навязчивых движений и стереотипные действия могут вызвать психические расстройства, сбои в работе ЦНС, возникают они также при аутистических расстройствах.

Перечень болезней, которые могут вызвать развитие стереотипии:

  • синдром Ретта;
  • аутизм;
  • синдром Туретта;
  • нейроакантоцитоз;
  • обсессивно-компульсивный синдром;
  • синдром Леша – Нейхана;
  • врожденное отсутствие зрения и слуха;
  • умственная неразвитость.

Как это выглядит со стороны?

Стереотипные движения у здоровых детей и взрослых проявляются в быстром переборе пальцев, человек может очень часто передвигать и дергать ногами, чесать уши, облизывать, перекусывать губы.

У детей проявляется синдром также проявляется по-другому: засовыванием пальцев в рот, поворотами головы в разные стороны, пошатыванием на одном месте, закручиванием или выдергиванием волос, ребенок стремиться постоянно разбивать голову, обгрызать ногти.

При обычных обстоятельствах данные симптомы проходят с определенным возрастом, приблизительно в период от четырех до семи лет, но не редки случаи, когда они возникает в достаточно зрелом для ребенка периоде.

При таких отклонениях все телодвижения более долгие и резкие. Такие симптомы указывают на отдельное заболевание, имеющее ряд разнообразных причин.

Часто движения, которые повторяются, усиливаются при сильном нервном волнении, но могут развиться даже в состоянии полной расслабленности.

Возможные линии поведения

Повторяющиеся и стереотипные действия и движения проявляются в нескольких формах:

  1. Сенсорно – двигательные стереотипии – дети постоянно почесывают свои глаза, делают обороты по кругу, ребенок качается, занимается ощупыванием стен, издает ритмичные звуки.
  2. Речевые стереотипии — постоянно повторяющиеся слова и предложения.
  3. Двигательные стереотипии – бег, пошатывание, хлопанье в ладоши, взмахи, переборы пальцами, неправильная постановка стопы при хождении.
  4. Эмоционально – аффективные проявления синдрома чаще всего наблюдаются у детей, они производят действия с частями объектов или компонентами игрушечного материала – песок пересыпается из одного места на другое, откручивание колес на игрушечных машинках, вода переливается с места на место.
  5. Специфически выраженные привычки, ритуалы. Дети зачастую делают так, чтобы двери были либо постоянно открыты или закрыты, носят одну и ту же одежду, следуют одним маршрутом всегда, не меняют рацион.

Стереотипия и поведение ребенка при ее наличии

Происходит социальная дезадаптированность ребенка. Неосуществимость, притеснение в порыве прочувствовать свои стереотипии вызывает проблемы в поведении.

У такого ребенка ограничивается возможность адаптироваться к условиям жизни, которые постоянно изменяются.

Цели и подходы к терапии

Чтобы узнать, есть ли у ребенка заболевание необходимо обязательное посещение профессиональных врачей в области психологии и неврологии (желательно детских). Сдаются все анализы и исследуются ситуации, на которые поступают жалобы.

В общем, довольно тяжело разработать приемлемый подход к лечению стереотипии. Лечащий доктор будет следить за каждым происходящим этапом лечения, и во многом выздоровление будет зависеть от той болезни, которая спровоцировали развитие синдрома.

Если это патологическая стереотипия, то большая роль отводится учебной и психической коррекции ребенка, которые будут направлены на развитие общения и навыков контролировать себя.

Большое значение во время назначения комплекса терапевтических мер имеют те отклонения, которые сосуществуют совместно с стереотипией:

  • гиперактивность;
  • отсутствие желания слушать и понимать;
  • проблемы с вниманием.

Как корректируется навязчивая стереотипия?

Для корректирования нарушения используются такие методы:

  1. Замещение – замена одних стереотипных движений другими, очень похожими по действиям, деятельности, но уже совершенно безопасными. Этот метод действенен в постоянной трудовой занятости (учеба, активное занятие спортом).
  2. Переключение – приступы специально прекращают, предлагают пациенту, похожую, но более спокойную деятельность.
  3. Наработка гибкости – появляются новые стереотипы которые постепенно заменяются, и действуют со старыми – тем самым меняется поведение, которое постепенно становится более мягким, устойчивым и акклиматизированным. Важно, что стереотипии не пропадают сами по себе. Дорога к их уменьшению и возможному излечению – это трудоемкий процесс, постепенный, медлительно — поступательный путь к развитию крохи, чтобы ему не мешали приступы в адаптации к общественной жизни.
  4. Прерывание – обычаи, правила ребенка заменяют совсем другими, чтобы он мог свыкнуться с новыми навязчивостями и не боялся этого. Хотя поначалу будут истеричные протесты и истерики, но на это не стоит обращать внимания.
  5. Трансформация – это очень похожий метод с замещением, но при этом меняются все действия и смыслы. Осуществление любого задания не связанного с использованием слов – к примеру собирание мозаики. Тут на первый план выходит наблюдение за действиями ребенка, подбирается задание, которое соответствует его развитию и уровню, возможностям.
  6. Существует еще один хороший метод, — использование антистрессовых предметов и действий: можно держать руки в карманах, зажимать скрепку.

Важно научить пациента использовать все эти методы коррекции самостоятельно!

Важно понимать, что с стереотипия — не приговор, не нужно ее бояться, с ней можно и нужно бороться. При этом существует множество способов коррекции: от собирания простого конструктора или мозаики до сложных медицинских препаратов.

Но в тоже время не стоит забывать, что когда появился первый успех, то не стоит на этом останавливаться, а нужно и дальше продолжать борьбу с заболеванием.

Терапию нужно проводить совместно с профессиональным врачом, который будет использовать основные и дополнительные способы и методы лечения, которые будут особо эффективны в каждом отдельном случае.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/diagnostika/simptomy/stereotipii.html

Синдром навязчивых движений: развитие, симптомы, диагностика, как лечить

Что такое стереотипии и как быть, если мучают навязчивые действия и движения

Синдром навязчивых движений (СНД) — неврологическое нарушение, являющееся проявлением обсессивно-компульсивного расстройства, при котором больные стремятся к совершению однотипных повторяющихся действий. Невроз развивается одинаково часто как среди взрослых, так и среди детей.

Но чаще всего он проявляется в 20-30 лет — в период максимальной активности молодого организма. Синдром довольно распространен среди детей. Их движения немотивированны и с трудом контролируются.

Данное заболевание не имеет гендерной принадлежности: оно поражает одинаково часто мужчин и женщин.

Волнуясь и нервничая, больные начинают совершать стереотипные моторные акты, которые не воспринимаются окружающими людьми.

Они кусают губы, причмокивают, грызут ногти и кожу на пальцах, щелкают суставами, дергают конечностями, кивают головой, совершают странные движения руками, часто моргают и щурятся, накручивают волосы на палец, переставляют с места на место предметы на столе, шмыгают носом, бесконечно потирают руками. Подобные действия совершаются неосознанно, больные их совсем не замечают.

Развитию СНД способствует напряженная психоэмоциональная обстановка в семье и коллективе. Большое значение в развитие недуга имеет наследственная предрасположенность. Больные люди одержимы той или иной идеей.

Чтобы облегчить свое состояние, они выполняют некие ритуальные действия – повторяющиеся из раза в раз движения символического характера, непроизвольно возникающие и несвойственные личности действия.

При этом больные способны критически оценивать свое состояние и бороться с этими навязчивостями.

В официальной медицине часто повторяющиеся, бессмысленные движения, возникающие в ответ на навязчивые мысли, получили название компульсии.

Больные осознают бесполезность этих действий, но не могут ничего с этим поделать. Ситуация усугубляется, появляется беспокойство, тревога и страх.

Отношения с близкими людьми нарушаются, возникает раздражительность, расстройство сна и прочие негативные проявления.

Болезнь не приводит к инвалидизации и потере трудоспособности. СНД имеет код по МКБ-10 F40-F48 и относится к «Невротическим, связанным со стрессом и соматоформным расстройствам».

Этиология и патогенез

Причины патологии в настоящее время не определены. Считается, что большое значение в возникновении недуга имеет современный ритм жизни, частые стрессы, психическое перенапряжение, конфликтные ситуации.

Синдром навязчивых движений развивается в ответ на моральное и физическое переутомление, эмоциональную истощенность, нервное перенапряжение, отрицательную атмосферу в быту и на предприятии. Кроме психосоциальных факторов необходимо выделить патофизиологические процессы. Синдром является проявлением заболеваний ЦНС — шизофренического психоза, энцефалопатии, эпилепсии, ЧМТ.

Основные причины недуга у детей:

  • психологические травмы и стрессовые ситуации — напряженная обстановка в доме: скандалы, ссоры, драки,
  • наследственная предрасположенность — проблемы с нервной системой у родственников,
  • внутриутробная гипоксия плода,
  • аллергическая реакция на некоторые пищевые продукты,
  • гипо- и авитаминоз,
  • ошибки воспитания и психологические проблемы родителей.

Синдром навязчивых состояний — полиэтиологическое заболевание, при котором наследственная предрасположенность реализуется под влиянием различных триггерных факторов.

Группу риска составляют дети с ослабленной нервной системой; чрезмерно избалованные малыши; гиперактивные и неусидчивые дети; перенесшие острые инфекционные заболевания и травмы головы; страдающие хроническими дисфункциями сердца.

Заболеванию подвержены мнительные люди, обеспокоенные тем, как выглядят их поступки со стороны и что подумают о них окружающие.

Бессонница и нарушение режима отдыха усиливают выраженность симптомов патологии у больных. Психическая травма приводит к эмоциональному перенапряжению и возбуждению определенных отделов головного мозга. Чтобы от него избавиться, больные совершают навязчивые действия.

Часто родители очень придирчивы и требовательны к своим детям. Наказания, запреты, разборки возбуждают неокрепшую психику ребенка.

Взрослые, не зная проявлений невроза, воспринимают симптомы недуга как плохое поведение детей. Это еще больше усугубляет ситуацию.

СНД у детей — обратимая патология, клинические признаки которой исчезают после устранения первопричины и создания благоприятной атмосферы в семье и коллективе.

Симптоматика

Клинические признаки синдрома — навязчивые движения, которые отличаются от проявлений других заболеваний тем, что развиваются в результате психоэмоционального дискомфорта и их можно удержать силой воли. Для синдрома навязчивых движений характерна цикличность, регулярность, монотонность и постоянное повторение одних и тех же движений.

Синдром начинается с довольно безобидных клинических признаков — бесконтрольного поведения больных, выполнения непонятных действий для окружающих, отсутствия манер и такта. В дальнейшем подобные движения и странные жесты повторяются все чаще. Это пугает окружающих. Но больные не могут ничего с собой поделать – их поведение остается неизменным.

К навязчивым движениям у детей относятся: покусывания губ, щелканье суставами пальцев, кивания головой, чмоканье, покашливания, частое моргание, скрип зубами, взмахи руками, топот ногой, потирание рук, сосание пальца, почесывание затылка и носа. Родители пытаются пресекать такие действия, но их дети не воспринимает критику.

При этом движения усиливаются, развивается истерия. Все симптомы синдрома крайне разнообразны. У каждого ребенка недуг проявляется по-своему. Общими чертами всех симптомов является раздражающее, практически поминутное, их повторение.

В некоторых случаях подобные действия становятся абсурдными — дети сгрызают ногти до крови, могут прокусить губу, сорвать все пуговицы с одежды.

У взрослых проявления синдрома заключаются в постоянном приглаживании волос, поправлении одежды, подергивании плечами, сморщивании носа, гримасничестве, показывании языка. Подобные действия — ответная реакция на стрессовый фактор. У детей это первое посещение нового коллектива, переезд в другой город, общение с незнакомыми людьми, а у взрослых — собеседования, свидания, сдача экзаменов.

Синдром навязчивых движений обычно развивается у боязливых, нерешительных, истеричных личностей, которым не могут побороть свои страхи и негативные эмоции. Такие пациенты плохо едят, спят, быстро устают, заикаются. Больные дети становятся капризными, плаксивыми, раздражительными, непослушными. Зрелые люди испытывают нервное перевозбуждение, страдают бессонницей.

Навязчивые движения у взрослых и детей в целом идентичны. Их суть — в постоянном повторении определенных бессмысленных действий. Подростки очень переживают, обнаружив признаки болезни у себя. Они чувствуют себя ущербным и стесняется рассказывать об этом взрослым.

К неприятным последствиям и осложнениям синдрома относятся:

  1. постепенное снижение трудоспособности,
  2. ухудшение концентрации внимания,
  3. снижение уровня интеллекта,
  4. потеря аппетита и спокойного сна,
  5. ослабление иммунитета,
  6. дисфункции внутренних органов,
  7. инфекционные заболевания бактериальной и вирусной этиологии,
  8. формирование стремления к постоянному проявлению обидчивости, скрытности, отчужденности,
  9. семейные конфликты, проблемы с учебой и работой.

При отсутствии эффективного лечения синдрома возникают печальные последствия. У больных меняется характер. Они перестают нормально относиться к окружающим, нарушается процесс взаимодействия личности с социальной средой, возникает недоверие, погружение в себя, разочарование, случаются частые конфликты.

Неадекватное поведение человека напоминает параноидальный психоз. На начальной стадии больные осознают особенности своей болезни. Но по мере развития патологии наступает новый эмоциональный взрыв, появляется раздражительность и хроническая усталость, спутанность речи, падение самооценки, нервный срыв.

Только своевременная помощь психологов позволит больным не полностью потерять доверие к окружающим и не разочароваться в жизни.

Диагностические мероприятия

Лечебно-диагностические мероприятия при синдроме навязчивых движений — работа специалистов в области психотерапии и неврологии. Они проводят опрос пациентов и их родственников, психологическое тестирование больных, направляют их на лабораторное и инструментальное обследование с целью исключения органической патологии мозга. Типичные симптомы четко указывают на диагноз.

Больным необходимо пройти следующие диагностические процедуры:

  • анализы крови и мочи,
  • реоэнцефалографию,
  • электроэнцефалографию,
  • УЗИ мозга,
  • КТ и МРТ,
  • исследование на пищевые аллергии,
  • позитронную эмиссионную томографию,
  • электромиографию,
  • эхоэнцефалоскопию,
  • тепловидение.

Только после всестороннего обследования больных и получения результатов дополнительных методов можно поставить правильный диагноз.

Лечение

Лечебные мероприятия проводят после выявления причин невроза. Больных необходимо оградить от воздействия негативных факторов и обеспечить комфортные условия для жизни.

Больным назначают следующие группы препаратов:

  1. антидепрессанты — «Амитриптилин», «Пароксетин», «Имипрамин»;
  2. ноотропы — «Циннаризин», «Винпоцетин», «Пирацетам»;
  3. нейролептики — «Сонапакс», «Аминазин», «Тизерцин»;
  4. транквилизаторы — «Седуксен», «Феназепам», «Клоназепам»;
  5. витамины группы В — «Мильгамма», «Нейромультивит», «Комбипилен»;
  6. успокоительные средства — «Персен», «Новопассит», «Пустырник форте».

Детям для нормализации процессов возбуждения и торможения назначают «Пантогам» и «Глицин», поливитамины «Витрум Юниор», «Алфавит», «Мульти-Табс», успокоительные средства растительного происхождения «Тенотен», фиточай «Баю-бай», «Успокой-ка». Психотропные средства детям назначает только врач.

Все вышеперечисленные препараты можно применять только после консультации со специалистом. Особенно это касается детей. На начальных стадиях патологии нередко ограничиваются сеансами психотерапии, а в более запущенных случаях переходят к назначению медикаментов.

Необходимо помнить, что нейропротекторные лекарственные средства оказывают стимулирующее или угнетающее воздействие на ЦНС ребенка. Медикаменты назначают в случае агрессивного поведения и наличия суицидальных намерений. Сами по себе лекарства не излечивают синдром, а устраняют часть симптомов и облегчают общее состояние больных.

Именно поэтому лечение должно быть комплексным, включающим также психотерапию, физиотерапию, диетотерапию и фитотерапию.

  • Психотерапевтическое лечение заключается в проведении эффективных лечебных методик — «остановки мысли», гипносуггестивной и когнитивно-поведенческой терапии, аутотренинга. Эти психотерапевтические воздействия позволяют больным распознать причины навязчивых мыслей и пережить всплеск негативных эмоций.
  • Некоторые физиотерапевтические процедуры помогут больным успокоиться. К ним относятся электросон, электросудорожная терапия, иглоукалывание, электростимуляция головного мозга и электрофорез витамина В1. Психотерапевты рекомендуют больным танцевальную терапию, йогу, занятия спортом, ходьбу босиком, рисование, отдых на природе. Комплексное лечение должно включать массаж, плавание, лыжные гонки, катание на коньках, ЛФК, горячие ванны, обтирания, обливания и купание в проточных водах, беседы с психологом, групповые психотренинги.
  • Специалисты уделяют особое внимание лечебной диете, исключающей пищевые аллергены. Больным рекомендовано употреблять мясные продукты, морскую рыбу, морскую капусту, бананы, киви, яблоки, смородину, горький шоколад, кисломолочные продукты, свежие овощи, орехи и семечки. Запрещены: крепкий кофе, кондитерские и мучные изделия, соленые блюда и копчености, алкоголь.
  • Дополнительно к основному медикаментозному лечению синдрома применяют средства народной медицины. Перед их использованием также необходимо посоветоваться со специалистом. Успокоительное действие на нервную систему оказывают следующие средства: настой зерен овсянки, фиточай из шалфея и индийского базилика, чай с зеленым кардамоном и сахаром, настой из зверобоя, настой женьшеня, мятный чай, настойка валерианы, пиона, пустырника, боярышника, медовая вода, ванны с лавандой, мятой и морской солью, морковный сок, настойка корней заманихи, соломы, цвета астры, корней дягиля.

СНД — обратимое расстройство психики. Устранив первопричину недуга, можно достигнуть полного выздоровления.

Родители должны создать дома благоприятную обстановку, следить за своим поведением, не конфликтовать и не выяснять отношения в присутствии детей.

Самостоятельно обнаружить эти проблемы и избавиться от них совсем непросто. Необходима помощь специалистов — детских психологов и психоневрологов.

Профилактика и прогноз

Основным профилактическим мероприятием при синдроме навязчивых движений является здоровый образ жизни. Особенно это относится к лицам с наследственной предрасположенностью к заболеванию.

Специалисты рекомендуют таким людям не пренебрегать отдыхом, достаточно спать, заниматься физкультурой, развивать личностные качества.

Люди, склонные к неврологическим расстройствам, должны находиться на диспансерном учете у врача.

Синдром навязчивых движений имеет благоприятный прогноз и благополучно излечивается. Крайне редко он переходит в хроническую форму с чередующимися периодами обострения и ремиссии. Воздействие провоцирующих факторов приводит к ухудшению общего состояния больных. Пациентам необходимо создать спокойную домашнюю атмосферу, оградить от негативных эмоций, помочь занять свое место в социуме.

При отсутствии адекватного лечения симптомы недуга могут проявляться годами. Полное излечение больных возможно только после серьезного комплексного лечения в клинике.

: как избавиться от навязчивых движений

Источник: http://sindrom.info/navyazchivyx-dvizhenij/

Стереотипия у детей — что это такое, как проявляется

Что такое стереотипии и как быть, если мучают навязчивые действия и движения

Стереотипии это однообразные бессмысленные (по оценке окружающих) и повторяющиеся формы поведения или деятельности. Ими могут быть жесты, позы, движения, может быть речевая стереотипия, когда часто повторяются определенные обороты речи, слова, фразы. Чаще всего, наличие стереотипий беспокоит родителей. Потому что обычно свидетельствуют о различных нарушениях развития.

Лечение назначает только врач после тщательного обследования. Чтобы отличить стереотипию от других форм поведения, нужно обратить внимание на два фактора:

  1. Количество повторений – стереотипии много раз повторяются с различной периодичностью.
  2. Действия не несут смысловой, очевидной для окружающих и им понятной, смысловой нагрузки, лишены какой-либо функциональности. Хотя для ребенка являются необходимым «ритуалом».

Стереотипии обычно мешают нормальному развитию ребёнка и его успешной социальной адаптации.

Стереотипия – норма или патология?

Обычно стереотипии служат одним из способов борьбы со стрессом или тревогой. На начальных этапах развития (примерно лет до 4-5) дети могут сосать палец, например, некоторые делают это исключительно перед сном. Немало взрослых людей, которые во время волнения начинают грызть ноги, дергать ногой, чесать ладони или ходить из стороны в сторон.

Кто-то накручивает прядь волос на палец, теребит пальцы, это становится просто безобидной привычкой.

В раннем детстве при переживаниях ребенок совершал стереотипные действия, чтобы успокоиться, например.

Став взрослым, стал это делать механически, не осознавая, отвлекаясь от окружающей действительности при этом. Сам ритуал уже при этом теряет первоначальный смысл. Лечение при этом не требуется.

Эти действия будут иметь патологичную природу и требовать не столько лечения, сколько коррекции, если мешают нормальному общению и развитию. Патологичной стереотипия будет, если ребенку диагностируют какое-либо заболевание, возникшее в результате органического поражений центральной нервной системы. Также стереотипии частые спутники при психической болезни или расстройстве, неврозе.

Нередко они проявляются у аутистов. Если вмешаться в стереотипные движения или поведение, ребенок с различными нарушениями развития обычно проявляет агрессию, сопротивляется или плачет. Порой как будто полностью сосредотачивается только на стереотипных действиях.

Болезненно реагирует на попытки отвлечь его либо просто игнорирует, а когда его оставляешь в покое, возвращается к привычному ритуалу стереотипии.

Характер течения, интенсивность и продолжительность зависят от основного заболевания, также и лечение будет зависеть от характера болезни.

При патологичных стереотипиях люди не отвлекаются на другие действия, когда окружающие обращают на них (стереотипии) внимание. То есть, если, например, здоровому человеку сказать «ты зачем стучишь ногой?», он перестанет это делать. «Включится» произвольность психической деятельности и человек перестанет стучать ногой. При болезненных состояниях это часто бесполезно.

Виды стереотипий

Есть очень большое количество стереотипий. Это могут быть не только движения различными частями тела, но и своеобразные ритуальные действия. В своей книге об аутизме и способах коррекционной работы с детьми-аутистами, С.С. Морозова выделяет следующие виды стереотипий (они могут быть присущи не только детям со сложными формами аутизма):

  1. Двигательные – прыжки, раскачивание тела, ходьба на носочках, привычка теребить пальцы (порой дети до крови терзают свои пальцы, царапая их ногтями), строят гримасы, вытягивают губы «трубочкой». Двигательные стереотипии могут наблюдаться в клинике обсессивно-компульсивного синдрома (навязчивость мыслей и действий), компульсивное расстройство тоже в списке явных признаков имеет стереотипии, трактуется как синдром навязчивых движений. Лечить при этом прежде всего будут основное заболевание.
  2. Двигательно-сенсорные – дети стучат по различным поверхностям разными предметами или просто руками, постукивают пальцами, кружатся вокруг своей оси, надавливают на глаза, смотрят на свет сквозь пальцы, щурят глаза.
  3. Действия с отдельными частями предметов или с игрушками – пересыпание песка из одной емкости в другую, переливание воды, манипуляции с колесами игрушечных машин – откручивание\закручивание.
  4. Эмоционально-аффективные – ребенок проявляет аффективные реакции при выполнении им определенных действий или при выполнении определенных действий со стороны взрослых (может быть небрезглив в еде, например, поднимать с пола и есть, специально вызывая гневную реакцию у взрослых).
  5. Речевые стереотипии – бессмысленный повтор одних и тех же слов, фраз, звуков. Речевая стереотипия может наблюдаться при шизофрении, аутизме и других заболеваниях, а также при нарушениях развития мышления. Дети при этом могут повторять чужую речь. Задав им вопрос в ответ можно получить только повтор вопроса (эхолалии). Стереотипии наблюдаются и при других речевых нарушениях.

Некоторые авторы описывают и стереотипии мышления – навязчивые возвращения к одним и тем же мыслям, отличие от собственно навязчивости в полном смысле слова заключается в механистичности процесса, без внутренней борьбы и отсутствия эмоционально-травмирующей ситуации. Вообще, стереотипии как раз и отличаются, прежде всего, механистичностью, понижением уровня внимания. Стереотипные действия совершаются без предварительного планирования и осознания.

Различают также стереотипные ритуалы или привычки – ребенку нужно, чтобы все двери были закрыты, он хочет пить только из определенной кружки или есть из одной тарелки, часто дети-аутисты хотят видеть мать только в одном и том же халате, к примеру. С трудом привыкают к новой одежде. Их проявлением могут являться и определенные занятия – чтение книг исключительно на одну тематику, игры за компьютером только одной направленности.

Методы коррекции стереотипий у детей

С.С. Морозова предлагает следующие способы коррекции:

  • Переключение. Стереотипные действия «переключают» на другие действия. Но только на те, которые нравятся ребенку или хотя бы не вызывают в нем негативных эмоций. Например, если ребенок начал раскачиваться, его осторожно останавливают и предлагают вместо этого поиграть в то, что ему нравится (покатать машинки или собрать пазл). Если у ребенка двигательные стереотипии к примеру, он бессмысленно, но непрестанно теребит пальцы вместо того, чтобы заниматься на уроке, ему можно предложить положить руки на стол, если он не реагирует на слова, то нужно подойти и помочь ему это сделать.
  • Замещение. В ходе него ребенку одной стереотипией замещают другую, но более социально-приемлемой и не такой бессмысленной. Например, если ребенок раскачивается на месте, у него проявляется синдром навязчивых движений, то можно отвести его покачаться на качелях. Однообразные прыжки двигательных стереотипий можно подменить прыжками на батуте или через скакалку. Одну стереотипию можно замещать разными видами деятельности. Они будут ограничены по времени и более подвластны контролю.
  • Трансформация. Это сходно с замещением. По сути это и есть замещение, но только при этом смысл действий меняется. Действия будут более полезными для развития ребенка. Например, если ребенок любит бесцельно манипулировать с мелкими деталями конструктора, его можно научить конструировать целенаправленно – построить дом из конструктора, например.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Как распознать и справиться с психологическим шоком

  • Прерывание. Этот метод более кардинальный. Ребенка лишают возможности совершать стереотипные действия или лишают его ритуалов. Например, если он привык, чтобы все двери были закрытыми, постепенно его приучают к тому, что не все двери в помещении могут быть закрытыми и это нормально. Вначале слегка приоткрывают дверь, а потом доводят до полностью открытой. Если ребенок привык есть из одной тарелки, вначале подбирают похожую на нее, например, но немного отличающуюся, постепенно приучая ребенка к новой посуде.
  • Наработка гибкости. При этом ребенку вводят новые способы стереотипий, которые взаимодействуют со старыми. Постепенно происходит замена. Этот процесс долгий, который должен быть непрерывным, он способствует лечению. Чтобы ребенок постепенно приспосабливался к новым условиям жизни.

По мнению многих специалистов, стереотипия исчезнуть сама собой у детей не может. При этом требуется не только лекарственное лечение, но и помощь психолога, при нарушении речевой сферы занятия с дефектологом и логопедом. Успеха можно достичь только долгой, медленной и тщательной коррекционной работой.

Об этом стоит задуматься родителям, которые надеются, что «само пройдет». Естественно, речь идет о патологических стереотипиях, симптоме болезней. Сами стереотипии не болезни по сути, которые лечат только врачи.

Это поведение или действия, которые чаще всего требует психотерапии и психокоррекции, внимательного отношения родителей и педагогов.

Источник: https://opsihoze.ru/psihicheskie-narusheniya/pochemu-pojavljaetsja-stereotipija-u-detej-i-kak-ee-otlichit-ot-drugih-narushenij.html

Причины и проявление невроза навязчивых движений у детей и взрослых

Что такое стереотипии и как быть, если мучают навязчивые действия и движения

Иногда даже здоровый человек может обнаружить у себя внезапное желание постоянного наведения чистоты, либо начать считать все движущиеся навстречу автомобили.

Обычно такое желание мимолётно, оно быстро и бесследно исчезает.

Если же подобные состояния посещают человека постоянно или возникают с завидной периодичностью, психиатры говорят о возможности развития такого расстройства психики, как невроз навязчивых движений.

Что это такое?

Синдром навязчивых движений входит в целую группу неврозоподобных состояний и неврозов.

Иногда этот синдром ошибочно обозначается как невроз навязчивых движений, хотя чаще всего подобное состояние является одним из симптомов обсессивно-компульсивного расстройства психики.

В этом контексте под синдромом навязчивых движений подразумеваются непроизвольно возникающие и несвойственные личности повторяющиеся действия. При этом человек сохраняет способность к критической оценке своего состояния, пытается бороться со своими навязчивостями.

В психиатрии такие повторяющиеся движения и действия называются компульсиями. Типичными компульсиями являются проверки, очистки, упорядочивание предметов, повторение бессмысленных действий или пересчитывание объектов.

Свойства компульсий:

  • Желание совершить какое-либо действие интенсивно и настойчиво;
  • К синдрому навязчивых движений обычно добавляется переживание тревожного страха;
  • Компульсии переживаются, как нечто чуждое;
  • Человек понимает иррационализм и абсурдность своих навязчивостей. Это относится примерно к 80% больных;
  • Человек страдает от компульсий, испытывая сильнейшее желание противиться им.

Обычно невроз навязчивых движений имеет одну из двух форм:

Собственно навязчивые движения — такие автоматические движения, как накручивание волос на пальцы, ломания карандашей, вычерчивание фигурок на бумаге, бессмысленная перестановка посуды на столе, обгрызание ногтей, подёргивание уха.

К таким действиям относят также покусывание губ, прищёлкивание пальцами, шмыганье носом, одёргивание одежды, бесконечное потирание руками… Почти все такие действия совершаются неосознанно, человек их совсем не замечает.

При напряжении воли их можно временно контролировать или вообще не делать, однако как только внимание отвлекается на что-либо другое, навязчивости проявляются снова.

Ритуалы (обряды) — если помимо навязчивых действий у больного присутствуют такие синдромы расстройства, как фобии, тогда человек создаёт обряды. Такие ритуалы (часто длительные, сложные) нужны человеку для защиты от ожидаемой беды либо успокоения при гнетущих сомнениях.

Если к синдрому двигательных навязчивостей добавляются обсессии (навязчивые мысли), тогда говорят о развитии обсессивно-компульсивного расстройства.

Причины развития

Достоверная причина возникновения синдрома навязчивости неизвестна. В числе наиболее вероятных указываются такие причины:

Биологические — родовые травмы; некоторые заболевания, например эпилепсия височной доли; функционально-анатомические особенности головного мозга — левшей с таким синдромом больше; наследственность; нарушение обмена нейромедиаторов; инфекционный фактор.

Психологические — психотравмы, застревание на анально-садистической фазе, различные акцентуации, ананкастные черты характера.

Социологические — строгое религиозное воспитание, попытки моделирования окружающей обстановки и неадекватный ответ на специфические ситуации.

Проявления у взрослых

Обычно такой синдром возникает у взрослых лиц мыслительного типа характера с тревожно-мнительными чертами. Главный этиологический фактор – хроническая психотравма. Распространённость синдрома у взрослых — около 2 %.

Мужчины и женщины заболевают одинаково. Часто синдром навязчивости развивается в возрасте от 15 до 25 лет.

Уровень интеллекта и образованности пациентов с расстройством двигательных навязчивостей выше, чем в среднем по популяции.

Если говорить о механизме возникновения навязчивых движений у взрослых, то чаще всего такой синдром является проявлением психологических защитных механизмов, используемых для снятия тревожности и получения контроля над своими импульсами.

Как это происходит у взрослых людей? Человек внезапно обнаруживает, что определённое действие облегчает тревогу, связанную с навязчивой мыслью. Тогда оно начинает совершаться периодически. Так, изначально помогающее снятию тревожности действие фиксируется, превращаясь в приобретённый паттерн поведения.

Обычно взрослый пациент осознает всю нелепость таких навязчивых действий либо ритуалов, пытается бороться с ними, но безуспешно.

Двигательные навязчивости могут возникать и у здоровых взрослых людей. Их возникновение провоцируют переутомление, общая астенизация или недосыпание.

Проявления у детей

Невроз навязчивых движений у детей проявляется двигательными навязчивостями в сочетании со страхами. Синдром навязчивых движений у детей может проявляться в самых разнообразных видах.

Чаще всего встречается гримасничанье и навязчивые тики. Среди детей отмечают преобладание этого синдрома у мальчиков.

С самого раннего детства эти дети застенчивы и пугливы, они боятся всего нового, опасаются самостоятельности.

Отличительной особенностью детского невроза навязчивых движений является то, что дети раннего и младшего школьного возраста некритично относятся к такому состоянию. Причинами возникновения навязчивых движений у детей становятся: разные фобии, противоречивый тип воспитания, нереальные требования к ребёнку, критика и насмешки со стороны родных.

По своим проявлениям двигательные навязчивости очень вариативны:

  • Навязчивые тики. Они бывают простыми (подёргивание щекой, мигание) или сложными (вращение руками, выкручивание пальцев);
  • Автоматизированные движения. К ним относится похлопывание, пощипывание либо поглаживание разных участков на теле, пощёлкивание пальцами, накручивание волос на палец, вытирание лица платком и пр;
  • Деструктивные привычки. Это сосание пальцев, обгрызание ногтей, выдёргивание волос. Такие двигательные навязчивости чаще проявляются у детей раннего возраста;
  • Защитные ритуалы —  страх школы может сопровождаться специфическими ритуалами. Ребёнок своеобразно носит ранец, подчёркивает отдельные буквы в тетради и пр. Характер таких защитных ритуалов может быть очень сложным.

Длительно существующие навязчивости вызывают у ребёнка слабость, высокую утомляемость, робость, неуверенность, нерешительность и острое чувство неполноценности. Эти проявления способствуют дезадаптации ребёнка в детском коллективе.

Диагностика

О неврозе навязчивых движений говорят лишь тогда, когда действия постоянно повторяются, нарушают функционирование человека и причиняют страдание. В большинстве случаев компульсии сопровождаются обсессиями, причём исчезновение обсессий приводит к прекращению компульсий.

Наявность периодически возникающих двигательных навязчивостей — это ещё не невроз. У здорового человека, испытывающего стресс, также может наблюдаться стремление к навязчивым действиям (например, постоянная проверка закрытой двери). Если же подобная навязчивость не исчезает длительное время, необходимо обратиться к психиатру.

Источник: https://ODepressii.ru/psihicheskie-rasstroystva/nevroticheskie/nevroz-navyazchivykh-dvizhenij.html

Расстройство стереотипных движений

Что такое стереотипии и как быть, если мучают навязчивые действия и движения

Расстройство стереотипных движений – состояние, при котором пациент совершает бесцельные, повторяющиеся, как правило, ритмичные движения: раскачивается всем телом, бьет рукой по поверхности и т. д.

Иногда стереотипные движения включают в себя элемент самоповреждения, например, больной может биться головой о предметы, бить, кусать или щипать самого себя. Чаще возникает в детском возрасте, причиной развития является аутизм, неврологические расстройства и/или умственная отсталость.

Диагноз устанавливается на основании анамнеза, беседы с родителями и наблюдений за пациентом. Лечение – изменение условий окружающей среды, обучение новому поведению, устранение стрессов, фармакотерапия.

Расстройство стереотипных движений – повторяющиеся ритмичные бесцельные движения, сохраняющиеся в течение 4-х и более недель.

Обычно возникает в детском возрасте, является сопутствующей патологией при аутизме, поражениях ЦНС и умственной отсталости. У мальчиков диагностируется чаще, чем у девочек.

Может также становиться следствием тяжелого поражения головного мозга при алкоголизме, наркомании, приобретенном слабоумии в пожилом и старческом возрасте и пр.

Впервые стереотипные движения у детей с тяжелой умственной отсталостью были описаны в середине XIX века одним из основателей олигофренопедагогики французским педагогом и врачом Эдуардом Сегеном.

Масштабные исследования данной проблемы проводят с конца 60-х годов прошлого века.

Диагностику и лечение расстройства стереотипных движений осуществляют специалисты в области психиатрии, в ряд случаев – совместно с врачами других специальностей (в зависимости от причины развития расстройства).

Причины расстройства стереотипных движений

Непосредственной причиной возникновения расстройства является нарушение развития ЦНС или поражение головного мозга при различных заболеваниях. Стереотипные движения появляются или усиливаются в определенных ситуациях: при стрессе, эмоциональном дискомфорте или скуке.

Психологи и психиатры по-разному классифицируют такие движения, рассматривая их в качестве защитных ритуалов, обсессий, регрессивного поведения или самостимуляции.

Большинство психиатров считают, что расстройства стереотипных движений возникают в результате взаимодействия всех перечисленных факторов.

Бихевиористы делают акцент на стимулирующем поведении и говорят, что стереотипные движения являются гипертрофированной формой непатологических форм релаксации и самостимуляции, используемых психически здоровыми людьми.

Вариантами нормального самостимулирующего и релаксирующего поведения являются раскладывание пасьянса, ритмичное постукивание мячом об пол и др.

Такое поведение рассматривается, как социально приемлемое, не вызывает у окружающих недоумения или подозрений в наличии психической патологии.

Специалисты предполагают, что возникновение расстройства стереотипных движений у пациентов с поражением головного мозга может быть обусловлено усиленной потребностью в самостимуляции из-за недостатка сигналов из внешнего мира.

Обычные люди получают множество стимулирующих сигналов: при общении с другими людьми в процессе социальных и личных взаимодействий, при выполнении рабочих обязанностей и проведении досуга.

При патологии ЦНС количество таких сигналов уменьшается как в силу ограничения видов деятельности и незначительного количества контактов, так и в силу невозможности нормальной обработки некоторых сигналов головным мозгом.

Исследования западных психиатров доказывают, что расстройство стереотипных движений у аутистов также является способом регуляции приема сенсорной информации из окружающей среды.

Предполагается, что стереотипные движения блокируют неприятные или чрезмерные сигналы из внешнего мира и помогают обеспечить сохранение достаточного психологического комфорта. Вместе с тем, стереотипии играют негативную роль.

Они препятствуют обучению, являются поводом для стигматизации и ухудшают социализацию больных аутизмом.

Наиболее яркими признаками данной патологии являются бесцельность и ритмичный, повторяющийся характер движений. Больные могут качать какой-то частью тела (рукой, ногой, головой), раскачиваться всем корпусом, биться о предметы головой, бить, щипать или кусать самих себя, размахивать руками, обкусывать ногти, гримасничать, издавать какие-то звуки и т. п.

При этом чаще всего задействуются осязание, болевые рецепторы и чувство равновесия.

При некоторых заболеваниях (в первую очередь – при аутизме) встречается расстройство стереотипных движений с воздействием на другие системы восприятия, например, вкус (облизывание предметов), слух (давление на уши, похлопывание по ушам для изменения звука) или зрение (манипуляции пальцами или предметами перед глазами).

Диагноз «расстройство стереотипных движений» устанавливается на основании анамнеза, результатов наблюдения, беседы с пациентом (если это возможно) и лицами, осуществляющими уход за больным (родителями, сиделками). В процессе обследования устанавливают причину развития расстройства.

Может потребоваться консультация невролога, дефектолога, нарколога и других специалистов.

В зависимости от характера предполагаемой основной патологии больного могут направить на МРТ головного мозга, КТ головного мозга, рентгенографию черепа, эхоэнцефалографию, УЗДГ сосудов головного мозга и другие исследования.

Лечение расстройства стереотипных движений

Лечение данного расстройства комплексное, включает в себя воздействие на окружающую среду, мероприятия по снижению уровня стресса и обучение новому поведению. Можно выделить два вида воздействий на окружающую среду: направленные на повышение комфортности среды и на обеспечение безопасности пациента, страдающего расстройством стереотипных движений.

Более комфортная внешняя среда может быть создана путем подбора правильного освещения, организации удобного спального места, места для приема пищи и игрового пространства. К числу мер по обеспечению безопасности относятся приспособления для защиты от повреждений (например, специальный шлем, предохраняющий голову во время ударов), мягкие покрытия и т. д.

Для устранения стрессов используют техники релаксации. Родителей и других лиц, контактирующих с больным с расстройством стереотипных движений, обучают поведению, которое способствует снижению физического, психологического и эмоционального напряжения у пациентов.

Проводят специальные тренинги для формирования новых поведенческих навыков, следя за тем, чтобы обучение не вызвало выраженного сопротивления и не спровоцировало избегающее поведение, поскольку излишнее давление на ребенка с расстройством стереотипных движений может стать причиной фиксации и усиления стереотипий.

В ходе тренингов используют положительное подкрепление и специально разработанные техники переключения внимания.

Для устранения или уменьшения интенсивности стереотипных движений детские психиатры нередко используют лекарственные препараты. Согласно данным американских специалистов, у 40% детей с расстройствами стереотипных движений удается добиться улучшения при применении антидепрессантов.

Описаны также успешные случаи лечения с использованием солей лития, нейролептиков и препаратов для коррекции нарушений внимания (метилфенидата, атомоксетина). При необходимости осуществляют лечение основной патологии. Прогноз определяется тяжестью стереотипий и причиной их развития.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/stereotypic-movement-disorder

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.